Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Ертысбаев: Повторение в Казахстане сценария Египта исключено

Дата: 02 февраля 2011 в 12:40 Категория: Новости культуры

CA-NEWS (KZ) — ....Оппозиция не верит ни в казахстанскую экономику, ни в казахстанский бизнес и живет в своем иллюзорном мире, мечтает, что рано или поздно в Казахстане начнут развиваться события, как в Египте… Но такое развитие событий абсолютно исключено. В Египте половина населения страны живет на 2 доллара в день. У нас похожая ситуация была в середине 90-х годов, и мы правильно сделали, что пошли на самороспуск парламента, провели референдум по продлению полномочий президента и референдум по принятию новой Конституции. Советник президента Ермухамет Ертысбаев раскрывает подоплеку неожиданного решения главы государства в интервью газете «Литер» от 2 февраля.

Публикуется с сокращениями.

– Вспоминаю наш первый разговор о референдуме, который стал в то время обозримой перспективой. Вы тогда сказали, что в руководстве республики есть как сторонники, так и противники этой идеи. Выходит, в конце концов возобладало мнение противников. Но почему это произошло в тот момент, когда, казалось бы, обратного пути уже нет – и пять миллионов подписей собрано, и парламент преодолел президентское возражение, да и сам президент, выступая с очередным посланием, вроде бы дал понять, что работать будет столько, сколько народ прикажет?

– В сенсационном постановлении Конституционного совета от 31 января не отрицается референдум по продлению полномочий. В пункте 2 постановления четко сказано, что Конституцией РК референдум определен в качестве демократического метода решения наиболее важных вопросов государственной жизни, а также наряду с выборами – формой непосредственного осуществления народом своей власти. Цитирую дословно из пункта 2 решения Конституционного совета: «В этой связи Конституционный совет полагает, что путем голосования на республиканском референдуме может быть решен любой наиболее важный вопрос государственной жизни, в том числе и о продлении президентских полномочий первого президента Республики Казахстан – Елбасы».

Президент имел полные основания воспользоваться только этим пунктом постановления КС и объявить референдум. Но он не стал этого делать. Почему? Потому что закон, принятый парламентом 14 января, признан Конституционным советом не соответствующим Конституции. Конституционный совет акцентировал внимание на «нечеткости изложения конституционных норм, которые могут повлечь дисбаланс государственных и общественных институтов», что «закон должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий».

Действительно, в руководстве страны были как сторонники, так и противники проведения референдума. Первые руководствовались общенациональными интересами, желанием сохранить темп и глубину модернизации страны, стабильность и устойчивое развитие на ближайшие десять лет. Вторые были крайне заинтересованы в том, чтобы Основной закон не нарушался ни при каких обстоятельствах и чтобы президент подтверждал свою легитимность только через выборный процесс. Помните, президент 28 января в парламенте сказал, что в конечном счете примет решение в интересах всего народа? Такое решение он принял. Президент внес предложение о досрочных президентских выборах.

– Вы тоже высказывались в пользу референдума, как и подавляющее большинство политиков страны. В чем же дело?

– Я неоднократно выступал (и это легко проверить) исключительно за выборы, но когда мне задавали вопросы по референдуму, то я подчеркивал, что источником власти является народ и референдум также является формой народного волеизъявления. Очень рад, что в этой части солидаризировался с решением Конституционного совета. Конечно, мнение пяти миллионов граждан играло не последнюю роль, даже президент колебался. Но у него были большие сомнения в конституционности принятого закона 14 января парламентом.

Вы не совсем правильно трактуете. Сбор подписей – это еще не всенародное волеизъявление. Нужна четкая процедура проверки этого волеизъявления. Такой процедурой предлагали сделать референдум по продлению полномочий президента до 2020 года. Да, определенные противоречия были: с одной стороны, президент не мог отвергать всенародную инициативу подавляющего большинства избирателей, но с другой – президент является гарантом Конституции. Нурсултан Абишевич сказал: «Не могу создавать прецедент, который задаст неверные ориентиры для следующих поколений». Президент четко обозначил свою позицию: «Это – урок, который проверяет президента и народ на верность Конституции».

– Не так давно я предположил, что в случае проведения референдума у политических партий пропадет интерес и к парламентским выборам. Вы не согласились. Не поменяли своего мнения?

– Я говорил и еще раз повторю, что референдум мог бы сплотить всех наших оппонентов, а выборы, наоборот, разобщают их. В этом смысле выборы для власти гораздо легче провести, чем референдум. Народу нужны зрелища, и выборы их дают. Будет, как и в прошлый раз, много карликовых кандидатов в президенты, которые не имеют абсолютно никаких шансов. И тем не менее интрига будет. Один раз в пять или семь лет каждый гражданин Казахстана имеет возможность не косвенно, не опосредованно, а прямо влиять на важнейшее политическое решение – кому быть главой государства.

Вы считаете, что в случае проведения референдума у политических партий пропал бы интерес к парламентским выборам? Я по-прежнему не согласен с вами. Наоборот, в этом случае парламент стал бы единственной мишенью для всех политических партий, поскольку место главного носителя власти было бы занято вплоть до 2020 года. Давайте больше не будем говорить про референдум! Президент перелистнул эту страницу. Прецедент создан. В том смысле, что отныне глава государства определяется только через выборы.

– Вероятна ли в ближайшем будущем чистка государственного аппарата?

