Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Пресс-релиз АФН РК Об итогах деятельности Агентства за 2010 год

Дата: 03 февраля 2011 в 07:40

www.afn.kz, 2 февраля

В истекшем году в целях обеспечения финансовой стабильности финансового сектора и поддержания доверия к финансовой системе Агентство осуществляло свою деятельность в соответствии с целями и направлениями, предусмотренными Стратегическим планом Агентства на 2010-2014 годы, а также с учетом задач, обозначенных в Совместном заявлении Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства об основных направлениях экономической политики на 2010 год.

Банковский сектор
В целом принятые меры способствовали стабильному функционированию банковского сектора и умеренному восстановлению деловой активности в стране.
Успешно завершен процесс реструктуризации трех казахстанских банков (АО «БТА Банк», АО «Альянс Банк» и АО «Темiрбанк») с разделением рисков с кредиторами. В результате совокупная внешняя задолженность указанных банков сократилась более чем на 11,0 млрд. долларов США. Результаты данной работы способствовали созданию условий для оздоровления ситуации в банковском секторе и предпосылок его развития в поскризисном периоде. Так, совокупный расчетный собственный капитал банковского сектора вернулся к положительным значениям, составив на 1 января 2011 года 1 832,7 млрд. тенге и увеличившись с начала 2010 года на 919,1 млрд. тенге.
Кроме того, реструктуризация способствовала решению еще одной важной задачи, которая ставилась перед банковским сектором в начале 2010 года, – снижение внешнего долга банковского сектора в совокупных обязательствах до уровня не более 30%. В частности, доля внешних обязательств банков в их совокупных обязательствах сократилась до 23,9% на 1 января 2011 года против 33,6% на 1 января 2010 года.
В 2010 году продолжилась тенденция замещения внешнего фондирования внутренними источниками финансирования, такими как внутренние депозиты (вклады физических и юридических лиц без учета SPV), которые по сравнению с началом 2010 года выросли на 13,7%, составив на 1 января 2011 года значения в 6 825,3 млрд. тенге. В соответствии с Концепцией развития финансового сектора в посткризисный период депозиты населения и юридических лиц в банках второго уровня должны оставаться основным источником фондирования финансового сектора.
Вместе с тем, кредитная активность казахстанских банков остается низкой, что обусловлено наличием высоких кредитных рисков в экономике, а также отсутствием достаточного количества высококачественных заемщиков. В этой связи объем ссудного портфеля банковского сектора в 2010 году снизился на 572,8 млрд. тенге или на 5,9%, составив на 1 января 2011 года 9 066,0 млрд. тенге. По состоянию на 01.01.2011г. займы банков, выданные в иностранной валюте, составили 50,2% от совокупного кредитного портфеля или 4 553,2 млрд. тенге (57,2% на 01.01.2010г.).
Одной из основных проблем банковского сектора остается качество кредитного портфеля. В частности, это относится к необходимости очистки балансов банков от неработающих кредитов, доля которых в структуре кредитного портфеля банков на 1 января 2011 года продолжает оставаться на довольно высоком уровне – 32,5%, несмотря на снижение по сравнению с началом прошлого года на 4 процентных пункта (36,5%).
На фоне общего снижения уровня доли неработающих кредитов банков, в 2010 году наблюдалось сокращение объема провизий (резервов) банковского сектора Казахстана. Так, за 2010 год общий объем провизий (резервов) банков снизился до 2 802,2 млрд. тенге, что соответствует 30,9% от кредитного портфеля и покрывает кредиты с просрочкой платежей свыше 90 дней в 1,3 раза. При этом доля займов с просрочкой платежей свыше 90 дней продолжает сохраняться на довольно высоком уровне и составляет на 01.01.2011г. – 23,8%.
Уровень покрытия неработающих займов сформированными провизиями по банковскому сектору составил 95,0%. Таким образом, в настоящее время объем сформированных провизий по кредитному портфелю банков находится на адекватном уровне, что позволит нивелировать будущие списания проблемной задолженности.
Мировой финансово-экономический кризис выявил процикличность существующих в мировой практике подходов к оценке кредитных рисков, капитала, провизий (резервов) и ликвидности. С учетом этого политика регулирования Агентства носит контрцикличный характер.
В 2010 году в рамках мер по совершенствованию требований к достаточности собственного капитала банков Агентством были изучены последние международные стандарты Базельского комитета по банковскому надзору «Basel III: A global regulatory framework for more resilient banks and banking systems, December 2010» и выработаны соответствующие предложения по их внедрению, которые были рассмотрены на Совете по финансовой стабильности и развитию финансового рынка РК (далее – СФС).
