Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Садовый: У нас турист будет чувствовать себя комфортнее, чем в Австрии

Дата: 02 февраля 2011 в 22:10 Категория: Новости туризма

Мэр Львова Андрей Садовый в интервью агентству «Интефакс-Украина» рассказал о работе с новым депутатским корпусом, отношениях с новым главной обладминистрации Львовской области, развитии инфраструктуры региона, гостиничном бизнесе и подготовке к Чемпионату Европы по футболу.

Андрей Иванович, как Вы оцениваете первые шаги деятельности с новым депутатским корпусом, в частности, на примере бюджета?

— Есть отличие между депутатским корпусом, который работал в каденции 2006-2010 годах, и депутатским корпусом нынешней каденции. Тогда было много политических сил, не было большинства, поэтому работать было и легко, и сложно одновременно. Если говорить о новом депутатском корпусе, то в целом я доволен тем конструктивным сотрудничеством, которое сложилось на сегодняшний день. Как правило, предложения, которые выносятся на голосование, до этого прорабатываются в комиссиях, во фракциях, и в подавляющем большинстве их поддерживает депутатский корпус. В качестве примера можно назвать принятие бюджета Львова. Мы его приняли 6 января, довольно оперативно. Сессия длилась полтора часа, были определенные дебаты, но в целом бюджет был проголосован большинством депутатского корпуса.

Эксперты и политики в медиа выражают опасение, что доминирование одной политической силы может привести к определенному клинчу в работе горсовета. Например, может возникнуть вопрос, сочетающий принципиальные моменты, которые заблокируют работу, — и что тогда? Не прогнозируете ли вы такого противостояния?

— Есть закон «О местном самоуправлении», есть Конституция Украины. В законе четко расписаны полномочия городского головы как руководителя и исполнительного комитета, и городского совета, и как руководителя представительского органа, — и четко расписаны полномочия депутатского корпуса. Депутаты принимают бюджет, активно прорабатывают в комиссиях предложения, которые подают исполнительные органы. По состоянию на сегодняшний день мы говорим о сотрудничестве в ноябре, декабре, январе, — я доволен. С учетом этого я вполне оптимистично настроен на работу.

Как у вас складываются отношения с новым главой облгосадминистрации?

— У нас с Михаилом Цимбалюком сложились хорошие рабочие отношения, начиная еще с того времени, когда он дважды возглавлял областное управление милиции. Он эффективный управленец и хороший менеджер.

Как вы оцениваете бюджет, который приняли в этом году? Он лучше, хуже, его сложно будет выполнять? Много говорят о том, что в расходах, которые заложены на делегированные полномочия, то есть преимущественно в тех, которые идут на образование, на зарплату бюджетникам, денег в бюджете хватает на 9 месяцев...

— Нет, это не соответствует действительности. На сегодняшний день общий объем бюджета, то есть расходная часть — 2 миллиарда 555 миллионов 878 тысяч гривен. Основа нашего бюджетного пирога — подоходный налог с граждан, 75% которого остается в Львове. Государство много говорит о том, что часть налогов будет оставаться в городской казне. Хотя, к большому сожалению, в этом году мы имеем изъятие из городского бюджета 65 миллионов гривен, с чем я не согласен. Но, увы, такая формула действует в стране. И эту формулу, по моему мнению, нужно менять. То есть город, на территории которого генерируются налоги, на мой взгляд, должен был бы оставлять половину средств для того, чтобы мог нормально функционировать. Сегодня эта пропорция совсем другая.

А какая сейчас пропорция? Когда вокруг памятника Степану Бандере разгорелся скандал, какой-то депутат из Запорожья кричал львовским депутатам, мол, мы вас кормим, вы за наши деньги это делаете. Сколько налогов собирают во Львове и сколько их здесь же остается?

— Если проанализировать количество налогов, которые собирают на территории Львова, — возьмем и пошлину, и акциз, и НДС, — и то, что остается в местном бюджете, то это около 10%. 90% идет в государственный бюджет. Но потом они частично возвращаются, потому что есть и пенсии, и финансирование вузов. Но если был бы другой принцип распределения, если бы город имел определенный процент от налога на прибыль, то была бы совсем другая ответственность, как это происходит в других городах мира.

То есть не было бы этого трансфера денег туда-сюда?

