Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Копия с несохранившегося оригинала // Коллекция Михаила Перченко в ГМИИ

Дата: 02 февраля 2011 в 06:02

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка живописи, скульптуры и мебели северной готики и Ренессанса из собрания москвича Михаила Перченко. Вопросом о том, какого качества должна быть коллекция, чтобы попасть в Белый зал ГМИИ, задавалась ТАТЬЯНА МАРКИНА. Прошедшим летом на этих стенах, в Белом зале основного здания ГМИИ им. А. С. Пушкина, висели шедевры мастеров итальянского Возрождения — это была выставка «От Рафаэля до Гойи» из собрания Будапештского музея изобразительных искусств. Сейчас тут представлены картины и скульптура северной готики и Ренессанса из частного собрания, принадлежащего Михаилу Перченко, коллекционеру и владельцу антикварной галереи. Пожалуй, большей чести для коллекции западноевропейского искусства выдумать невозможно — разве что показать ее еще и в Эрмитаже. Владелец коллекции, очевидно, это понимает: «Выставка состоялась только благодаря помощи Ирины Александровны Антоновой»,— прочувствованно благодарил он директора ГМИИ. Она, в свою очередь, призывала собравшихся учиться ценить повторения образов великих художников и произведения, выполненные их учениками и последователями, из каковых в значительной степени и состоит выставка. Действительно, «Оплакивание Христа» Хуго ван дер Гуса, которого Альбрехт Дюрер считал одним из трех великих нидерландских художников (вместе с ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом), известно только по его повторениям — на выставке представлена чуть ли не самая ранняя копия несохранившегося оригинала XV века. «Свадебная процессия» последователя Питера Брейгеля Младшего, по-видимому, повторение несохранившейся картины главного художника семьи Брейгелей — Питера Брейгеля Старшего. Восемь маленьких эпизодов Страстей Христовых, написанные анонимным мастером региона Верхнего Рейна в первой трети XVI столетия, имели прообраз в печатной графике (обычно бывает наоборот — графика тиражирует живопись), обнаружить который не удалось. Всего на выставке представлено три десятка картин и свыше шестидесяти примеров полихромной деревянной скульптуры, которую специалисты считают наиболее ценной частью собрания. Кудрявые мадонны, мужественные Георгии, печальная святая Маргарита, щеголеватый святой Мартин — ярко раскрашенная деревянная скульптура северной готики долго вообще не считалась предметом коллекционирования, в России ее никто не собирал. В основе собрания Михаила Перченко двадцать скульптур из европейской коллекции, приобретение которой заставило его всерьез заняться этой темой. Сейчас коллекция скульптуры по количеству и качеству сравнима с аналогичными собраниями Эрмитажа и ГМИИ вместе взятых, считает Вадим Садков, заведующий отделом старых мастеров ГМИИ. В Пушкинском музее даже нет специалиста по этой теме — коллекцию описывал приглашенный владельцем немецкий ученый Ханс Ньюдорп из антверпенского музея Майера ван дер Берга. К сожалению, культуртрегерский эффект при этом был совершенно утерян — и подписи к скульптурам рассказывают лишь об истории персонажа и не помогут понять, почему святой Георгий из Антверпена побивает дракона в аскетичном образе рыцаря, а северофранцузский Георгий завит и модно одет. Сам владелец больше всего любит скульптуру «Епископ» (середина XVI века, Германия) — лицо персонажа живо и индивидуально, складки плаща бурно развеваются. Еще одна выдающаяся вещь в собрании — ретабль, многоярусный иконостас со сценами из жизни святого Иакова (или Иоанна Милостивого, это точно неизвестно). Такие повествовательные композиции вошли в моду в XVI веке, и антверпенские мастера резали их на экспорт для других европейских стран. В домашнем собрании Михаила Перченко есть еще живопись XVII века, стекло, дельфтский фарфор, итальянская майолика. На вопрос о том, чего ему еще не хватает, коллекционер отвечает: итальянской живописи. Частный музей он пока открывать не собирается. Сведений о том, намерен ли ГМИИ имени Пушкина и впредь широко выставлять российские частные коллекции в своем Белом зале или будет, как раньше, ограничиваться созданным специально для этого отделом личных коллекций, пока нет.

По сообщению сайта Коммерсантъ