Кроме того, на СФС были рассмотрены оптимальные подходы к оценке кредитных убытков и формирования динамических провизий на основе моделей стресс-тестирования.
В целях усиления подходов по управлению рисками ликвидности в рамках мер раннего реагирования Агентством уже применяются меры по поддержанию банками оптимального соотношения выданных кредитов к депозитам на уровне не более 1,5, предусмотренные также в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Basel III: International framework for liquidity risk measurement, standards and monitoring, December 2010».
В части усиления требований к риск-менеджменту в банках второго уровня были усовершенствованы подходы и процедуры Агентства к оценке качества и эффективности систем управления рисками и внутреннего контроля.
Так, были введены требования к наличию в банках Плана действий на случай возникновения непредвиденных обстоятельств. В частности, Планом определены превентивные мероприятия, содержащие критические количественные показатели, при достижении которых банк должен переходить на исполнение оперативных мероприятий, направленных на снижение воздействия непредвиденных обстоятельств на финансовую устойчивость банка и в целом на его деятельность, а также матрицу, определяющую ответственность руководящих работников и сотрудников банка за исполнение Плана. Дополнительно, предусмотрено представление в уполномоченный орган на ежемесячной основе стресс-сценариев, результатов стресс-тестирования, а также плана действий на случай непредвиденных обстоятельств.
В рамках совершенствования консолидированного надзора были приняты меры по исполнению поручения Главы государства, озвученного в его Послании народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» и разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков» (далее – законопроект). Основными задачами законопроекта являются отсечение банков от явно или скрыто аффилированных непрофильных структур и повышение прозрачности банковской деятельности.
В частности, законопроект предусматривает запрет на выдачу займов (гарантий) лицам, не имеющим прозрачной структуры собственности и понятных перспектив бизнеса. Ужесточаются требования к условиям операций банков с их аффилированными лицами, что минимизирует их возможное негативное влияние на банки.
Кроме того, запрещаются инвестиции банковских холдингов в капитал нефинансовых организаций, а инвестиции банков в капитал дочерних и зависимых финансовых организаций будут лимитированы, и требовать дополнительной капитализации для банков. Эти меры дополняются требованиями по консолидированному надзору, что ограничит деятельность банков рамками банковских операций.
Законопроектом предусмотрены также меры по улучшению корпоративного управления, инфраструктуры фондового рынка и защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Дополнительно, законопроект предусматривает меры, направленные на повышение устойчивости пенсионных фондов и снижение рисков на рынке ценных бумаг.
В настоящее время законопроект находится на рассмотрении Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Для минимизации рисков, связанных с проблемами качества кредитного портфеля БВУ, в свою очередь препятствующих возобновлению кредитования, Правительством Республики Казахстан по поручению Главы государства разработан План пошагового улучшения качества активов БВУ. В частности, названый план предусматривает меры, направленные на очистку балансов банков от «плохих активов», содействие реструктуризации задолженности заемщиков, меры по налогообложению и пруденциальному регулированию, а также привлечение зарубежных инвесторов.
Кроме того, в целях повышения качества финансовых услуг, их соответствия международным стандартам и создания целостной системы защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов Агентством разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов».
Данный законопроект направлен на совершенствование механизмов защиты социальных гарантий граждан по вопросам ипотечного кредитования, достижение оптимального баланса прав, обеспечивающего приемлемость и надежность систем предоставления финансовых услуг для потребителей и рентабельность для финансовых организаций, а также усиление ответственности должностных лиц акционерных обществ путем определения их персональной ответственности за принимаемые решения.
В настоящее время законопроект направлен на подпись Главе государства.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и сектор пенсионных услуг.