— Да, почти все забирают, а затем что-то идет вниз. Сегодня бюджеты украинских городов — это касса для выплаты заработной платы на 99%. Это и во Львове, и в Донецке, и в Харькове, и в Ужгороде — во всех городах. Если изменим подход, будет по-другому. Простой пример: парковка автотранспорта. Во всех странах Евросоюза работают эвакуаторы. Если вы поставили машину в запрещенном месте — а это особенно важно для Львова. Почему? Потому что есть пешеходная зона, и человек, теоретически, может заехать, поставить машину — и вы ничего с ней не сделаете, разве что гаишник будет ждать, пока тот человек придет, и оштрафует его. Соответственно, меньше средств мы получаем от сборов за парковку, потому что зачем платить, если можно не заплатить? Абсурд! Я понимаю, что, возможно, где-то эвакуаторы забрали машины нескольких вельмож, и те смоделировали ситуацию, что решениям правительства принудительная эвакуация запрещена. Я, кстати, этот вопрос также затронул на Совете регионов как пример — и получил поддержку. В ближайшее время, надеюсь, эвакуаторы возобновят свою работу. То есть существует много таких мелких вещей, которые здесь, в городах, лучше видно. Государство должно делегировать полномочия органам местного самоуправления. То же касается разных разрешительных функций. То есть зацикливать это все на киевских кабинетах — это и коррупция, и время.

А есть еще и другой фактор — у людей исчезает желание. Не все же могут преодолеть такие преграды. Тем более, когда мы говорим об инвесторе. Ведь теперь инвестор в мире идет туда, где более мягкие условия, где есть уважение. И сегодня в Украину инвестор идет вопреки здравому смыслу. Не так много сегодня примеров, к большому сожалению. Недавнее заседание Совета регионов было посвящено вопросам инвестиций, как привлечь инвестиции. Я также привел пример инфраструктуры. Если, например, в Центральную или Восточную Украину инвестор летит на самолете, то во Львов он поедет на машине. Посмотрите на те дороги, которые идут на Львов, Тернополь, Ивано-Франковск. Это же плавное продолжение Яворивского полигона  — на тех дорогах сегодня можно испытывать тяжелую бронетехнику. Иностранец, который с комфортной дороги заезжает на своей машине, как правило, одно или два колеса теряет. Он стоит на дороге и не знает, кому звонить.

И уже не хочет никуда ехать...

— И он расскажет об этом десятерым других. Это же элементарные вещи. Помните, что было несколько лет назад? В области были нормальные дороги, а въезжали во Львов, и начинались проблемы. Нам удалось перемоделировать ситуацию. Сегодня во Львове более-менее уже есть улицы, по которым можно проехать. Выезжаешь за Львов — катастрофа. Если бы сегодня государство часть тех налогов оставляло в городе и области, и здесь на местах был бы тот или иной руководитель, то с кого-то можно было бы спросить. А так где-то в Киеве чиновник что-то заказывает, делает. Меняется власть — меняются все руководители. Это не способствует развитию.

Как Вы оцениваете подготовку к Евро-2012 в настоящий момент? Что мешает, что опережает какие-то темпы?

— В 2007 году мэры городов, которые будут принимать чемпионат, подали предложение президенту, как качественно подготовить страну к Евро-2012, — оставить 50% налога на прибыль в местном бюджете принимающих городов. И не было бы кризиса 2009 года в подготовке к Евро-2012. Потому что, к большому сожалению, чиновники не поняли, что такие серьезные проекты без государственных денег построить невозможно. Примером является Германия и Австрия, где 80-90% всего финансирования взяло на себя государство. Мне приятно, что вице-премьер-министр Украины Борис Колесников как практик сумел довольно быстро понять проблематику, сумел принять соответствующие решения, и началось финансирование. И сегодня мы имеем стабильную ситуацию и по стадиону, и по терминалу, и по взлетно-посадочной полосе — это те основные вещи, без которых Евро-2012 не может быть. Плюс планово делаются дороги и все остальное. Конечно, если бы такое понимание было в 2008 или 2009 году, мы бы сделали больше и более системно. Мы проведем евротурнир лучше, чем некоторые австрийские города. Но я хотел бы, чтобы мы сделали это лучше всех стран, которые принимали европейский футбольный чемпионат, учитывая аттракцию Львова. Я был во многих австрийских городах, и убежден, что у нас турист будет чувствовать себя значительно комфортнее.

Есть ли сейчас наработка по большим инвестиционным проектам и какая политика города в отношениях с крупными производителями, например, уровня Nestle?

