Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

В Мажилисе представлен законопроект О специальных экономических зонах в РК

Дата: 03 февраля 2011 в 07:30 Категория: Новости экономики

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 2 февраля

В новом Законе о СЭЗ отражаются нормы, касающиеся создания условий для оказания государственных услуг с использованием механизмов «одного окна» в соответствии с Рекомендацией N33 Европейской экономической комиссии ООН.
Об этом заявил сегодня в Мажилисе первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау, представляя законопроект «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» и сопутствующие поправки.
Презентация под председательством Сейтсултана Аимбетова проведена в рамках Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию. Докладчик ответил на ряд вопросов, которые задали ему депутаты Мажилиса Ермуханбет Омаров, Сансызбай Есилов, Ирак Елекеев, Айгуль Соловьева, Асхат Бекенов, Шавхат Утемисов, Бахыт Сыздыкова, Илюбай Оразалинов, Ержан Рахметов и другие.
Дальнейшее обсуждение законопроекта и сопутствующих поправок решено продолжить в рабочей группе, которую возглавляет депутат Мажилиса Жексенбай Дуйсебаев.
* * *
Согласно пояснению разработчиков, в законопроекте предполагается следующее:
предоставление инвесторам возможности принимать участие в управлении процессом реализации проекта, посредством участия в управляющей компании СЭЗ;
введение механизма оказания услуг участникам СЭЗ по принципу «одного окна».
В новом Законе о СЭЗ отражаются нормы, касающиеся создания условий для оказания государственных услуг с использованием механизмов «одного окна» в соответствии с Рекомендацией N33 Европейской экономической комиссии ООН.
В соответствии с указанной Рекомендацией организации, функционирующие по принципу «одного окна», создаются в целях устранения факторов, затрудняющих решение социально значимых вопросов гражданами и юридическими лицами в органах государственной власти и местного самоуправления, улучшения координации и совершенствования деятельности контролирующих организаций, соблюдения и защиты законных прав и свобод граждан.
Механизм «одного окна» позволяет усовершенствовать увязку существующих государственных систем и процессов при одновременном стимулировании более открытых и простых методов функционирования государственных органов и их работы с участниками СЭЗ.
Существующая система регулирования и управления СЭЗ не соответствует сложившейся международной практике и неэффективна. Вследствие не ясного и противоречивого изложения норм Закона Республики Казахстан от 6 июля 2007 года «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» между полномочиями администрации СЭЗ и компанией-оператором сложно провести разграничение.
Создание управляющей компании для каждой из существующих и создаваемых СЭЗ вместо отдельных компаний-операторов и администраций зон позволит устранить возникающие трения и противоречия. Управляющую компанию предполагается создать в форме акционерного общества, контрольный пакет акций которого будет принадлежать государству в лице Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов. Указанная организационно-правовая форма управляющей компании позволит инвесторам участвовать в уставном капитале управляющей компании, что обеспечит им возможность принятия участия в управлении процессом реализации проекта и обеспечит для них транспарентность процедур в свободной экономической зоне.
В качестве основных ожидаемых экономических последствий реализации законопроекта можно выделить следующее:
диверсификация экономики и создания высокопроизводительных и конкурентоспособных производств;
привлечение инвестиций, современных технологий;
ускоренное социально-экономическое развитие регионов;
создание универсальной структуры управления СЭЗ;
установление единых требований для кандидатов в участники СЭЗ.
Принятие настоящего законопроекта не повлечет отрицательных экономических, правовых, социальных последствий.
Принятие законопроекта не предполагает прямых финансовых затрат из государственного бюджета.
При вступления в силу настоящего законопроекта и учитывая что участники СЭЗ сохранят свой статус, принятие настоящего законопроекта не повлечет для них дополнительных затрат. Кроме того, в некоторых случаях настоящий законопроект предусматривает дополнительные налоговые льготы, что приведет к сокращению расходов участников СЭЗ и предпринимательских субъектов.
* * *
Законопроект «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» разработан во исполнение поручения Президента Республики Казахстан, озвученного 29 января 2010 года в Послании народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана», о необходимости разработки нового законопроекта о специальных экономических зонах с учетом приоритетов индустриального развития и новых подходов функционирования специальных экономических зон, а также таких программных документов как Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 (далее – Индустриальная программа), План мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 302.
* * *
Сопутствующий проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специальных экономических зон» разработан в целях приведения законодательства Республики Казахстан в соответствие с нормами проекта Закона Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан».
В разработанном законопроекте предполагается проработать вопрос предоставления гарантий участникам специальной экономической зоны о стабильности налогового режима на период реализации проекта, предусмотреть дополнительные налоговые льготы, ввести особый механизм в отношении ввоза иностранной рабочей силы на территорию СЭЗ, предоставления земельных участков управляющим компаниям, участникам специальных экономических зон.
