Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Не пропадать же народной инициативе

Дата: 02 февраля 2011 в 06:10 Категория: Общество

Данияр Ашимбаев, www.zonakz.net, 1 февраля

В связи с последними событиями в политической жизни республики – идея референдума, голосование в парламенте, решение Конституционного совета, выступление Президента – мы обратились к Данияру Ашимбаеву, главному редактору «Казахстанской биографической энциклопедией», с двумя вопросами. Что это было? Почему президентские выборы именно сейчас?
– Инициативе о проведении референдума при всем ее размахе изначально не хватало только одного – нормального обоснования, зачем это нужно вообще и именно сейчас в частности. Ни инициативная группа, ни огромное количество восторженных почитателей не смогли внятно ответить на эти вопросы.
Аргументация о всенародной поддержке, конечно, базируется на той простой истине, что Нурсултан Назарбаев априори не может проиграть выборы и просто не в состоянии получить менее 90% голосов избирателей – его авторитет у населения непоколебим. Но зачем нужен референдум, если есть механизм выборов? Довод насчет экономии средств (один референдум вместо двух электоральных кампаний) просто смешон.
Мне кажется, это не слишком продуманная, а я бы даже сказал – откровенно вредная идея возникла из желания «упростить» политическую ситуацию в стране. Воспользовавшись благоприятной внешне — и внутриполитической ситуацией (председательство в ОБСЕ, Азиада, относительная стабилизация экономики плюс обычная уже стабильность во внутренней политике) провести президентские выборы этой весной, а по мере прохождения данной мысли по извилинам и коридорам решили еще больше облегчить себе жизнь. Так возник референдум – безальтернативный (снимает проблему выстраивания конкурентного поля, контрпропаганды и выработки какой-нибудь новой идеологемы) и «двухсрочный» (скользкая и опасная проблема преемничества откладывается на десять лет вперед). Можно было бы, конечно, предложить продление полномочий сразу до 2030-го года, но это видимо показалось кому-то там «менее демократичным».
Осталось только убедить население (задача в принципе на данный момент уже решена) и собственно самого президента. С этим вышел прокол. Пять миллионов подписей, массированная кампания в прессе, письма населения и общественности, коалиция и т.д. – но у Нурсултана Абишевича возникли закономерные сомнения. Во-первых, внешнеполитические риски – идею референдума дружно подвергли обструкции на Западе, а пришлось бы заново налаживать отношения после с таким трудом полученного и проведенного председательства в ОБСЕ. Во-вторых, тот пыл и азарт, с которым общественность поддержала референдум, уже начал вызывать вполне обоснованные сомнения в адекватности отечественного «гражданского общества». Один из ораторов выдал совершенно чудесный тезис, что «все эти выборы – тяжелое бремя для народа. Мне кажется, что все это не нужно казахстанцам, это – пустая трата времени и средств». Такое ощущение, что, по его мнению, вышеназванный народ как-то неправильно голосовал все предшествующие 20 лет. В-третьих, победа на досрочных выборах решала абсолютно те же задачи.
При этом окончательное решение очень долго не принималось. Инициативу можно было завернуть еще месяц назад, но не свернули. С другой стороны, принятый парламентом закон об изменениях в Конституцию был исполнен в такой манере, что Конституционный совет вряд ли бы его одобрил. Президент явно колебался, но в итоге все-таки принял решение идти на выборы – не пропадать же народной инициативе. Хотя, честно говоря, до сих пор нет уверенности, что парламент примет новый закон, КС его одобрит, президент наложит вето, депутаты его преодолеют – и повторится история с законом о лидере нации. Тем более, что во вчерашнем заявлении есть некоторые моменты, допускающие разное толкование (например, построение фразы «саму возможность проведения республиканского референдума по данному вопросу Конституционный Совет не отвергает. Я согласен с принятым решением» или «я не могу отвергать всенародную инициативу подавляющего большинства избирателей»). Но не дай бог, конечно…
А сейчас президент оказался в идеальной ситуации – выбрал выборы (прошу прощения за тавтологию) в момент, когда все обреченно свыклись с мыслью о референдуме и расслабились. Мне кажется на окончательное решение все-таки пойти на выборы именно сейчас повлияли и бурные события на Ближнем Востоке, по причине определенного генетического сходства политических систем в Египте, Тунисе и в Центральной Азии. Получение мандата доверия/подтверждения политической легитимности лидера страны через относительно демократическую процедуру – и приятно, и полезно. Но вот если парламент теперь назначит выборы и одновременно увеличит срок президентских полномочий до 8 или 10 лет (чтобы компенсировать пропажу двух лет нынешнего срока), то тогда никто не останется обиженным.

По сообщению сайта Nomad.su