– Вы подняли очень важную тему, и здесь нужно дать четкие и недвусмысленные оценки. У нас нет в высших эшелонах власти «лоббистов коррупции» или тех, кто прямо и косвенно поощряет коррупцию. Таких людей Генеральная прокуратура или финансовая полиция сразу возьмет на учет. Я думаю, что президент имел в виду так называемых просителей. Сразу после громких арестов тех или иных высокопоставленных чиновников обязательно находятся другие чиновники, которые ходатайствуют за «невинно арестованных» и не стесняются иногда обращаться даже к президенту. Но это абсолютно бесполезно, потому что глава государства объявил коррупции самую настоящую войну.

– Почему, на ваш взгляд, в послании не выделена тема дальнейшей модернизации политической системы страны? 

– Мне кажется, что рано отказываться от формулы «сначала экономика, а потом политика». Предстоит очень много работы в социально-экономической сфере. Например, до 2014 года планируется реализовать 294 инвестиционных проекта на сумму более 8 триллионов тенге. Будет создано еще 160 тысяч рабочих мест и 207 тысяч на период строительства. Всего в стране создано порядка 800 различных производств. И это все делается в период глобального финансового кризиса! И осуществляется у нас, тогда как во многих странах наблюдается спад экономики, рецессия, растет безработица.

Вы правильно отметили, что оппозиция в Казахстане не имеет потенциала. Вспомните, как партия «Азат» вкупе с национал-патриотами резко выступила против Таможенного союза. Сколько копий и стрел они выпустили против ТС!!! И что в результате? Президент отметил в послании, что только по итогам 10 месяцев прошлого года объемы торговли с Россией и Беларусью выросли на 38%. Экспорт казахстанской продукции в страны Таможенного союза увеличился на 52,4%. При этом прирост таможенных пошлин составил 25%. Все убедились, что ТС – очень прагматичный проект, решающий экономические задачи трех стран. Единое экономическое пространство открывает огромный рынок для казахстанского бизнеса. Оппозиция не верит ни в казахстанскую экономику, ни в казахстанский бизнес и живет в своем иллюзорном мире, мечтает, что рано или поздно в Казахстане начнут развиваться события, как в Египте…

– А возможно, кстати, такое развитие событий?

– Абсолютно исключено. В Египте половина населения страны живет на 2 доллара в день. У нас похожая ситуация была в середине 90-х годов, и мы правильно сделали, что пошли на самороспуск парламента, провели референдум по продлению полномочий президента и референдум по принятию новой Конституции. Все эти меры были предприняты с единственной целью: провести успешные рыночные реформы. Что президент и сделал. Но реформы – это перманентный процесс. Сейчас перед страной в ближайшее десятилетие стоят новые задачи. Мы должны создать инновационную, сервисно-технологическую экономику. Президент особо акцентировал внимание правительства на том, чтобы разработать план по энергоэффективности и по развитию регионов. Если коротко резюмировать послание президента народу, то глава государства предложил работать, работать и работать не покладая рук.

– ... может быть, во имя народа более справедливо иметь не плюрализм западного типа, а авторитарный режим, обеспечивающий надежную безопасность гражданам и сильную социальную политику?

– Мы часто рассуждаем на эти темы чисто теоретически, мыслим шаблонами. Например, «для нормального развития страны необходима оппозиция». А может быть, для нормального развития страны нужен сильный и авторитетный лидер-реформатор, профессиональный государственный аппарат, зарубежные инвестиции и технологии, развитая банковская система, высокий уровень безопасности граждан, единый режим работы парламента и правительства, единство народа и государственной власти? То есть все, что есть в Казахстане и отсутствует в Кыргызстане. Зато в Кыргызстане есть сильная и организованная оппозиция.

Нельзя вопросы демократии и прав человека отрывать от вопросов национальной безопасности и сильной социальной политики. Это все взаимосвязано. И наиболее полно и всесторонне все эти вопросы решены именно в западных странах с плюралистической демократией. Япония, Южная Корея, Сингапур лишь географически находятся в Азии, но в основу государственно-политического устройства и правовой системы они положили западные демократические ценности. Я не согласен с вашей постановкой вопроса. Демократия – это настоящее и будущее Казахстана, и мы никогда не свернем с демократического пути.

– Вообще, нынешнее послание беспрецедентно не только по характеру поставленных задач, но и по их конкретизации. Своего рода четкий график развития страны с четкими сроками реализации. По зубам ли эта программа нынешнему составу правительства? Не потребуют ли новые масштабы столь же масштабных перемен?

– Правительство Карима Масимова работает уже пятый год. Абсолютный рекорд. Работает добротно, добросовестно и профессионально. Другое дело, что работает правительство на износ, с раннего утра и до позднего вечера, часто на пределе даже физических возможностей. Может быть, уже нет того «драйва» и заряженности, которые были раньше…

– Ваши прогнозы на сроки и содержание предстоящих президентских и парламентских выборов?

– Поскольку парламент не распускается, то он будет работать до августа 2012 года. По расписанию, как говорится. Ближе к этой дате и поговорим о шансах тех или иных партий. Что касается президентских выборов: с момента объявления и до их проведения должно пройти два или три месяца. Я сейчас не помню точно. Думаю, что внеочередные президентские выборы состоятся через два или три месяца.

– Кстати, вы назвали 1 мая. Случайно или вы что-то знаете?

– Повторяю, что выборы могут состояться и раньше. Соответствующий закон будет принимать парламент, и он опять же не должен противоречить Конституции. Мне просто нравится дата 1 мая – День единства народов Казахстана. Кстати, воскресный день. Уверен, что Нурсултан Назарбаев наберет 95,9% голосов казахстанских избирателей.

– Почему именно эта цифра, да еще с точностью до 9 десятых процента?

– Я так вижу.


 

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба