Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Народный артист в эпоху девальвации

Дата: 02 февраля 2011 в 17:02 Категория: Новости культуры

Когда в череде титулов представляемого деятеля культуры или искусств проскальзывает звание «народный артист», значимость и уважение к нему увеличивается. Однако зачастую не всегда обладатели столь почетного звания получают его согласно творческим заслугам или еще хуже — имея талант, теряют нравственную высоту в глазах общества, опуская тем самым и само великое звание «народный артист»

Народ любит — щепки не летят
Можно бесконечно вспоминать обиженных деятелей искусства в годы советской власти, так и не дождавшихся получения высокого звания или получивших его слишком поздно. Сегодня никто не принуждает вступать в правящую партию, чтобы оказаться выдвинутым на соискание «народного». Более того — сегодня обладателям званий «заслуженный», «народный», как выясняется, позволено все: «странным образом» расходовать казенные средства, получать должности по поддельным дипломам и даже опускаться до драки. Они ведь уверены: любые проступки, а то и (что греха таить) преступления покроются былыми заслугами или нынешней славой.
«Если б не устал я,
Тогда разве стал бы я
Проявлять усталость
глупо так свою?» 
— примерно такая реплика нашлась для Филиппа Киркорова в переделанной песенке из «Карнавальной ночи». А ведь могли бы просто вырезать «народного буяна» из праздничной программы «Голубого огонька»!
Когда-то само слово «артист» стояло на недосягаемой высоте. Сегодня же шоу-бизнес испортил и развратил самые светлые личности. Даже Коля Басков (кстати, н. а. России), рожденный как артист на элитарной оперной сцене, на глазах у всей страны взасос целует «светских львиц», главная из которых (телеведущая Ксения Собчак) запрыгивает с ногами на заслуженную артистку, балерину Анастасию Волочкову во время вручения народной премии «Золотой граммофон».
И как-то даже незаметно «Граммофон» вытеснил из эфира любимую всеми, ожидаемую с нетерпением «Песню года». Трудно даже представить, что народные и не народные — просто знаменитые — артисты стали бы вести себя подобным образом на глазах у дикторов с большой буквы — телеведущих Ангелины Вовк и Евгения Меньшова.
Интересно, а задумывались ли они когда-нибудь, кто их сделал НАРОДНЫМИ артистами, будь это формальное звание или нет? Пока НАРОД это позволяет, продолжает покупать билеты на концерт тех, кто их считает, а подчас и откровенно называет быдлом, артисты будут засорять эфир своими выходками, превращая даже Первый канал в помойную яму.
Наверно, логично, что если в шоу-бизнесе все измеряется деньгами, то и к званию «народный артист» относятся как к помехе, раз не несут перед ним ответственности, ведь за звание никто никаких дотаций не платит. А может, просто сегодня понятие «народный артист» приобрело буквальный смысл: надо, мол, быть ближе к народу, соответственно и вести себя «попроще»?

«Прекрасное должно быть величаво»
Прожить долгую жизнь на виду у зрителей и не услышать гневно-возмущенный отзыв в свой адрес — дорого стоит. На днях отпраздновала 85-летний юбилей Народная артистка СССР (кстати, единственная за Уралом в драматическом жанре) Анна Покидченко — образец верного служения театральному искусству, образец силы не только таланта, но и личности. Ее любили и любят многие. А в день своего грандиозного юбилея актриса новосибирского театра «Красный факел» получила телеграммы от министра культуры РФ Александра Авдеева и председателя Союза театральных деятелей РФ Александра Калягина, подтвердив тем самым и свой другой почетный титул — «Национальное достояние России».
Пример Анны Яковлевны невольно заставляет сравнивать и искать. Сравнивать актерский уровень тогда и ныне. И искать прежде всего ответа на вопрос: неужели девальвация звания «народный артист» идет не только в количественном отношении, но и в качественном? Должны ли «народные» и «заслуженные» артисты отвечать за достоинство той сцены, на которой они играют, поют, танцуют? Корреспондент газеты «Честное слово» узнала у деятелей искусства их мнения на этот счет. Заслуженный работник культуры, доцент Новосибирского театрального института, председатель Новосибирской секции критики Валерия Лендова пишет о театре не понаслышке — сама работала в театральной среде и знает ее, что называется, изнутри.
— Если говорить конкретно о нашем городе, то в Новосибирске очень много замечательных артистов, достойных своего звания. А должны ли они нести за эти звания какую-то ответственность? С моей точки зрения — да. Во всяком случае, «народные артисты» отвечают за уровень того театра, в котором они работают. И если театр, допустим, на их глазах превращается в антрепризу средней руки: начинает преследовать только коммерческие цели, забывая о своем высоком назначении — решать какую-то художественную задачу, нести зрителям что-то такое, в чем они очень нуждаются сегодня — и если народные артисты закрывают на это глаза, то, с моей точки зрения, это не есть хорошо. И мне кажется, что народные артисты здесь не до конца осуществляют свою высокую миссию. Они предают свой талант и предают то, что их сделало народными артистами.
Иногда смотришь спектакль и думаешь: боже мой! У нас что — народные артисты играть не умеют? Досмотришь пьесу до конца и начинаешь понимать, что не народные артисты виноваты — виноват репертуар, который набирает руководство театра и за который народные артисты тоже отвечают. Репертуар виноват!
И такая ситуация довольно распространенная не только в нашем городе, но и, скажем, в Томске, Омске, да и столичных театров она тоже касается. И вот здесь чего-то ждешь от народных артистов, ждешь, ждешь… — что они как-то могут повлиять на ситуацию, изменить ее просто силой своего таланта, своего авторитета, заставив с собой считаться… Потому что народные артисты должны знать: когда они играют в антрепризном репертуаре, когда они занимаются только коммерцией, пусть не думают, что остаются такими же великими и талантливыми. Они очень теряют при этом! И в своем мастерстве, и в своем авторитете в глазах зрителя. Вот о чем надо думать народным артистам!
— Тем не менее, руководство театров апеллирует к компромиссу: мол, не выживет театр без подобных коммерческих спектаклей?..
— Можно подумать, что такие эти театры бедные и несчастные! Оголодали там все прямо и умирают! Нужно гнать голимую коммерцию и больше ни на что не обращать внимания! Но, конечно, компромисс существует. В конце концов, если ты хочешь делать спектакль, на который рванет публика, ты сделай ТАК классику — и сразу убьешь двух зайцев: будешь и какие-то художественные задачи решать, и в то же время сделаешь спектакль, который все будут смотреть, в котором будут и «звезды», включая «народных артистов». Они же сейчас идут по самой легкой дороге, утрачивая свое артистическое достоинство — вот за что обидно.

