Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«Народный» самолет

Дата: 01 февраля 2011 в 15:40 Категория: Общество

Илья Крамник, военный обозреватель «РИА Новости»
40 лет лучшему российскому истребителю
В январе 1971 года, подписывая распоряжение о начале работ над очередным авиапроектом, Павел Осипович Сухой, один из лучших советских авиаконструкторов, вряд ли догадывался о масштабе славы и признания, которую получит новый самолет его КБ. А если и догадывался, то никак этой догадки не выдавал.
Новый проект, разрабатывавшийся в рамках программы ПФИ (перспективный фронтовой истребитель), получил индекс «Т-10». Его история началась двумя годами ранее, когда в СССР задумались об ответе на американскую программу FX (Fighter eXperimental), в рамках которой был создан один из лучших американских истребителей — F-15 Eagle

Советский Генштаб определил требования к перспективному фронтовому истребителю: он должен иметь большую дальность полета, взлетно-посадочные характеристики, позволяющие использовать короткие или поврежденные взлетные полосы, маневренность, обеспечивающую превосходство в ближнем воздушном бою — традиционной «собачьей свалке», и оборудование для ведения дальнего ракетного боя за пределами визуальной видимости.
На маневренности стоит остановиться чуть подробнее. После того как в 1950-х годах управляемые ракеты прочно вошли в арсенал истребителей, в СССР и США решили было, что эра маневренных воздушных боев закончилась — теперь все схватки будут проходить на больших расстояниях, с использованием ракетного оружия. Ошибочность этой точки зрения показала вьетнамская война: дозвуковые «МиГ-17», лишенные управляемого вооружения, но оснащенные мощным пушечным, успешно вели воздушные бои со сверхзвуковыми истребителями, значительно превосходя их в маневренности. При этом скорость сверхзвуковых машин отнюдь не всегда гарантировала им возможность уйти. Отличные способности продемонстрировали и более современные «МиГ-21» — эти машины были значительно легче основных американских самолетов и сочетали сверхзвуковую скорость с высокой маневренностью.
В итоге США начали разработку самолета, который, с одной стороны, не уступал бы их тогдашнему основному истребителю F-4 Phantom II по боевой нагрузке и дальности полета, а с другой — был способен выдержать маневренный воздушный бой с «МиГ-17» и «МиГ-21».
То, что пушки и ближний бой рано списывать со счетов, вскоре доказали и конфликты на Ближнем Востоке, где в маневренных боях сходились «МиГи» и «Миражи».
Высокие требования сразу сделали разработку будущего «Су-27» нетривиальной задачей — над компоновкой будущего истребителя трудилось не только КБ. В его создание внесли огромный вклад специалисты ведущих авиационных НИИ — прежде всего подмосковного ЦАГИ и Новосибирского СибНИА.
В 1981 году будущий «Су-27» обрел свой облик. Испытания подтвердили превосходство новейшего советского истребителя над F-15. В 1984 году «Су-27» пошел в серию. С этого момента и по сей день на серийных заводах в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске и Новосибирске выпустили в общей сложности уже более 1,3 тысячи самолетов «Су-27» и его модификаций — «Су-30», «Су-33», «Су-34», «Су-35»...
Основными достоинством «Су-27» является сочетание высокой маневренности со столь же высокими способностями к бою на дальних дистанциях. Это делает машину ОКБ Сухого грозным противником на всех дистанциях.
Другой плюс, определивший многолетний коммерческий успех машины, — ее модернизационный потенциал: платформа 70-х годов прошлого века с установкой современного оборудования и вооружения получила второе дыхание и по-прежнему может соперничать с лучшими самолетами мира.
Выйдя на рынок в начале 1990-х, истребитель завоевал популярность, его используют ВВС 17 стран, он заслуженно считается одним из лучших самолетов своего поколения. Разнообразие модификаций позволяет найти приемлемый вариант для самых разных покупателей — от относительно небогатых стран Африки, нуждающихся в современных и не очень дорогих самолетах, до Индии, готовой отдавать по сотне миллионов долларов за ультрасовременные машины, наполненные разнообразным высокотехнологичным оборудованием и вооружением. «Су-27» и его модификации стали самыми продаваемыми самолетами 2000-х годов. Судя по всему, они сохранят эту позицию и в ближайшие годы, особенно с учетом постоянного торможения разработки нового «общезападного» истребителя F-35.
Технологический барьер, который встал перед разработчиками авиатехники в последние 20 лет, и экономические трудности замедлили принятие на вооружение машин нового поколения. И в этих условиях неудивительно, что платформа «Т-10», как и его заокеанские оппоненты, продолжает развиваться — планы модернизации этой машины в ряде стран рассчитаны вплоть до 2040-х годов и, судя по всему, это не последний рубеж.

По сообщению сайта Новое поколение