Законопроектом предполагается внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
Земельный кодекс Республики Казахстан;
Налоговый кодекс Республики Казахстан;
Закон Республики Казахстан «О занятости населения»;
Закон Республики Казахстан «Об акционерных обществах»;
Настоящий законопроект предполагает включение дополнительных стимулов для привлечения инвесторов к участию в СЭЗ, в частности введены нормы:
— предусматривающие обложение НДС по нулевой ставке реализации с территории Республики Казахстан на территорию специальной экономической зоны товаров, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания такой специальной экономической зоны, по перечню товаров, определенных Правительством Республики Казахстан;
— увеличение предельной нормы амортизации, применяемой в целях налогообложения, в отношении программного обеспечения с 15 % до 40 % (по аналогии с группой «Компьютеры и оборудование для обработки информации»);
— по предоставлению следующих налоговых льгот в отношении организаций, осуществляющих деятельность на территории специальной экономической зоны «Астана – новый город»:
1) уменьшения исчисленного КПН на 100 %;
2) применения коэффициента 0 к соответствующим ставкам при исчислении земельного налога;
3) применения ставки 0 % к среднегодовой стоимости объектов налогообложения при исчислении налога на имущество;
— по освобождению от социального налога в отношении организаций, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ ПИТ.
Следует отметить, что сумма предполагаемых потерь государственного бюджета от предусматриваемых Законопроектом налоговых льгот составит в 2011 году – 5 986 млн. тенге. Однако учитывая стратегические выгоды от принятия Законопроекта, обеспечивающего форсированное индустриальное развитие Республики через интенсивное развитие специальных экономических зон, предполагаемые потери бюджета являются обоснованно допустимыми. К стратегическим выгодам Республики, обосновывающим прогнозируемые потери бюджета относятся:
— усиление экспортного потенциала Казахстана – рост объемов несырьевого экспорта;
— внедрение новых технологий и высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих развитие инновационной составляющей экономики;
повышение эффективности расходования государственных средств за счет изменения существующей системы регулирования и управления специальными экономическими зонами.
Следует дополнить, что в рамках участия Казахстана в Таможенном союзе подписано Соглашение по вопросам свободных экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года, содержащее положения, отличные от норм действующего закона. Вследствие этого, возникла необходимость унификации Закона о СЭЗ с нормами международных соглашений о создании Таможенного союза.
В действующем национальном законодательстве перечень разрешенных видов деятельности в СЭЗ, на которых распространяются налоговые льготы, определен в Налоговом кодексе. При этом, в силу статьи 5 указанного Соглашения Комиссия таможенного союза вправе устанавливать виды деятельности, запрещенные на территории СЭЗ.
При этом решение об установлении видов деятельности, запрещенных на территории СЭЗ, принимается Комиссией таможенного союза консенсусом. Законодательством государств-членов таможенного союза могут быть установлены виды деятельности, запрещенные на территории СЭЗ, созданных (создаваемых) на территориях этих государств. В связи с чем, Налоговый кодекс требует своего пересмотра на предмет его приведения в соответствие с нормами названного Соглашения. Кроме того, ограничительное закрепление в Налоговом кодексе разрешенных видов деятельности препятствует потенциальным инвесторам участвовать в привлекательных сферах деятельности.
Внесением изменений в Закон Республики Казахстан «О занятости населения» предполагается упростить процедуру привлечения иностранной рабочей силы. Статья 11 Закона РК «О занятости населения» содержит нормы об установлении ежегодной квоты Правительством Республики Казахстан на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления деятельности на территории Республики Казахстан с последующей выдачей разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.
К данной норме предусмотрено исключение о ее не распространении на иностранцев и лиц без гражданства, работающих в региональном финансовом центре города Алматы на должностях руководителей и специалистов с послесредним и высшим образованием с подтвержденными документами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
По аналогии с не предлагается ввести особый механизм в отношении ввоза иностранной рабочей силы на территорию СЭЗ посредством внесения поправок в Закон Республики Казахстан «О занятости населения» об освобождении участников СЭЗ от получения разрешения для привлечения на работу иностранных граждан в СЭЗ в качестве руководителей участников СЭЗ, их заместителей, а также квалифицированных специалистов.
В новой редакции Закона Республики Казахстан «О специальных экономических зонах» с одновременным внесением соответствующих поправок в Земельный кодекс предлагается предусмотреть особенный порядок предоставления земельных участков управляющим компаниям, участникам специальных экономических зон.
Ввиду того, что законопроект затрагивает интересы субъектов частного предпринимательства, законопроект был направлен в соответствии с условиями Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства для получения экспертного заключения.

По сообщению сайта Nomad.su