С учетом последствий мирового финансового кризиса и оценки его влияния на рынок ценных бумаг и накопительную пенсионную систему республики усилия Агентства в течение 2010 года были в основном направлены на обеспечение необходимого уровня защиты пенсионных накоплений, повышение эффективности инвестиционного управления пенсионными активами, усиление требований к финансовой устойчивости накопительных пенсионных фондов (далее – НПФ) и профессиональных участников рынка ценных бумаг, снижение рисков, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг, а также на повышение привлекательности отечественного фондового рынка для национальных и зарубежных эмитентов и инвесторов.
Так, в течение 2010 года Агентством были усовершенствованы требования к системе пруденциального регулирования НПФ, системе управления рисками в НПФ, методике оценки справедливой стоимости неликвидных долговых ценных бумаг, находящихся в инвестиционных портфелях накопительных пенсионных фондов, установлены дополнительные ограничения на совершение сделок за счет пенсионных и собственных активов НПФ (ООИУПА) с афилиированными лицами НПФ (ООИУПА), установлены лимиты инвестирования пенсионных активов НПФ в финансовые инструменты с учетом объема пенсионных активов, а также созданы механизмы управления рисками, связанными с возникновением конфликта интересов в НПФ и профессиональных участниках рынка ценных бумаг.
В сфере регулирования рынка ценных бумаг Агентством была усовершенствована система пруденциального регулирования организатора торгов ценными бумагами, система управления рисков профессиональных участников рынка ценных бумаг, методика оценки справедливой стоимости неликвидных долговых ценных бумаг, находящихся в инвестиционных портфелях инвестиционных фондов, уточнены процедуры, связанные с совершенствованием системы учета прав по ценным бумагам в системе реестров держателей ценных бумаг, установлены требования к комплексному программно-техническому обеспечению организатора торгов и Центрального депозитария ценных бумаг, а также список фондовой биржи был дополнен сектором «исламские ценные бумаги» и установлены требования по включению и нахождению исламских ценных бумаг в официальном списке фондовой биржи.
Вопросы развития накопительной пенсионной системы и рынка ценных бумаг республики обсуждались на заседаниях рабочих групп, созданных по решению Совета по финансовой стабильности и развитию финансового рынка Республики Казахстан с участием представителей заинтересованных государственных органов, ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстан» и других организаций. Мероприятия, выработанные по итогам заседаний данных рабочих групп, были отражены в Плане мероприятий по реализации «Дорожная карта по развитию накопительной пенсионной системы и рынка ценных бумаг Республики Казахстан» (далее – Дорожная карта), одобрены на заседании Правительства Республики Казахстан от 25 января 2011 года. Мероприятия направлены на решение существующих проблем накопительной пенсионной системы и рынка ценных бумаг, включая низкую доходность по пенсионным накоплениям, отсутствие достаточного количества качественных финансовых инструментов, дальнейшее стимулирование выхода эмитентов и инвесторов на отечественный фондовый рынок, совершенствование системы пруденциального регулирования.
По состоянию на 1 января 2011 года количество счетов вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам составило 7 989 782 с общей суммой пенсионных накоплений 2 252,6 млрд.тенге, увеличившись за 2010 год на 21,4%. Вместе с тем, наблюдается динамика увеличения «чистого» инвестиционногодохода. Так, по состоянию на 1 января 2011 года сумма «чистого» инвестиционного дохода от инвестирования пенсионных активов, зачисленная на счета вкладчиков (получателей), составила 571,4 млрд.тенге, увеличившись за 2010 год на 89,7 млрд. тенге (18,6%).
Вместе с тем, значительную долю в инвестиционном портфеле НПФ занимают государственные ценные бумаги эмитентов Республики Казахстан (44,3%), которые по сравнению на 1 января 2010 года увеличились на 33,7% или 252,0 млрд.тенге. Необходимо отметить, что на 1 января 2011 года доля ценных бумаг, эмитенты которых допустили дефолт по выпускам ценных бумаг, составила 1,54% от общего объема пенсионных активов, что в абсолютном выражении составило 35 млрд.тенге.
По состоянию на 1 января 2011 года общая капитализация KASE составила 13967,2 млрд.тенге или 56,8% от ВВП. При этом количество эмитентов, допустивших дефолт на организованном рынке ценных бумаг, составило 29, из них количество эмитентов, чьи задолженности погашены частично, составляет 9; количество эмитентов, чьи задолженности погашены путем реструктуризации долга, составляет 2; количество эмитентов, чьи ценные бумаги исключены из списков KASE, составляет 19.

