Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Нормативное Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан

Дата: 02 февраля 2011 в 06:40

31 января 2011 года № 2 город Астана

Конституционный Совет Республики Казахстан в составе председателя И. И. Рогова, членов Совета И. Ж. Бахтыбаева, Н. В. Белорукова, А. Н. Жаилгановой, В. А. Малиновского, А. М. Нурмагамбетова, У. М. Стамкулова, с участием:
представителя Правительства Республики Казахстан – министра юстиции Республики Казахстан Р. Т. Тусупбекова,
представителя Сената Парламента Республики Казахстан – секретаря Комитета по законодательству и правовым вопросам Сената Парламента Республики Казахстан С. Б. Акылбая,
представителя Мажилиса Парламента Республики Казахстан – председателя Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан Р. Ж. Мукашева,
председателя Верховного суда Республики Казахстан М. Т. Алимбекова,
уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан А. О. Шакирова,
представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – заместителя Генерального прокурора Республики Казахстан А. К. Даулбаева,
представителей Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан – секретаря Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан Б. С. Мельдешова и члена Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан М. А. Сарсембаева,
представителя Министерства иностранных дел Республики Казахстан – заместителя министра иностранных дел Республики Казахстан К. Е. Омарова
рассмотрел в открытом заседании обращение Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева о проверке на предмет соответствия Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан».
Заслушав сообщение докладчика – члена Конституционного Совета В. А. Малиновского, выступления участников заседания, а также директора товарищества с ограниченной ответственностью «Институт правовых исследований и анализа» А. К. Гусманова, президента Союза адвокатов Казахстана А. К. Тугела, исполнительного директора Общественного фонда «Хартия за права человека» Ж. У. Турмагамбетовой, изучив заключения экспертов и специалистов: доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой международного права Евразийского национального университета им. Л. Гумилева Е. М. Абайдельдинова; доктора юридических наук, профессора, главного редактора журнала «Государство и право», главного научного сотрудника Института государства и права Российской академии наук А. С. Автономова; доктора юридических наук, профессора, заведующей кафедрой конституционного права Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова С. К. Амандыковой; доктора юридических наук, профессора кафедры юриспруденции и международного права университета «Туран» Э. Б. Мухамеджанова; академика Национальной академии наук Республики Казахстан, доктора юридических наук, профессора С. Н. Сабикенова; независимого эксперта по новым технологиям и процессам, профессора Ш. С. Толбая; доктора юридических наук, профессора Казахского гуманитарно-юридического университета С. Ф. Ударцева; профессора Бременского университета Р. Книпера и руководителя правового проекта Германского общества по международному сотрудничеству в Казахстане Й. Пудельки (Германия); ознакомившись с заключениями Института государства и права Казахского национального университета им. Аль-Фараби и кафедры конституционного и административного права этого же университета; Евразийского национального университета им. Л. Гумилева; Казахского гуманитарно-юридического университета; Республиканского общественного объединения «Юристы – за справедливые выборы»; а также с другими материалами конституционного производства, Конституционный Совет Республики Казахстан
установил:
Закон Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан» принят Парламентом Республики Казахстан 14 января 2011 года и в тот же день представлен на подпись Главе государства.
В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан и подпунктом 1) пункта 2 статьи 17 Конституционного закона Республики Казахстан «О Конституционном Совете Республики Казахстан» Президент Республики Казахстан направил данный Закон в Конституционный Совет Республики Казахстан для проверки на предмет его соответствия Конституции Республики.
При проверке конституционности Закона Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан» (далее – Закон) Конституционный Совет исходит из следующего.
1. Историческая роль и миссия Нурсултана Абишевича Назарбаева – основателя нового независимого государства Республики Казахстан, обеспечившего его единство, защиту Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обусловили необходимость и целесообразность конституционно-правового закрепления особого статуса Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации.
Посредством принятия Парламентом Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» в часть вторую пункта 5 статьи 42 Основного закона включено понятие «Первый Президент Республики Казахстан», а статья 46 дополнена пунктом 4, согласно которому «Статус и полномочия Первого Президента Казахстана определяются Конституцией Республики и Конституционным законом».
Таким образом, в Казахстане Конституцией страны и Конституционным законом Республики Казахстан от 20 июля 2000 года № 83-II «О Первом Президенте Республики Казахстан – Лидере Нации» регламентирован особый статус Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации.
