Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Российские нефтяники встали на Украине // Прекращена работа Лисичанского НПЗ

Дата: 01 февраля 2011 в 10:32 Категория: Новости экономики

Российские нефтекомпании остановили свои перерабатывающие мощности на Украине. Вслед за ЛУКОЙЛом, который осенью закрыл на реконструкцию Одесский НПЗ, ТНК-ВР решила приостановить как минимум в первом квартале 2011 года работу Лисичанского НПЗ. Компания терпит убытки на Украине и просит вмешаться в ситуацию государство. Однако аналитики считают лучшим вариантом выход нефтяников из бизнеса. В понедельник совет директоров ТНК-ВР принял решение об остановке Лисичанского НПЗ на первый квартал 2011 года в связи с убыточностью предприятия. Об этом говорится в письме исполнительного директора ТНК-ВР Германа Хана главе администрации президента Украины Сергею Левочкину (есть в распоряжении «Ъ»). Принять окончательное решение по данному вопросу совет поручил менеджменту ТНК-ВР — «в зависимости от изменений условий ведения бизнеса в стране». В январе-сентябре 2010 года убытки украинских предприятий ТНК-ВР (Лисичанского НПЗ и «ТНК-ВР Коммерс») составили около $60 млн, говорится в письме, и при сохранении текущих тенденций на украинском рынке нефтепереработки убытки компании на Украине по году составят $150 млн. Программа инвестиций в 2010 году в модернизацию НПЗ реализована не полностью (из $128 млн освоено $97 млн), а программа на 2011 год (около $160 млн) на данный момент заморожена. Компания проинформировала украинское правительство о критическом состоянии НПЗ и возможной остановке предприятия. Официально в ТНК-ВР ситуацию не комментируют. На Украине ТНК-ВР принадлежит Лисичанский НПЗ — второй по величине в стране. В 2010 году завод переработал около 5 млн тонн нефти. Также ТНК-ВР владеет на Украине 150 АЗС, под ее брендом работают еще 275 джобберских АЗС. По данным минтопэнерго Украины, за прошлый год импорт нефтепродуктов в страну вырос с 3,8 млн до 4,5 млн тонн и составляет около половины объема рынка. Герман Хан отмечает, что в результате сложились «реальные предпосылки для полного разрушения» нефтепереработки в стране. Руководство ТНК-ВР считает работу украинских НПЗ «абсолютно убыточной». Герман Хан поясняет, что из-за «преференциального ценообразования на сырье» импортные нефтепродукты получают ценовое преимущество (более $100 на тонну) перед продукцией украинских заводов. Например, объем импорта на Украину из Белоруссии вырос в течение года на 17%, говорится в письме. Кроме того, с началом функционирования Единого экономического пространства (ЕЭП), когда Казахстан и Белоруссия начнут получать российскую нефть без пошлин, импорт нефтепродуктов на Украину станет еще выгоднее, а положение украинских НПЗ ухудшится, говорится в письме. Также господин Хан подчеркивает, что наблюдается рост контрабандных поставок нефтепродуктов на Украину и использование отдельными компаниями схем оптимизации налогообложения. «Например, компания «Ливела» осуществляла безналоговый ввоз нефти и нефтепродуктов на основании закона Украины об иностранных инвестициях, отмененного в 2000 году, и решения судов, подтвердивших право такого ввоза»,— сообщает он. Решить проблему могут только власти Украины, считает Герман Хан. Он призывает руководство страны провести расследование импорта нефтепродуктов и начать борьбу с контрабандой и использованием «серых» схем. Также необходимо установить на них импортные пошлины, считает господин Хан. Власти Украины уже говорили о возможности введения пошлин, но окончательного решения об этом не принято. В ряде профильных ведомств отмечают, что, хотя введение импортных пошлин и поможет нефтепереработчикам, оно спровоцирует дополнительный рост стоимости нефтепродуктов. ЛУКОЙЛ уже приостановил нефтеперерабатывающий бизнес на Украине. В октябре 2010 года компания приняла решение о закрытии на ремонт Одесского НПЗ «в связи с текущей неблагоприятной маркетинговой ситуацией на украинском рынке нефтепродуктов и, как следствие, низкой эффективностью работы завода». НПЗ до сих пор простаивает, сообщили «Ъ» в ЛУКОЙЛе. Также работа завода осложнена трудностями с поставками нефти после изменения направления прокачки по трубопроводу Одесса—Броды, по которому он раньше получал сырье. Виталий Крюков из «ИФД-Капиталъ» полагает, что украинские власти должны быть заинтересованы в том, чтобы местный рынок снабжался качественным топливом. По его словам, заводы ЛУКОЙЛа и ТНК-ВР способны производить нефтепродукты евростандарта, а вот качество нефтепродуктов, завозимых из других стран, «вызывает вопросы». Но ТНК-ВР уже давно пытается добиться от украинских властей изменений в проводимой ими налоговой политике, а результатов нет, отмечает аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров. По его мнению, в сложившейся ситуации единственный выход для российских компаний — это выход из бизнеса, но «вряд ли он сможет кого-то заинтересовать».

По сообщению сайта Коммерсантъ