Страховой сектор
На фоне оживления деловой активности корпоративного сектора в целом и восстановления ключевых отраслей экономики от последствий финансовой нестабильности в страховом секторе наблюдаются положительные тенденции.
В частности, совокупные активы страховых (перестраховочных) организаций увеличились на 15,4%, составив на 1 января 2011 года – 343,2 млрд. тенге.
Совокупный объем страховых премий в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, продемонстрировала значительный рост, увеличившись на 23,6%. При этом максимальное увеличение объемов было отмечено по добровольному личному страхованию на 60,3% (по обязательному страхованию – 16,1%, по добровольному имущественному страхованию – 14,0%).
Высокий уровень капитализации, снижение рисков, связанных с внешним перестрахованием, а также низкая доля дефолтных ценных бумаг в инвестиционном портфеле страховых организаций свидетельствует о наличии потенциала для дальнейшего развития сектора.
В этой связи в 2010 году были приняты меры по совершенствованию условий и порядка проведения обязательных видов страхования, совершенствованию инфраструктуры страхового рынка, введению консолидированного надзора за страховыми группами.
В целях усиления защиты интересов потребителей страховых услуг установлены процедуры взаимоотношений страхователей (выгодоприобретателей) и страховщиков, с 2012 года предусмотрено требование по обязательному участию в системе гарантирования страховых выплат страховых организаций, осуществляющих аннуитетное страхование в рамках законодательных актов Республики Казахстан об обязательном страховании работника от несчастных случаев и пенсионном обеспечении. Введена процедура передачи страхового портфеля страховой организации на стадии консервации, при лишении ее лицензии, а также принудительной ликвидации с привлечением средств АО «Фонд гарантирования страховых выплат».
Приняты меры по введению консолидированного надзора за страховыми организациями в части закрепления основ регулирования и надзора за деятельностью страховых групп и холдингов.
В рамках совершенствования инфраструктуры страхового рынка были установлены дополнительные требования к осуществлению деятельности страхового агента, в том числе предусмотрен запрет на прием страховым агентом наличных денег, полученных от страхователя, с 1 января 2012 года, предусмотрена возможность осуществления деятельности страхового агента только по договору поручения, установлены квалификационные требования к лицам, осуществляющим посредническую деятельность страхового агента, а также к порядку их учета и обучения. Кроме того, установлена административная ответственность страхового агента за правонарушения, совершенные им, предусмотрена поправка о не распространении специального налогового режима на посредническую деятельность страхового брокера и страхового агента, уточнены права и обязанности страхового агента.
Приняты меры по созданию полноценной базы данных страховой статистики путем включения всех обязательных видов страхования и добровольных классов страхования с 1 января 2011 года и 1 января 2013 года, соответственно.
В целях обеспечения правильности проводимых штатным актуарием расчетов обязательств и страховых тарифов предусмотрено введение института независимых актуариев, а также установлены квалификационные требования к ним.
В рамках развития отрасли страхование жизни предусмотрен порядок заключения договоров страхования жизни с участием страхователя в инвестициях и прибыли страховщика.
Кроме того, приняты меры по совершенствованию корпоративного управления и систем управления рисками, страховых (перестраховочных) организаций. В целях обеспечения адекватности формируемых резервов приняты меры по совершенствованию требований к формированию страховых резервов.
Вместе с тем, в целях повышения казахстанского содержания в сделках перестрахования приняты меры по совершенствованию регулирования перестраховочной деятельности, в том числе установлены лимиты удержания страховых премий в страховой организации, максимальный объем страховых премий, передаваемых за рубеж, установлены критерии для включения доли перестраховщика в расчет фактической маржи платежеспособности.