— Если говорить о «Свiточ», то мне приятно, что они понимают перспективы Львова в развитии IТ — и они инвестируют 26 миллионов долларов в развитие логистического центра, который будет обслуживать со Львова компанию Nestle на всю Восточную Европу. Там будет создано дополнительно 300 рабочих мест. Следующий шаг — увеличение этого логистического центра для обслуживания всей Восточной Европы. Это хороший знак. Есть положительная динамика по производству в других отраслях пищевой промышленности — так, компания «Галка» не ощутила кризис, наоборот, ежегодно объемы производства растут. Это же касается других отраслей пищевой промышленности.

У нас произошел определенный спад в машиностроении. И это тоже проблема государства — это вопрос приватизации, когда объекты были разворованы в результате так называемых инвестиционно-приватизационных конкурсов. Когда давали объект малоизвестной компании под ее обязательства вложить большие средства, она оформляла все документы, и тогда из-за несовершенства действующего законодательства эти все инвестобязательства исчезали, а те части дробили, продавали как недвижимое имущество или другие активы, чем действительно убили наш потенциал. Там, где были сильные руководители, которые такой приватизации не допустили, предприятия успешно работают и сегодня. Тот же «Энзим» (ЗАО «Львовский дрожжевой завод», — прим. ред.), Львовская пивоварня, куда инвестор пришел и вложил значительные средства. В настоящий момент видим динамику — стал возобновлять дыхание Львовский автобусный завод и много других предприятий. Но потеряно много времени.

Пытается ли город как-то помочь крупным инвесторам?

— Мы «ЛАЗу» дали заказ — берем у них 92 автобуса и 60 троллейбусов. Это очень серьезный заказ. Такие заказы дают другие города, которые будут принимать Евро-2012. Если речь идет о других предприятиях, то у ОАО «Конвейер» есть определенные виды продукции, которые мы будем использовать для реконструкции львовских дорог. Важно, что мы постепенно развиваем пласт IТ и новейших технологий. Компания KPMG включила Львов в тридцатку самых перспективных городов мира группы IТ. И никто не понимает, что это такое. А это сегодня 6 тысяч работников во Львове, которые генерируют в год по 25 тысяч долларов прибыли. И это 150 миллионов долларов, которые остаются во Львове. Это живые деньги. Собственно, этот кластер нужно активно развивать, что мы и делаем. И туризм, в который мы вкладываем много энергии и ресурсов. Ведь в Австрии 10% ВВП — это доходы от туризма.

Какую прибыль Львов сейчас имеет от туризма?

— В плане туризма мы, думаю, сделали всего лишь 1% из того, что нужно. Элементарный вопрос обозначений в городе, когда в центре таблички на кириллице и латыни, указатели, информационно-туристический центр, карты и другие вещи. Промоция города, которая сегодня ведется планомерно по Украине и в мире.

Львов — единственный украинский город, ставший членом Европейской туристической ассоциации. Если мы хотим войти в систему мировую, европейскую, нужно хотя бы присутствовать, нужно общаться. Поэтому мы развиваем это новое направление. Я вижу Львов как город талантливых мудрых людей, сотрудников, которые будут получать высокие зарплаты. Вот пример — есть на улице Кульпарковской IТ-компания «Міта-Техніка». Средняя заработная плата — 10 тысяч гривен. Это достойная зарплата, которую получают молодые люди 25-30 лет. Я хотел бы, чтобы мы имели много таких работников, потому что это экологически чистое производство — и это мозги. Сегодня весь мир гонится за мозгами. Плюс туризм. Что это дает? Это дает известность, потому что человек, который хочет инвестировать в город, сначала приедет посмотреть: какая атмосфера, что с безопасностью, куда пойти на кофе, где отдыхать. Если все эти факторы складываются вместе, он решает инвестировать.

Для меня также важно, что мы сумели убедить государство в том, что средства, которые нужно вкладывать во Львов, — это не благотворительность, а инвестиции, которые вернутся в виде большого количества налогов в государственный бюджет. Сегодня мы получаем финансирование по линии Евро-2012. Следующий шаг — финансирование по линии Олимпиады 2020 года. Что интересно? До 2014 года, то есть времени подачи заявки, должны быть построены 50% всех объектов — спортивных и инфраструктуры. Это ориентировочно 4 миллиарда долларов. Государство должно инвестировать в инфраструктуру, что приведет к увеличению частных инвестиций. Ведь инвестор не будет строить дорогу и прокладывать коммуникации. Ему нужно дать готовый участок, с подведенными коммуникациями, со льготным режимом налогообложения. Он будет вкладывать деньги и создавать рабочие места, а мы будем иметь сумму от подоходного налога. Это правильная логическая схема, но к ней нужно было долго идти.

