Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Неприручённый гений. Александр Таиров умер через месяц после закрытия его театра

Дата: 02 февраля 2011 в 03:20 Категория: Новости культуры

125-летие великого русского режиссёра, создателя Камерного театра, прошло незамеченным

До сих пор нет и памятной доски на здании театра на Тверском бульваре, где он не только служил, но и жил. А ведь современники и у нас, и за рубежом (Бернард Шоу, Стефан Цвейг, Юджин О’Нил, Жан Кокто) считали Таирова гением.

В известном смысле Таирову, гению-самоучке, юристу из г. Ромны, повезло — его не таскали в НКВД, не арестовали, не избивали в камерах Лубянки резиновыми палками и не застрелили, как Мейерхольда. Не забрала его и ранняя тяжёлая болезнь, как создателя «Принцессы Турандот» Вахтангова. Но и власть не обласкала его, как отцов-основателей Московского Художественного театра.

Да, он получил и звание народного, и орден Ленина, и 35 лет имел собственный театр, Московский Камерный, который — уникальная ситуация по тем временам — был даже «выездным» за рубеж. Однако «своим», приручённым, для советского государства режиссёр не стал. Сталин Камерный театр не любил, называл его абсолютно «буржуазным». Конечно, Таирову, как любому творческому руководителю, приходилось и заседать, и «дружить» с людьми из верхов, и искать компромиссы, и просить, и ставить идейно правильные пьесы. Но у него всю жизнь была одна цель — спасти и сохранить своё детище.

Камерный потерял и своё имя, став Театром им. Пушкина (Тверской бул., 23, — см. карту). «Личная неприязнь» вождя совпала с борьбой с космополитизмом (настоящая фамилия режиссёра Корнблит), «формализмом и эстетством» в искусстве. Не спасло и покаянно-просительное письмо в Мосгорисполком: как горько сегодня читать это и другие ему подобные послания-прошения гениев к чиновникам! 63-летний Таиров клялся в желании «участвовать в строительстве новой советской культуры и двигать её вперёд».

В один из майских вечеров 1949-го в Камерном последний раз давали «Адриенну Лекуврёр», в финальной сцене под траурный марш звучали слова героини в исполнении Алисы Коонен, супруги и музы режиссёра: «О, как я любила театр! И ничего от меня не останется, ничего, кроме воспоминаний…» Овация длилась и длилась, публика встала, не давая занавесу закрыться, и тогда Таиров велел опустить железный, «пожарный» занавес навсегда. А слова Коонен оказались пророческими. От легендарных спектаклей Камерного — «Адриенны», «Саломеи», «Федры», «Грозы», «Чайки», «Оптимистической трагедии», «Мадам Бовари» — действительно ничего не осталось, кроме воспоминаний и нескольких радиофрагментов, сохранивших необыкновенный голос первой (последней и единственной) истинно трагической русской актрисы XX в. Алисы Коонен.

Алиса и Александр. Коонен и Таиров. Это была самая яркая пара в тогдашнем мире искусства, таковой она и осталась в его истории. От спектакля к спектаклю строили свой театр двое равновеликих людей. Коонен была актрисой от Бога и любимой ученицей Станиславского. Великая Яблочкина, звезда Малого театра, подарила ей веер Ермоловой, как бы делая её таким образом «наследницей». Супруги же обожали театр и друг друга, хотя так и не посетили ЗАГС, — поэтому после смерти Таирова Фаине Раневской пришлось подтверждать в судах, что он и Коонен «вели совместное хозяйство».

Известна театральная легенда: якобы, когда Камерный закрыли, Алиса Георгиевна прокляла сцену, погубившую её великого мужа. И больше никогда в театре не появлялась, хотя на 24 года пережила мужа в небольшой квартире, находившейся через лестничную клетку от театральных помещений. Это давало возможность Александру Яковлевичу появляться в театре внезапно и часто среди ночи. Но и в собственном кабинете он продолжал «играть», как вспоминала Коонен, с макетами спектаклей, переставляя в них картонные фигурки артистов, части декораций, что-то меняя и придумывая (не зря она называла его «мальчиком», хоть и был он на 5 лет старше). Квартиру в 1974 г. после смерти Коонен разорили, уникальную мебель из красного дерева распродали.

Таиров в отличие от жены после увольнения из театра в него заглядывал, спрашивая, когда репетиция. А гуляя по любимому бульвару, искал на афишных тумбах названия своих снятых спектаклей, вспоминая, возможно, как они с Алисой, молодые, завлекали на Тверском зрителей, расхваливая самую первую постановку. Режиссёр «сгорел» почти сразу, как с фронтона театра сбили название «Камерный», — рак мозга осложнился стремительно развившимся душевным недугом. Что, собственно, неудивительно: Александру Таирову незачем да и нечем стало жить.

Театр же память великого основателя чтит: в афишах сохранено историческое название, а мемориальная доска, та, что предназначалась для улицы, висит в фойе. На первом этаже — музей Таирова и Коонен, создавших антимещанский, «синтетический театр», где были перемешаны музыка и балет, цирк и пантомима, но при этом страдала и билась живая душа.
 

По сообщению сайта Аргументы и Факты