Итоги реструктуризации внешних обязательств банков второго уровня
В 2010 году завершился процесс реструктуризации в трех крупнейших банках.
Их завершение, несомненно, положительно отразилось на их финансовой устойчивости.
В результате осуществления запланированных мероприятий по реструктуризации произошло финансовое оздоровление банков в целом, в том числе доведение их собственных капиталов до требуемого Агентством уровня.
Так, в результате выполнения всех мероприятий по Плану реструктуризации задолженности АО «Альянс Банк» (28 апреля 2010 года Судом принято решение прекратить реструктуризацию Банка в связи с осуществлением комплекса мер, предусмотренных Планом реструктуризации) был докапитализирован в целом на 547,9 млрд.тенге, а его собственный капитал составил порядка 50 млрд.тенге. Объем долга в результате реструктуризации сократился с 4,5 млрд. долларов США (включая начисленные проценты) до 1 млрд. 08 млн.долларов США, в том числе: 850 млн.долларов США – старший долг по евробондам, 85 млн. долларов США – реальное торговое финансирование, 145 млн. долларов США – субординированные 20-летние облигации.
Таким образом, по завершении всех мероприятий 67% простых и привилегированных акций остались в собственности «Самрук-Казына», 33% отошли кредиторам. Эти 33% были распределены между более чем 2 тысячами миноритарных акционеров, ни один из которых не имеет доли более 3% акций.
В рамках реструктуризации АО «Темiрбанк» (19 июля 2010 года Судом принято решение прекратить реструктуризацию Банка в связи с осуществлением комплекса мер, предусмотренных Планом реструктуризации) была проведена его докапитализация. В результате капитал этого финансового института стал положительным в размере около 35 млрд.тенге, основным акционером банка стал государственный фонд «Самрук-Казына» с долей 79,9%. Еще 20% акций – у кредиторов, в основном в виде ГДР (глобальные депозитарные расписки), 0,1% остались у прежних акционеров. Общие обязательства банка, подлежавшие реструктуризации, составляли 1,4 млрд. долларов США В результате долг банка снизился в 2 раза – до 700 млн. долларов США.
В результате реструктуризации финансовая задолженность «БТА Банка» (31 августа 2010 года Судом принято решение прекратить реструктуризацию Банка в связи с осуществлением комплекса мер, предусмотренных Планом реструктуризации) сокращена с 16,65 до 4,2 млрд. долларов США с одновременным увеличением периода погашения этой задолженности на срок от 8 до 20 лет. С завершением реструктуризации кредиторы стали акционерами банка, и на их долю приходится 18,5% акционерного капитала. Государственный фонд «Самрук-Казына» является основным акционером банка, владеющим 81,48% акционерного капитала, на долю миноритариев приходится 0,02% акций.
Таким образом, в целом, процесс реструктуризации обязательств указанных банков, начавшийся после вхождения государства в их капитал, занял около полутора лет. Совокупная внешняя задолженность трех банков в ходе реструктуризации сократилась на сумму свыше 11 млрд. долларов США и внешний долг по банковской системе РК уменьшился на 40%.

