Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Погостил — и хватит! (Саулет Искакбекова, судья Специализированного административного суда г. Павлодара)

Дата: 02 февраля 2011 в 12:30

Погостил — и хватит!

 

Саулет Искакбекова, судья Специализированного

административного суда г. Павлодара

 

Республика Казахстан в соответствии с ее Конституцией, международными обязательствами в сфере прав человека, другими нормативными правовыми актами гарантирует соблюдение прав человека на ее территории в ходе миграционных процессов.

Нормы Конституции РК, двусторонние межгосударственные договоры (соглашения) Казахстана с другими государствами о выдаче, другие международные обязательства Казахстана в сфере прав человека соответствуют общепризнанным международным стандартам свободы передвижения, которые базируются на следующих основных принципах: свобода передвижения внутри страны предполагает право каждого, законно находящегося на ее территории, свободно перемещаться и выбирать себе место жительства без необходимости запрашивать особое разрешение властей; это право относится в равной мере к гражданам страны, иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам и легальным мигрантам; право на выезд из своей страны и право на въезд в свою страну являются личными правами человека и должны гарантироваться законом; ограничения въезда-выезда, а также свободы передвижения внутри страны могут быть введены только законом в интересах обеспечения национальной безопасности, поддержания общественного порядка, охраны здоровья, морали и нравственности, защиты прав и свобод других людей; эти ограничения должны соответствовать другим международно-признанным правам и свободам, служить ясной цели и быть разумными, необходимыми и достаточными; в отношении беженцев или лиц, ищущих убежища, основным принципом является принцип невысылки, то есть обязанность государств не высылать и не возвращать их на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность по причине их расовой, религиозной, социальной принадлежности, гражданства или политических убеждений.

Так, согласно выписке из приказа МВД РК № 215 от 9 апреля 2004 года «Об утверждении Инструкции по применению Правил въезда и пребывания иностранцев в РК, а также их выезда из РК и организации оперативно-служебной деятельности ОВД по предупреждению и пресечению незаконной миграции иностранцев на территории Республики Казахстан», общий порядок пребывания иностранцев, прибывших в Республику Казахстан по частным делам, не может превышать 30 суток, а для граждан Таможенного союза СНГ — 90 суток, и в дальнейшем может быть продлен на такие же сроки, то есть для граждан России и Беларуси — шесть месяцев, для всех остальных — два месяца. Также имеются сроки и для лиц, прибывших, к примеру, на учебу, — ежегодно на весь учебный год; на лечение — на период лечения (на основании заключения медицинского учреждения); на работу — на период срока разрешения, выданного уполномоченными органами; с деловой целью — на срок не более года; лицам, обратившимся с ходатайством об оставлении на постоянное жительство — на период, необходимый для рассмотрения ходатайства.

Однако на практике нередко встречаются факты нарушения миграционного законодательства республики иностранными гражданами, гражданами Казахстана и лицами без гражданства.

Так, с 1 января 2010 года в Специализированный административный суд г. Павлодара поступило 377 административных дел за нарушение иностранцами или лицом без гражданства правил пребывания в стране. По результатам рассмотрения дел — 215 человек выдворены за пределы государства.

К примеру, на государственной границе РК продолжают иметь место нелегальные миграционные процессы, сохраняется угроза увеличения потока незаконных мигрантов со стороны южных границ, особенно из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, намеревающихся, незаконно пересекая казахстанско-российскую границу в обход пунктов пропуска, иммигрировать через территорию Казахстана в Россию и страны Западной Европы.

Одним из условий, способствующих их незаконной миграции, является относительная доступность получения паспортов некоторых государств Центральной Азии и виз для последующего въезда на территорию Казахстана, «прозрачность» внутренних границ стран СНГ, а также отсутствие в указанных государствах правовой базы, предусматривающей уголовную ответственность за организацию каналов незаконной миграции.

Что касается вопроса административной ответственности лиц, совершивших правонарушения, посягающих на установленный порядок режима государственной границы РК и порядка их пребывания на территории нашей страны, то в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 394 КоАП РК и требованиями ч. 3 ст. 55 КоАП РК судами применяется административное взыскание в виде административного штрафа в отношении женщин, имеющих несовершеннолетних детей, инвалидов 1-й и 2-й группы и лиц пенсионного возраста.

Между тем остается актуальным вопрос указанных постановлений.

С момента образования административных судов и принятия Административного кодекса, этот вопрос не затрагивался. В Минской Конвенции, ратифицированной РК 31 марта 1993 года и вступившей в силу 19 мая 1994 года, речь идет о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Административных правоотношений в ней не предусмотрено. Нет ни одного международного договора о правовых отношениях в сфере административных дел.

Таким образом, назрела необходимость на законодательном уровне рассмотреть вопросы о принятии международных соглашений (договоров), согласно которым между странами ближнего зарубежья (Россия, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызская Республика) с целью регламентации исполнения постановлений Специализированных административных судов Республики Казахстан.

По сообщению сайта Zakon.kz