Смех сквозь слезы
Ведущий актер театра музыкальной комедии, народный артист России Александр Выскрибенцев, имеющий также опыт руководящей работы, согласился не только поговорить, что называется, на нравственную тему, но и вспомнил, как истинный представитель комедийного жанра, забавные случаи, связанные с получением званий в театральной жизни Новосибирска.
— Это, конечно, не очень смешно для самих артистов, но иногда происходят ситуации, когда человека, не имеющего звания, вдруг кто-то объявляет «с приставочкой» в виде какого-то звания. Это уже стало считаться неплохим предзнаменованием, ведь после подобной случайной шутки этот человек действительно его получает. Помню, так я сам «присвоил» звание Люде Шаляпиной: во время церемонии празднования 50-летия Центрального района в ТЮЗе я каким-то образом автоматически назвал ее заслуженной артисткой. И вскоре она ею стала на самом деле. Я вообще желал бы, чтобы у всех актеров при произнесении имени звучало: «заслуженный»! Потому что заслужил аплодисментов!
— А в каких случаях не заслужил? Существует ли некая ответственность у носителей званий «народный» и «заслуженный» перед зрителями?
— Ну, если это звание присвоено неформально, то это ничего не меняет. Если же человек получил звание только в силу каких-то возрастных или других причин, не имеющих отношения к творчеству (а такое ИНОГДА случается), то степень ответственности возрастает невероятно. А так, в принципе, имеет ли человек звание или не имеет, указывает он его или нет, от этого-то ведь он не должен хуже работать. Может быть, наш отечественный менталитет действительно позволяет нам вдохновляться, получать удовольствие от того, что вписана такая строчка: «народный артист», значение которой уже, наверно, немножко устаревает. Но если за этой строчкой хранится истинное признание, то как не хочется его уронить (смеется)! Конечно, это уже ответственность.
— Насколько я поняла, звание «народный артист» не должно присваиваться только из уважения к возрасту артиста?
— Актер — это то, что он делает сегодня, а не то, что он делал вчера. И если актер по-настоящему НАРОДНЫЙ, то он достоин получить это звание и в 20, и в 25 лет.
— Изменилась ли планка, условие получения звания «народный артист» со времен СССР?
— Мне хочется верить, что и в те времена, и в наше время в первую очередь, конечно, нужен талант, ИСТИННОЕ признание, любовь зрителей и профессиональные достижения. Критерий, как мне кажется, всего один: твой настоящий вклад в дело процветания и твоего театра, и тебя самого, и зрителя.
— Вам как человеку театральному сложно судить о шоу-бизнесе, но все-таки — насколько нормальна ситуация, когда артисты порываются написать письмо президенту с просьбой лишить звания своего коллегу?
— Мы и вправду не знаем, что у них там за жизнь. Театр — это какой-то рай для людей, где все друг друга любят, болеют. Если ссорятся, то обязательно испытывают чувство стыда за то, что допустили ссору. В шоу-бизнесе другой мир, наверно, из-за того, что он коммерциализирован. И когда люди СПЕШАТ делать выводы, в этом проявляются не лучшие их стороны. Мне кажется, и Киркоров, и все окружение были неправы. Нельзя делать шум, не разобравшись. Надо вначале все понять.
Но поскольку все это выглядит опять-таки неким пиаром, то становится стыдно за то, что вся страна оказывается соучастником некрасивых действий. Этого не должно быть. Да, за ЭТО — стыдно.

По сообщению сайта Информационный портал «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»