Планируемые мероприятия на 2011 год
Деятельность Агентства в 2011 будет направлена на усиление законодательной структуры и практики регулирования внутреннего финансового рынка с учетом «уроков», извлеченных в ходе глобального финансово-экономического кризиса. При этом конкретные направления и принципы работы Агентства обозначены в Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период.
Ключевым направлением деятельности по регулированию финансового сектора будет являться дальнейший переход на принципы контрцикличного регулирования и надзора, предусматривающий комплекс мер по формированию провизий, увеличения собственного капитала, резервов и ликвидности в период активного роста экономики и использования накопленного потенциала в период спада.
Также будет продолжена работа над проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков» и реализация мероприятий, вытекающих из данного законопроекта.

Банковский сектор
Новое регулирование будет реализовываться поэтапно, от простого к сложному, последнее из которых имеет отложенный характер и вступит в силу по мере устойчивого роста экономики и финансовой системы.
Агентством планируется проведение дальнейшей работы по реализации международных подходов к достаточности собственного капитала, основанных на Базель III.
В частности с 2013 года предусматривается следующее:
— усиление капитальной базы банков за счет внедрения основного капитала, состоящего из простых акций и нераспределяемого чистого дохода;
— дестимулирование инвестиционной деятельности банков путем исключения двойного учета капитала банков;
— ограничение чрезмерного роста кредитного портфеля путем применения буферных капиталов;
— повышение достаточности собственного капитала (достаточность основного капитала до 7%, достаточность капитала первого уровня до 8,5%, достаточность собственного капитала до 10,5%).
Классификация активов банков будет проводиться на основе уровня кредитного риска, а размер формируемых резервов будет определяться ожидаемыми убытками по кредитам. При этом специальные провизии будут формироваться по МСФО, а разница между ожидаемыми убытками и специальными провизиями будет покрываться отдельными резервами на счетах собственного капитала.
В целях улучшения ликвидности банков и снижения риска рефинансирования в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору «Basel III: International framework for liquidity risk measurement, standards and monitoring, December 2010», в рамках пруденциального регулирования будут приняты дополнительные коэффициенты ликвидности.
Действие данных коэффициентов будет направлено на обеспечение надежного уровня ликвидности банков в краткосрочном периоде путем создания запаса высоколиквидных ресурсов, а также на обеспечение устойчивости деятельности банков в долгосрочном периоде посредством создания дополнительных стимулов по привлечению фондирования из более надежных депозитных источников.
В целом планируемые меры Агентства будут внедрены на консолидированной основе.

Рынок ценных бумаг и сектор пенсионных услуг
Регулирование рынка ценных бумаг и накопительной пенсионной системы будет направлено на дальнейшее укрепление финансовой устойчивости НПФ и профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе посредством дальнейшего совершенствования системы риск-ориентированного надзора за субъектами рынка ценных бумаг, развитие отечественного фондового рынка, путем реализации мероприятий предусмотренных Планом реализации Дорожной карты и совершенствования механизмов, обеспечивающих активизацию инвесторов и эмитентов на фондовом рынке, защиту прав и интересов инвесторов, а также на международное сотрудничество в сфере регулирования рынка ценных бумаг с международными организациями.
В рамках Дорожной карты предусматривается совершенствование пруденциального регулирования накопительной пенсионной системы, совершенствование методики взимания комиссионного вознаграждения накопительными пенсионными фондами, а также введение системы «совместный семейный аннуитет».
Кроме того, в рамках совершенствования инфраструктуры рынка ценных бумаг и повышения ликвидности фондового рынка планируется совершенствование методики определения справедливой стоимости финансовых инструментов и механизмов ее практического применения, развитие исламских финансовых инструментов на рынке ценных бумаг, совершенствование корпоративного управления, а также укрепление и повышение качества регулирования на рынке ценных бумаг путем взаимодействия с надзорными органами иностранных государств.
Деятельность Агентства в 2011 году также будет направлена на реализацию проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков».

Страховой сектор
В 2011 году планируются меры по усилению государственного контроля за соблюдением страхователями законодательства Республики Казахстан об обязательном страховании, расширению инвестиционных возможностей страховых организаций по страхованию жизни, совершенствованию пруденциального регулирования страховых (перестраховочных) организаций, в том числе планируется принять дополнительные меры по увеличению казахстанского содержания в перестраховании и снижению фиктивных сделок.
Кроме того, планируется внедрение модели оценки риска землетрясений, которая позволит страховым организациям определить возможные убытки в случае землетрясений и размер необходимого перестраховочного покрытия.
Вместе с тем, Агентством будут разработаны предложения по введению исламского страхования и установлению правовых основ деятельности исламских страховых (перестраховочных) организаций.

