Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Благотворительность по-казахстански

Дата: 02 февраля 2011 в 14:10

Благотворительность
по-казахстански


 


Благотворительность
в Казахстане не запрещают, но и не стимулируют. Однако представители
казахстанского бизнеса не спешат к добровольному вкладу в развитие социальных
программ, в первую очередь, опасаясь налоговых последствий и дополнительных
затрат.


В настоящее
время стимулом для казахстанского бизнеса, пожелавшего заняться
благотворительностью, является возможность использовать на эти цели всего лишь
3 проц. от облагаемого корпоративным подоходным налогом дохода, пояснил
«Кворум.kz» президент Общественного объединения «Центр Эффективной
политики» Зайнилабидин Бакубыллаев. Но если же выделяемая сумма
оказывается больше, то, соответственно, неизбежно начисление налога. Поэтому
лишь крупные корпорации с большим налогооблагаемым доходом декларируют свои
расходы на благотворительность. При их доходах 3% — это приличная сумма. Что
касается малого и среднего бизнеса, то для них это незначительные деньги, на
которые «сильно не разгонишься».


— Это самая
объективная причина низкого уровня благотворительности в Казахстане. Кому
выгодно тратить прибыль и не иметь возможность затраты на благотворительность
ставить на вычеты? Наш Налоговый кодекс не стимулирует благотворительность
никак, — прокомментировала «Кворум.kz» сложившуюся ситуацию исполнительный
директор Ассоциации предпринимателей Карагандинской области Гульнар Курбанбаева.


Для сравнения,
в развитых странах государство стимулирует предпринимателей, разрешая потратить
на благотворительность в среднем 10–20% от дохода, не начисляя на эти расходы
налог на прибыль. Так, к примеру, на Западе есть специальные благотворительные
организации, которые получают большой объем льгот. В развитых странах от
налогов освобождаются общественные организации и их финансовые доноры и
бенефициары. Во Франции, например, некоторые фонды получают очень широкие
налоговые льготы, вплоть до того, что могут вкладываться в ценные бумаги и не
платить с них налог. Но их всего около сотни. Чтобы войти в их число, нужно
иметь начальный капитал порядка миллиона евро. За ними присматривает
специальный государственный совет. Если фонд захотел налоговых преференций, он
заявляет об этом, получает документы и налоговые послабления, а вслед за этим и
контроль. И если нарушения выявляются, его заставляют платить налоги.


Собака
на сене


Что касается
Казахстана, то у государства, констатируют эксперты, кроме административных,
сейчас отсутствуют другие рычаги давления на бизнес. Но и этого порой
достаточно, чтобы навсегда отбить у предпринимателя желание к
благотворительности.


— Те
предприниматели, которые оказывают благотворительную помощь, становятся
объектом бесконечной «дойки» со стороны госорганов, которые привлекают эти
предприятия к своим бесконечным мероприятиям (начиная от оформления городов,
участия в акциях, заканчивая оплатой ресторанов и проживания vip-гостей),
— констатирует Г. Курбанбаева.


Кроме того, по
ее словам, зачастую бизнесмены становятся объектом рэкета и рейдерства, причем
со стороны опять же госчиновников по принципу: «Если можешь так много отдавать
безвозмездно нуждающимся, значит, у тебя успешный бизнес, поэтому есть смысл
его отобрать».


Самая казусная
ситуация складывается, когда бизнес пытается помочь госучреждениям, в
частности, больницам. Здесь нет никаких налоговых стимулов – им приходится
платить 20% корпоративного налога и 12% НДС. Как полагают некоторые эксперты,
государство не хочет, чтобы бизнес вкладывал деньги в госучреждения, потому что
это может вызвать рост коррупции.


— Только
государство в лице конкретных государственных органов и чиновников обладает
контрольными и разрешительными функциями. И если объектом благотворительности
станут госучреждения, то это, несомненно, приведет к сговору между чиновником и
благотворителем — за благотворительную помощь можно будет закрыть глаза на
отдельные нарушения, выявленные в ходе проверки, либо в ускоренном порядке
получить разрешение на какой-либо вид деятельности (лицензия, аккредитация и
пр.), либо получить преимущества при размещении госзаказа, либо через чиновника
расправиться с конкурентом (через проверки), — резюмирует Г. Курбанбаева.