Введение в пункт 5 статьи 42 и пункт 4 статьи 46 Конституции понятия «Елбасы» логично вытекает из конституционно-правового статуса Первого Президента Республики – Лидера Нации и соответствует положениям и нормам Основного закона.
2. Конституцией Казахстана республиканский референдум определен в качестве демократического метода решения наиболее важных вопросов государственной жизни (пункт 2 статьи 1), а также наряду с выборами – формой непосредственного осуществления народом своей власти (пункт 2 статьи 3).
Из провозглашенного в пункте 1 статьи 3 Конституции положения «единственным источником государственной власти является народ» следует, что основой казахстанского государства, его суверенитета, независимости и конституционного строя выступает народ Казахстана (постановление Конституционного Совета от 1 декабря 2003 года № 12).
Будучи одной из основополагающих конституционных ценностей, акт волеизъявления народа обретает обязательную юридическую силу посредством голосования на республиканском референдуме либо на выборах Президента Республики и депутатов Парламента, периодически проводимых в стране.
Так, исходя из своего суверенного права, народ Казахстана 30 августа 1995 года принял действующую Конституцию страны именно на республиканском референдуме.
В этой связи Конституционный Совет полагает, что путем голосования на республиканском референдуме может быть решен любой наиболее важный вопрос государственной жизни Республики, в том числе и о продлении президентских полномочий Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы. Не могут быть предметом республиканского референдума инициативы, направленные на изменение установленных Конституцией унитарности и территориальной целостности государства, формы правления Республики (пункт 2 статьи 91 Конституции). Конституционным законом возможно установление и иных ограничений в отношении вопросов, выносимых на республиканский референдум.
3. Нормами пунктов 1–3 и 5 статьи 41, пунктов 1–3 статьи 42 Основного закона системно регламентированы положения о возникновении и прекращении президентского мандата. В числе таковых: избрание Главы государства совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; требования, предъявляемые к кандидату в Президенты страны; срок президентских полномочий, периодичность выборов и правила определения их результатов; текст присяги и порядок вступления в должность; основания и порядок прекращения полномочий Президента Республики.
При этом пункт 5 статьи 42 Конституции имеет специальное предназначение. Устанавливая в качестве общего правила запрет на избрание одного и того же лица Президентом Республики более двух раз подряд (часть первая), он не распространяет данное ограничение на Первого Президента Республики Казахстан (часть вторая).
Рассматриваемым Законом часть вторая пункта 5 статьи 42 Конституции изложена в новой редакции: «Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, срок президентских полномочий которого может быть продлен на республиканском референдуме».
Оценивая данную норму Закона, Конституционный Совет констатирует, что из пункта 1 Закона не ясно, на какой срок могут быть продлены президентские полномочия Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы. Не определено, будет ли такое продление носить разовый или неоднократный характер, либо предполагается полный отказ от выборов Главы государства.
Нечеткость изложения данной конституционной нормы может повлечь дисбаланс государственных и общественных институтов, предусмотренных Конституцией.
Между тем Конституционным Советом неоднократно подчеркивалось, что закон должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий, то есть его нормы должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости, тем самым исключая возможность произвольной интерпретации и применения положений закона (нормативные постановления Конституционного Совета от 27 февраля 2008 года № 2, от 11 февраля 2009 года № 1 и от 20 августа 2009 года № 5).
Таким образом, пункт 1 Закона Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан», принятого Парламентом Республики Казахстан 14 января 2011 года и представленного на подпись Президенту Республики Казахстан, не согласуется с пунктом 1 статьи 2 Конституции Республики Казахстан.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 2 статьи 17, статьями 31–33 и 37, пунктом 1 статьи 38, пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан», Конституционный Совет Республики Казахстан
постановляет:
1. Признать Закон Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан», принятый Парламентом Республики Казахстан 14 января 2011 года и представленный на подпись Президенту Республики Казахстан, не соответствующим Конституции Республики Казахстан.
2. Согласно пункту 1 статьи 74 Конституции Республики Казахстан, признанный не соответствующим Конституции Закон Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан», принятый Парламентом Республики Казахстан 14 января 2011 года, не может быть подписан и введен в действие.
3. Согласно пункту 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.
4. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.

Председатель
Конституционного Совета
Республики Казахстан И. Рогов

По сообщению сайта Nomad.su