-----

АФН РК подвело итоги 2010 года
АЛМАТЫ. 2 февраля. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/

Сегодня в Алматы Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) подвело итоги деятельности за 2010 год. По словам главы ведомства Елены Бахмутовой, в целом принятые меры способствовали стабильному функционированию банковского сектора и умеренному восстановлению деловой активности в стране.
Успешно завершен процесс реструктуризации трех казахстанских банков с разделением рисков с кредиторами. В результате совокупная внешняя задолженность указанных банков сократилась более чем на 11,0 млрд. долларов США. Это способствовало созданию условий для оздоровления ситуации в банковском секторе и предпосылок его развития в посткризисный период. Так, совокупный расчетный собственный капитал банковского сектора вернулся к положительным значениям, составив на 1 января 2011 года 1832,7 млрд. тенге и увеличившись с начала 2010 года на 919,1 млрд. тенге.
В 2010 году продолжилась тенденция замещения внешнего фондирования внутренними источниками финансирования, такими, как внутренние депозиты, которые по сравнению с началом 2010 года выросли на 13,7%, составив на 1 января 2011 года 6 825,3 млрд. тенге. В соответствии с Концепцией развития финансового сектора в посткризисный период депозиты населения и юридических лиц в банках второго уровня должны оставаться основным источником фондирования финансового сектора.
Одной из основных проблем банковского сектора остается качество кредитного портфеля. В частности, это относится к необходимости очистки балансов банков от неработающих кредитов, доля которых в структуре кредитного портфеля банков на 1 января 2011 года продолжает оставаться на довольно высоком уровне – 32,5%, несмотря на снижение по сравнению с началом прошлого года на четыре процентных пункта.
Мировой финансово-экономический кризис выявил процикличность существующих в мировой практике подходов к оценке кредитных рисков, капитала, провизий и ликвидности. С учетом этого политика регулирования Агентства носит контрцикличный характер.

-----

Должен быть механизм по оздоровлению предприятий реального сектора – глава АФН РК
АЛМАТЫ. 2 февраля. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/

Ухудшение качества кредитного портфеля банков достигло дна. Об этом сегодня в Алматы в ходе пресс-конференции заявила председатель Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) Елена Бахмутова.
Она отметила, что если программа по оздоровлению крупных и средних предприятий будет принята, то лучше, если дальнейшая работа с проблемными активами будет вестись не на балансе банков, а в компании по управлению проблемными активами.
«Это даст прозрачность. Сколько потребуется времени на «расшивку» этих проблем, пока сказать трудно. Думаю, что потребуется больше года. Жизнеспособным компаниям для стабилизации ситуации года не хватит. Но, чтобы оценить, в состоянии ли компании выйти из проблемы или нет, достаточно года. В этом случае некоторые компании пойдут на банкротство, остальные – будут находиться в состоянии реструктуризации», – отметила глава АФН.
Е.Бахмутова добавила, что программа по оздоровлению крупных и средних предприятий охватывает не только меры регуляторного характера. «Там есть комплекс мер по изменению закона о банкротстве. То есть должен быть механизм по оздоровлению предприятий реального сектора. Банки также должны в этом участвовать, так как они являются крупными кредиторами ряда этих компаний. Я думаю, что рейтинговые агентства и инвесторы оценят такой шаг в сторону транспарентности», – подчеркнула председатель Агентства.

-----

Все опасения относительно реструктуризации банков были излишне консервативны – АФН РК
АЛМАТЫ. 2 февраля. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/

Улучшение качества активов банков будет касаться как государственных мер, так и мер со стороны банков. Об этом сегодня в Алматы на пресс-конференции сказал заместитель председателя Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) Куат Кожахметов.
«Мы уже видим улучшение. За 2010 год доля безнадежных кредитов снизилась с 30% до 20%. Банки проделали большую работу по реструктуризации займов, и это сказалось на объеме провизий. Так, провизии снизились с 3 трлн. 300 млн. тенге до 2 трлн.802 млн. тенге. В процессе деятельности АФН мы за 2009-2010 годы проинспектировали все крупные банки, сложившаяся картина по качеству активов – адекватная и реальная», – сказал К.Кожахметов.
В свою очередь глава АФН Елена Бахмутова добавила, что ситуация в банках разная. «Было много критики, что реструктуризация трех банков отбросит нашу страну на несколько лет назад и что нашим банкам не будут выдаваться деньги. Но это не соответствует действительности. Реструктуризация получила широкое распространение не только в Казахстане, но и во всем мире. Это реальность и адекватное реагирование со стороны государства на проблемы, с которыми сталкивается финансовая система», – отметила председатель АФН.
«Прощение части долга, которое прошло по отношению к нашим банкам, иностранным инвесторским сообществом воспринято адекватно. На самом деле инвесторы расценивают риск конкретного финансового института. Все опасения были излишне консервативны, если не сказать – не обоснованны», – заявила Е.Бахмутова.

