Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

IWPR: B Узбекистане прессы много, толку мало

Дата: 01 февраля 2011 в 10:20

CA-NEWS (UZ) — 15 января пресс-служба Узбекского агентства по печати и информации распространила информацию о резком увеличении количества масс-медиа в стране.

News Briefing Central Asia — Новостная Cводка Центральной Азии (NBCA), 31 января 2011

«Если в 1991 году количество средств массовой информации составляло 395, то к 2010 году их число выросло до 1199… за последние десять лет число печатных СМИ увеличилось в два раза и составляет почти 948 газет и журналов. Сегодня действуют 4 информационных агентства, 99 телерадиоканалов, а также 146 интернет-веб-сайтов, зарегистрированных в качестве СМИ», — говорится в исследовании агентства «Состояние и динамика развития СМИ, издательской и полиграфической деятельности в Узбекистане».

Однако по оценке комментаторов, опрошенных NBCA, увеличение количества масс-медиа происходит в основном за счет партийных, развлекательных изданий и телерадиостанций. Иначе почему стремительный рост СМИ никак не влияет на развитие узбекской журналистки, и в негосударственной прессе нет серьезных аналитических статей?

«Ни в одном из частных СМИ нет журналистов, — поясняет медиаобозреватель из Ташкента. — Там никто ничего не пишет, и все материалы перепечатываются из давно устаревшей российской жёлтой прессы».

Главный редактор ташкентского издания подтверждает это высказывание, намекая, что количественное увеличение масс-медиа вовсе не означает улучшения их контента: «Когда власти говорят о росте количества СМИ, речь идет об изданиях, главная цель которых — зарабатывать деньги».

А прибыль на медиарынке – это тиражирование СМИ с низкокачественным содержанием.

В качестве примера он привел самые продаваемые многотиражные газеты – «Даракчи» и «Тасвир», которые специализируются на развлекательных историях и семейных драмах. Похожие газеты не трудно зарегистрировать на территории Узбекистана и начать их выпускать, ведь их не надо сильно цензурировать, а прибыль можно получить быстро.

Схожая ситуация и с вещательными каналами, которые предлагают аудитории обилие концертов, клипов и музыкальных пьес. Все узбекские негосударственные станции объединены в одну сеть, которая контролируется Национальной Ассоциацией электронных СМИ, курируемой властями. Ассоциация бесплатно передает территориальным радиостанциям современные радиопередатчики и другое радиорелейное оборудование.

«Число телеканалов растет за счет трансляции российских, индийских, турецких сериалов и программ, а [количество] радиостанций увеличивается за счет FM-диапазона, — отмечает наблюдатель из Ташкента. — В эфир выходят только ди-джеи с музыкой и рекламой».

Александр, 32-летний телезритель из Ташкента сказал, что в программе любого канала он может быстрее найти какой-нибудь концерт, чем передачу об актуальных проблемах общества.

«Складывается впечатление, что все у нас здорово, люди довольны жизнью, а власти думают только о благе [населения]», — говорит он.

С ним поспорил Дильмурад Холматов, эксперт из Ташкента, который недоумевает: зачем открывать общественно-политическое издание в Узбекистане?

«Это значит – рисковать, так как власти критику не терпят», — говорит он.

Количественный рост масс-медиа за последние десять лет произошел на фоне заключения журналистов в тюрьмы, закрытия газет, жесткой цензуры и блокирования независимых интернет-ресурсов, напомнили другие обозреватели.

«В стране по-прежнему блокируются более 100 информационных российских и западных сайтов, — говорит Сергей Наумов, медиаэксперт из Ургенча на северо-западе страны. – Формальное увеличение независимых СМИ в Узбекистане не смогло побороть извечные хвори узбекского общества – грубый административный диктат властных и силовых структур на информационном поле».

В список запрещенных на территории Узбекистана медиаресурсов входят Centrasia.ru, Ferghana, Uznews, Gazeta.ru, RFR/RL, BBC, IWPR и другие, распространяющие независимую общественно-политическую информацию.

Государство осуществляет контроль над тремя наиболее влиятельными национальными ежедневными газетами: «Правда Востока» (на русском языке), «Халк Сузи» (на узбекском языке) и «Народное Слово» (на русском языке) и четырьмя телерадиоканалами, а подконтрольные властям политические партии и общественные движения учреждают СМИ под видом негосударственных, статьи в которых отражают точку зрения правительства.

Согласно рейтингу свободы прессы в 2010 году, составленному международной организацией «Репортеры без границ», Узбекистан занял оно из низших мест -163.

Данная статья была подготовлена в рамках проекта «Новостная сводка Центральной Азии», финансируемого фондом National Endowment for Democracy.

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба