Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Хронология событий Сталинградской битвы

Дата: 02 февраля 2011 в 16:40

Открыты новые страницы великого сражения на берегах Волги

Значительный объем диссертации кандидата исторических наук Максима Опалева посвящен Сталинградской битве. С некоторыми своими находками он решил поделиться с читателями «АиФ» – НП» накануне очередной годовщины славной победы.

Опалев убеждён, что реальной датой победы под Сталинградом можно считать 25 декабря. В тот день 1942 года танковые войска Эриха Манштейна были вынуждены отойти от реки Мышкова в нынешнем Октябрьском районе к аэродрому Тацинская в Ростовской области. Тогда же советские танки ворвались на этот аэродром и уничтожили почти все транспортные самолёты, возившие грузы для окружённой армии Паулюса. С этого момента сталинградскую группировку гитлеровцев можно считать обречённой. 2 февраля осталось в истории потому, что тогда был ликвидирован последний очаг сопротивления немецкой армии на тракторном заводе.

Началом битвы историки считают 17 июля 1942 года. И уже 23 августа бои развернулись за сам город. В тот день вражеские танки прорвались в район тракторного завода. Танкисты с ходу вошли в посёлки Рынок и Спартановка и получили шанс проскочить до центра Сталинграда. То есть фактически взять город. Это действие в военной науке считается совершённым, когда над главным административным зданием населённого пункта водружён флаг противника. Облисполком находился на площади Павших Борцов, до него немецким танкам «Т-3» и «Т-4» оставалось десять километров. Полчаса ходу. Официальные историки причиной срыва захвата Сталинграда считают атаку ополченцев заводов «Красный Октябрь» и тракторного в районе Спартановки на танках собственного производства. Однако задержка немецкого наступления, уверен Максим Опалев, была вызвана несколько иными причинами. Во-первых, не нашли общего языка командующий 6-й армией Паулюс и подчинённый ему командующий 14-м танковым корпусом генерал фон Гиттерсгейм, который заявил, что штурм Сталинграда одними танковыми силами приведёт к ненужным потерям и захлебнётся в крови.  

Во время оккупации железнодорожная станция Котельниково служила главной базой поставок для армии Паулюса. Для полного окружения группировки её надо было взять как можно скорее. Но 11 декабря 1942 года сюда пришли полтысячи новых танков генерала Гота – длинноствольные «Т-4», способные на равных противостоять нашим тридцатьчетвёркам. У командующего Сталинградским фронтом генерала Ерёменко не осталось никаких резервов, кроме кавалерии. И вот эту четвероногую дивизию с лёгкими пушками 11 декабря бросили на станцию Котельниково. В немецких частях началась паника – враг не ожидал внезапного удара. Кавалеристы вошли на станцию, спешились и стали вести бой, как обычная пехота. Палить по танкам бесполезно, поэтому всадники начали стрелять по вагонам с боеприпасами и цистернам с горючим. Вскоре немцы развернули танковые орудия против красных конников, которые полегли в неравном бою. У путей остались лежать несколько тысяч советских бойцов, зато своей дерзкой атакой они на сутки задержали начало немецкого прорыва к окружённой армии Паулюса.

Но самым ярким моментом в истории Сталинградской битвы Максим Опалев считает участие в боях советских бронепоездов. Новые бронированные вагоны были вооружены орудийными башнями танков «Т-34», которые вращались и стояли на крышах вагонов. Всего в Сталинградском сражении участвовало шесть таких поездов. Два из них защищали Сарепту и Красноармейск,  поэтому ходили как по отдельности, так и в сцепке. В полосе железной дороги они быстро меняли место и были защищены от авиации противника. Это крайне важно, ведь на танках до 1944 года не было зенитных пулемётов, и они становились лёгкой добычей с воздуха. Другое дело – бронепоезда, которые сами сбивали пикирующие на них истребители.  Бронепоезда были и у немцев, но их использовали лишь для борьбы с партизанами в Белоруссии и на Украине. 

Бывало на войне и вовсе чудное. Например, родник на восточном склоне Мамаева кургана, который бьёт до сих пор. Так вот, когда к источнику подходили немецкие солдаты, наши прекращали огонь. И наоборот. Жажда казалась сильнее смерти. Причём не только тёплой осенью, но и лютой зимой. Негласно запрещённой для обстрела зоной считались 50 метров в ту и другую сторону.

По сообщению сайта Аргументы и Факты