Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Пилоты польского Як-40, севшего в Смоленске перед крушением президентского Ту-154, могут быть уволены

Дата: 01 февраля 2011 в 18:40

Пилоты польского военного самолета Як-40, прибывшего в Смоленск незадолго до того, как там же потерпел крушение лайнер президента Польши Леха Качиньского, могут быть уволены за посадку в опасных погодных условиях. ВВС Польши в ходе расследования установили, что экипаж Як-40 нарушил правила и авиационные процедуры. Польская сторона отмечает при этом, что ошибку совершили и российские диспетчеры.

ИТАР-ТАСС передает слова пресс-секретаря ВВС Роберта Купрача, согласно которому «пилоты нарушили авиационный порядок, снизившись ниже минимальной высоты, принятой для аэропорта в Смоленске». Он добавил, что экипаж не признает своей вины. «Дело разбирается и пока рано говорить о последствиях», — заключил Купрач.

По данным местных СМИ, на которые ссылается агентство, пилоты Як-40 совершили посадку, несмотря на отсутствие окончательного разрешения контрольной вышки. Над взлетно-посадочной полосой в этот момент уже собирался туман, и видимость была настолько ограничена, что посадка была опасна.

Польское радио, в свою очередь, отмечает, что из расшифровки стенограммы из диспетчерского пункта в Смоленске, выяснилось, что диспетчеры не видели, как самолет идет на снижение.

Также из стенограмм стало известно, что после удачного приземления самолета с журналистами диспетчер похвалил пилота, сказав в его адрес «молодец». По оценке польского министра юстиции Кшиштофа Квятковского, это ошибка российской стороны.

«Это свидетельствует о нарушении процедур с российской стороны, потому что, очевидно, что тот, кто руководит приземлением, никогда не должен так оценивать даже успешную посадку, если это противоречит процедурам, связанным с подходом и посадкой воздушного судна», — сказал он.

Глава польской комиссии, расследующей авиапроисшествия, полковник Эдмунд Клих в связи с расследованием по Як-40 сказал, что «наконец-то стали разбираться с важными авиационными инцидентами». «Проблема в военной авиации начинается от недостатка профессионального подхода к происшествиям», — отметил он.

«Важно не то, как должны быть наказаны люди, а то, какие профилактические меры должны быть предприняты», — сказал Клих, добавив, что в военной авиации Польши нарушение правил вошло в привычку.

Расшифровка переговоров: пилоты Як-40 не до конца понимали русских диспетчеров

На президентском Ту-154 Качиньский, его жена и часть руководства страны — всего 88 человек — летели на памятные мероприятия в Катынь, где в 1940 году советским НКВД были расстреляны тысячи пленных польских офицеров. При заходе на посадку в Смоленске в условиях стремительно ухудшавшейся видимости самолет разбился, все его пассажиры и весь экипаж в составе восьми человек погибли.

Незадолго до этого крушения на том же аэродроме успешно приземлился военный Як-40 с польскими журналистами. Его экипаж поддерживал постоянную связь с лайнером Качиньского. Они подтверждали информацию российских диспетчеров о том, что видимость крайне низкая, однако советовали на тот момент попытаться сесть.

Когда президентский самолет все еще находился на безопасной стометровой высоте, военные из экипажа польского Як-40 передали: российский Ил-76, который должен был приземлиться в «Северном» тем же утром, ушел на запасной аэродром.

Судя по опубликованным расшифровкам переговоров диспетчеров, они испытывали трудности при общении с польскими пилотами, которые не понимали их до конца. Так, экипаж Як-40 после приземления не выполнил команду диспетчеров развернуть самолет на полосе на 180 градусов. Из транскрипции видно, что руководитель полета, пытаясь выяснить, куда рулит самолет, мимоходом рассказывает о подобном случае из прошлого, когда он велел иностранному пилоту поворачивать вправо, а тот вместо этого шел влево, сообщается на сайте «АвиаПОРТ».

Также расшифровки показывают, что российская сторона предупреждала экипаж Ту-154 о плохих метеоусловиях и предлагала уйти на второй круг. Экипаж поблагодарил за информацию, но сообщил, что будет пытаться приземлиться: «Если возможно, попробуем подход, но если не будет погоды, тогда отойдем на второй круг».

В 10:32 руководитель полетов в Смоленске говорит одному из диспетчеров: «Не знаю, я бы на месте Москвы сюда бы не гнал». И получает ответ: «Это решение (неразборчиво) международного номер один. Он там сам (неразборчиво)». Один из диспетчеров, полковник Краснокутский говорит: «Он не зайдет. Ты, главное, дай ему на второй круг. Значит, на второй круг и все. А там дальше, сам принял решение, пусть сам решает».

Вскоре диспетчеры теряют связь с экипажем Ту-154. Руководитель полетов несколько раз пытается связаться с польским экипажем, называет их позывные, но безуспешно. Далее приводятся ругательства со стороны Краснокутского, который требует «пожарку туда».

Последнее, что можно услышать в записи переговоров, это фразы диспетчеров: «После Ближнего упал. Левее дороги», «На второй круг уходить начал, потом пропал». Дальше в радиоэфире звучит только: «Бл……ь!!!»

Отчет МАК и реакция Польши

Согласно обнародованному в январе окончательному отчету МАК — Межгосударственного авиационного комитета, базирующегося в Москве, экипаж принял ошибочное решение о посадке в условиях давления на него со стороны высокопоставленных пассажиров.

Вывод об этом был сделан на основании анализа записи переговоров в кабине пилотов, где находился один из членов польской делегации, главком ВВС Анджей Бласик. Эксперты выяснили, что главком в момент катастрофы находился в состоянии алкогольного опьянения: в его организме был обнаружен этиловый спирт в концентрации 0,6 промилле.

Специалисты заключили, что он имел всю информацию о крайне опасной ситуации, в которой совершалась посадка, но проявил безучастие, вследствие чего командир экипажа продолжил осуществлять ошибочное решение.

В МАК сочли, что экипаж Ту-154 боялся негативной реакции Леха Качиньского в случае ухода на запасной аэродром. Об этом свидетельствуют, в том числе, слова, которые произнес штурман незадолго до посадки: «Он взбесится!». В то же время в комитете признают, что никаких конкретных команд от президента Польши о посадке не поступало.

Польское политическое руководство отреагировало на доклад МАК бурей негодования. Они возмутились тем, что вину за крушение полностью возложили на польских пилотов и умолчали об ответственности российских диспетчеров. Варшава представила свою версию произошедшего, согласно которой «диспетчеры действовали под большим давлением и совершили много ошибок, не поддержав экипаж во время захода на посадку в трудных погодных условиях».

Стоит отметить, что, в отличие от политиков, польские авиационные эксперты с выводами МАК соглашаются.

Каталог NEWSru.com:
Информационные интернет-ресурсы

По сообщению сайта NEWSru.com