Помню, 3 года назад наше правительство кричало: всю землю на аукцион под производство. Супер! Те же компании, которые производят машины, — они идут в Румынию, и там им дают готовый участок за 1 евро. А у нас готовят аукцион и называют страшные суммы. Зачем ему здесь платить, если там готово и подведены все коммуникации? И что получилось? Все инвесторы пошли туда, а к нам никто не пришел. Поэтому не надо изобретать украинский велосипед. Нужно брать успешную западную модель, этот западный велосипед, поставить его на нашу почву и очень быстро крутить педали. Кстати, в этом году мы планируем реализовать несколько велосипедных дорожек во Львове. Этим проектом занимается Олег Шмидт, советник мэра. Его задачей является и промоция, потому что я на это смотрю не как на игрушку, а как на вид транспорта, который позволит уменьшить нагрузку на общественный транспорт.

Для этого нужна соответствующая инфраструктура…

— Конечно. Сейчас работает голландский эксперт, которого мы пригласили. Городской голова имеет велосипед — чувствует лично, что это такое. Первому заместителю я также подарил велосипед.

Как можно охарактеризовать состояние строительной отрасли в городе?

— В прошлом году во Львове построили 81 тысяча квадратных метров в многоквартирных домах и 52 тысячи метров индивидуальной жилищной застройки. Относительно коммерческой застройки, то в прошлом году во Львове сдали такие серьезные объекты, как торгово-развлекательный центр «Кинг Кросс», еще один центр оптовой торговли METRO, суперсовременный медицинский центр Святой Параскевы. Но вернемся к главному — жилищной застройке. По моему мнению, без государственной поддержки, ипотеки мы не сможем выйти на прежние показатели жилищного строительства.

Как развивается гостиничный бизнес во Львове?

— Подготовка к Евро-2012 дала толчок к дальнейшему развитию гостиничного бизнеса. Ведется строительство гостиницы на 130 мест в историческом центре Львова, которая будет входить в сеть «Шератон», также строится вторая очередь гостиницы «Леополис», в которой во время Евро-2012 будут жить представители УЕФА; идет реконструкция гостиницы «Киев», будет строиться гостиница на улице Наливайко.

Несколько лет назад были планы относительно концессии в коммунальное хозяйство, в частности, в предприятия теплоснабжения. Как реализуется эта идея?

— Я противник концессии, потому что действующее законодательство не дает городу никаких гарантий, и при определенных условиях концессионер может банально приватизировать имущество, как это было в нескольких городах Украины. Мы наводим порядок и привлекаем инвесторов. В частности, привлекаем средства ЕБРР, с которым подписан меморандум по предоставлению средств на модернизацию отрасли теплоснабжения. Сейчас этот проект на стадии оформления документов, и я думаю, что в этом году мы сможем начать его реализацию.

Кроме того, в этом году мы начнем реализацию еще одного проекта с ЕБРР — ремонт трамвайной колеи и модернизацию работы «Львовэлектротранса» в рамках подготовки к Евро-2012. Будем обновлять колеи на улицах Лычаковской и Городоцкой. Кроме того, планируем до конца года запустить собственное производство трамваев. Для нас это очень острая проблема, ведь 30 лет Львов не получал ни одного нового трамвайного вагона.

Еще один болезненный вопрос — новый полигон для городской свалки. Какой прогресс в решении этой проблемы? Вас критикуют, что Вы не даете инвесторам возможности работать…

— Не даю возможности, потому что, на мой взгляд, 95% так называемых инвесторов – это аферисты, которые торгуют этим соглашением, чтобы, имея его на руках, только начинать поиск реального инвестора. Сейчас ведутся переговоры с тремя серьезными компаниями. Речь идет о строительстве мусоросортировочного завода и новом полигоне для мусора. Новый участок под полигон уже выбран, идет процесс его оформления. Однако все это забирает время, поскольку на действующей свалке нужно провести большие объемы работ. В частности, сейчас там проводится рекультивация, кроме того, нельзя забывать о гудронах, утечка которых может привести к большой экологической катастрофе.

По сообщению сайта Подробности.ua