Социальная
безответственность


Традиционно
принято считать, что корпоративная социальная ответственность (КСО) бизнеса –
это, в первую очередь, участие в благотворительности. Но на самом деле — это
лишь часть и не самая основная в понимании социальной ответственности бизнеса,
утверждает директор Ассоциации предпринимателей Карагандинской области.


— Если бы
не было столь жестокого и жесткого налогового администрирования, которое
сегодня вынуждает бизнес скрывать доходы (иначе можно просто разориться), если
бы не было вымогательства со стороны чиновников (коррупционная составляющая),
то благотворительность носила бы не тотальный насильственный характер (как
сегодня), а была бы связана лишь с определенными сферами жизнедеятельности —
поддержка детских домов, инвалидов, талантливых людей. Ведь работа «в белую»
(когда уплачиваются все налоги в разумных пределах — до 30-35% от доходов, нет
коррупционной составляющей) — это возможность государства и без помощи бизнеса
решать проблемы vip-гостей, акций, праздников и т.д., — считает она.


В целом, по ее
мнению, бизнес по своей природе социально ответственен: деньги можно
зарабатывать только в той стране, где много обеспеченных и платежеспособных
граждан, а не бедных. Потому истинный бизнес, в первую очередь, заботится о
своих работниках (зарплата, своевременные отпуска, пособия, премии и пр.), с
готовностью борется за снижение криминогенной ситуации, помогает готовить
профессиональные кадры (будущую свою прибыль).


— При
столь равнодушном отношении к себе со стороны государства бизнес старается
меньше всего «светиться» на благотворительном поприще, при этом все равно
оказывая помощь нуждающимся, но незаметно и почти скрытно. Если сделать
тотальный опрос бизнеса — оказывали ли они благотворительную помощь хотя бы раз
— то положительно ответят почти все 100%. Но далеко не все это рекламировали,
— заключила Г. Курбанбаева.


Так, к
примеру, последнее исследование ПРООН по перспективам развития КСО в Казахстане
показывает, что предприятия не готовы брать на себя ответственность за решение
социальных проблем общества. Это функция госструктур, а бизнес должен только
обеспечивать получение прибыли и платить налоги государству, считают респонденты.


Более того, в
числе тех, кто осуществляет КСО на практике, есть достаточно высокая доля
предприятий, которые делают это не из внутреннего побуждения, а, возможно, под
нажимом обстоятельств. Лишь для каждого пятого предприятия (21,4% опрошенных)
эта деятельность протекает наряду с его бизнес-процессами.


Очевидно, что
благотворительность ничего не дает малому и среднему бизнесу. Единственное, на
что они могут рассчитывать, так это имидж в обществе, хорошее восприятие среди
основных потребителей и клиентов. Причем социальная работа для МСБ выгодна лишь
в том случае, если этот процесс носит массовый характер. Пока же мы видим
усилия единиц, но это не приносит пользу ни самим благотворителям, ни
казахстанскому обществу.


 


Справка
«Кворум.kz»:


В 2000 году
ООН запустила «Глобальный договор», который «является добровольным соглашением
ООН с представителями бизнеса о социальной корпоративной ответственности».
Сегодня сеть «Глобального договора» охватывает более чем 4700 компаний из 120
стран мира. К договору присоединились 11 компаний из Казахстана. Вступая в
«Глобальный договор», эти компании берут обязательства соблюдать десять
принципов корпоративной ответственности, включая соблюдение прав человека,
охрану труда, защиту окружающей среды, борьбу с коррупцией. Планируется, что
они и будущие участники договора создадут в Казахстане национальную сеть Global
Compact. Ее деятельность будет направлена на организацию встреч для обмена
опытом претворения в жизнь принципов договора и обучение сотрудников разработке
проектов социального партнерства.



Информационно-аналитический портал Кворум.kz

По сообщению сайта Meta · новости дня