Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Особое исковое производство (Д. Тумабеков, судья Верховного Суда РК)

Дата: 02 февраля 2011 в 14:00

Особое исковое производство

 

Д. Тумабеков, судья Верховного Суда РК

 

В порядке гражданского судопроизводства защита нарушенных прав и законных интересов осуществляется преимущественно по правилам искового производства путем разрешения спора о праве.

Между тем в настоящее время в производстве судов заметно увеличилось количество дел об оспаривании решений и действий (или бездействии) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего.

В связи с этим и в целях обеспечения единообразного понимания и применения судами законодательных актов при рассмотрении заявлений физических и юридических лиц по данной категории дел пленарным заседанием Верховного Суда РК 24 декабря 2010 года принято нормативное постановление № 20 «О некоторых вопросах применения судами главы 27 ГПК РК».

Верховным Судом РК разъяснено, что данная категория дел рассматривается судами по правилам главы 27 ГПК РК в порядке особого искового производства, которое предусмотрено законодателем как разновидность искового производства с некоторыми особенностями.

Не случайно, что само название данного производства несет в себе определенную смысловую нагрузку и определяется нормами процессуального закона как особое исковое производство.

Вместе с тем на практике нередки случаи, когда именно слово «особое» в названии данного производства неправильно толкуется и применяется как лицами, обращающимися в суд, так и судами при рассмотрении дел по существу. Происходит в некоторой степени необоснованное отождествление процесса рассмотрения указанной категории дел с рассмотрением дел в порядке особого производства, регулируемого нормами подраздела 4 ГПК РК, т.е. дел, в которых нет сторон (истца, ответчика) и целью которых является не разрешение спора о праве гражданском, а подтверждение в бесспорном одностороннем судопроизводстве обстоятельств, имеющих юридическое значение, а также бесспорных прав и защиты интересов заявителя, связанных с их реализацией. Например, дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об усыновлении (удочерении) ребенка и т.п.

В связи с этим являются ошибочными бытующие на практике мнения о том, что по делам, рассматриваемым в особом исковом производстве, отсутствуют стороны — истец и ответчик, судом не могут быть привлечены к участию в деле до вынесения решения по существу третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, не могут быть приняты меры по обеспечению иска и т.п.

Исходя из того, что особое исковое производство является разновидностью искового производства, заявление лица об оспаривании решений и действий (или бездействии) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего должно подаваться в виде искового заявления с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и содержанию нормами ст. 150 ГПК РК. Соответственно, вопрос о принятии данного заявления должен разрешаться судом с учетом норм ст.ст. 152-155 ГПК РК. Подготовка данных дел к судебному разбирательству, судебное разбирательство и вынесение судебных актов должны производиться на основании требований глав 14-23 ГПК РК.

Между тем нельзя не отметить то, что в рассмотрении дел в порядке главы 27 ГПК РК имеются и определенные особенности, позволяющие законодателю определить производство по делам данной категории в отдельную главу кодекса как разновидность искового производства.

Первая особенность состоит в том, что гражданские дела данной категории — это дела по спорам о правах, вытекающих из публичных правоотношений, за исключением дел, которые возникают из вещных и обязательственных правоотношений, которые, в свою очередь, рассматриваются только в общем порядке искового производства.

Вторая особенность заключается в том, что спор о праве разрешается путем обжалования решений и действий (или бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих, в результате которых нарушены: права, свободы и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, а также юридическим лицом его прав и охраняемых законом интересов; на гражданина или юридическое лицо незаконно наложена какая-либо обязанность, или они незаконно привлечены к ответственности.

При этом в суде могут быть оспорены как коллегиальные, так и единоличные решения и действия (или бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц, государственных служащих.

Третья особенность состоит в недопустимости рассмотрения судами указанных дел в порядке заочного производства, потому что ответчиком всегда выступают государственные органы, органы местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностные лица и государственные служащие, которые уже по своему статусу обязаны доказать свою правоту и законность своих решений и действий (или бездействия) в суде, поскольку эта законность оспаривается и подвергается сомнению.

Принимая во внимание то обстоятельство, что в суде по существу оспаривается законность решений и действий (бездействия) всех вышеперечисленных органов и лиц, производства по данной категории дел не могут быть окончены путем заключения мирового соглашения, поскольку речь идет о законности принятого решения, соответствующих действий (бездействия) указанными субъектами. Это четвертая особенность.

Пятая и шестая особенности законодательно закреплены в самой главе 27 ГПК РК. Это сроки рассмотрения дел, определяемые нормами данной главы сроком в один месяц, а также сокращенные сроки исковой давности по обращению в суд, а именно: гражданин и юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении их прав, свобод и охраняемых законом интересов.

Следующая особенность заключается в том, что исполнение принятого судом решения производится путем направления его для устранения допущенных нарушений закона руководителю государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностному лицу и государственному служащему, решения и действия (или бездействие) которых оспорены, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу, организации или должностному лицу в течение трех дней после вступления решения суда в законную силу.

При этом закон возлагает обязанность на лицо, которому решение было направлено судом на исполнение, сообщить суду, гражданину или юридическому лицу об исполнении решения не позднее, чем в месячный срок со дня получения решения суда. За неисполнение решения суда виновные должностные лица несут ответственность, предусмотренную законом.

Существует еще одна особенность, которая по существу изложена в ч. 2 ст. 278 ГПК РК и устанавливает подсудность данных категорий дел.

По смыслу названной нормы закона гражданин, юридическое лицо вправе оспорить решение и действие (или бездействие) соответствующих органов и лиц путем подачи заявления по своему выбору: либо по месту жительства гражданина, либо в суд по месту нахождения государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего, действия которых оспариваются.

Все вышеперечисленные особенности изложены в нормах ст.ст. 278-282 главы 27 ГПК РК и определяют таким образом особое исковое производство как разновидность со своими особенностями искового производства, порядок которого предусмотрен подразделом 2 раздела II ГПК РК.

В связи с этим хотелось бы еще раз отметить, что не могут быть рассмотрены в порядке особого искового производства споры, вытекающие из трудовых, жилищных, семейных и других правоотношений, поскольку главным условием отнесения споров данных категорий дел является то, что они вытекают из публичных отношений. Предметом иска являются решения и действия (или бездействие) органов государственного управления, местного самоуправления, общественного объединения, организаций, должностного лица и государственного служащего.

Между тем на практике зачастую встречаются случаи, когда в ходе судебного разбирательства, проводимого по правилам особого искового производства, возникает подведомственность суду спора о праве, вытекающем из вещных, обязательственных правоотношений.

Законодателем не предусмотрен в главе 27 ГПК порядок рассмотрения дел в этих случаях. Поэтому, на наш взгляд, следует, руководствуясь ч. 5 ст. 6 ГПК РК, согласно которой в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные правоотношения, применять нормы права, регулирующие сходные отношения. Сходные отношения в данном случае регулируются ч. 2 ст. 290 ГПК РК, в соответствии с которой, если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает подведомственный суду спор о праве, суд выносит определение о рассмотрении дела в порядке искового производства. Применив данную норму закона в случае возникновения спора о праве, вытекающем из вещных, обязательственных правоотношений, суд выносит определение о рассмотрении дела в порядке искового производства, предусмотренного соответствующей главой ГПК РК с соблюдением всех его требований, поскольку рассмотрение дела в дальнейшем в порядке особого искового производства становится невозможным вследствие возникновения условий, способствующих нарушению процессуальных прав участников процесса.

По сообщению сайта Zakon.kz