-----

Деятельность АФН РК будет направлена на усиление законодательной структуры и практики регулирования внутреннего финрынка
АЛМАТЫ. 2 февраля. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/

Деятельность Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) в 2011 году будет направлена на усиление законодательной структуры и практики регулирования внутреннего финансового рынка с учетом «уроков», извлеченных в ходе глобального финансово-экономического кризиса. Об этом стало известно в ходе специальной пресс-конференции, которая прошла сегодня в Алматы.
Ключевым направлением деятельности по регулированию финансового сектора станет дальнейший переход на принципы контрцикличного регулирования и надзора, предусматривающий комплекс мер по формированию провизий, увеличения собственного капитала, резервов и ликвидности в период активного роста экономики и использования накопленного потенциала в период спада. В банковском секторе новое регулирование будет реализовываться поэтапно, от простого к сложному, последнее из которых имеет отложенный характер и вступит в силу по мере устойчивого роста экономики и финансовой системы.
Агентством планируется проведение дальнейшей работы по реализации международных подходов к достаточности собственного капитала, основанных на Базель III. В частности, с 2013 года предусматривается усиление капитальной базы банков за счет внедрения основного капитала, состоящего из простых акций и не распределяемого чистого дохода, дестимулирование инвестиционной деятельности банков путем исключения двойного учета капитала банков, ограничение чрезмерного роста кредитного портфеля путем применения буферных капиталов, повышение достаточности собственного капитала.
Регулирование рынка ценных бумаг и накопительной пенсионной системы будет направлено на дальнейшее укрепление финансовой устойчивости НПФ и профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе посредством дальнейшего совершенствования системы риск-ориентированного надзора за субъектами рынка ценных бумаг, развитие отечественного фондового рынка, путем реализации мероприятий, предусмотренных Планом реализации Дорожной карты и совершенствования механизмов, обеспечивающих активизацию инвесторов и эмитентов на фондовом рынке, защиту прав и интересов инвесторов, а также на международное сотрудничество в сфере регулирования рынка ценных бумаг с международными организациями. В рамках Дорожной карты предусматривается совершенствование пруденциального регулирования накопительной пенсионной системы, совершенствование методики взимания комиссионного вознаграждения накопительными пенсионными фондами, а также введение системы «совместный семейный аннуитет».
В 2011 году планируются меры по усилению государственного контроля за соблюдением страхователями законодательства РК об обязательном страховании, расширению инвестиционных возможностей страховых организаций по страхованию жизни, совершенствованию пруденциального регулирования страховых организаций, в том числе планируется принять дополнительные меры по увеличению казахстанского содержания в перестраховании и снижению фиктивных сделок.

---

В 2011 году банки Казахстана смогут генерировать прибыль – АФН
АЛМАТЫ. 2 февраля. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/

В 2011 году банки смогут генерировать прибыль. Об этом сегодня в Алматы сказала председатель Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) Елена Бахмутова.
Она отметила, что к концу 2010 года генерация денежного потока улучшилась. «Некоторые заемщики начали расплачиваться по кредитам. Это касается как корпоративных заемщиков, так и физических лиц. Это внушает определенный оптимизм», – сказала глава АФН.
«С другой стороны, Национальный банк РК давал оценку, что перспективы роста кредитного портфеля сомнительны, скорее всего, он останется на том же уровне. Мы придерживаемся такой же консервативной оценки. Мы не ожидаем роста кредитного портфеля. Возможно, он будет происходить по каким-то отдельным банкам, но это будет скромный прирост. Поэтому в этом смысле масштабы прибыли ограничены отсутствием роста процентных доходов. Но, с точки зрения генерирования текущего портфеля, ситуация будет улучшаться. В целом, ситуация с прибыльностью в текущем году будет лучше, чем в предыдущем. Но это произойдет при отсутствии внешних шоков», – подчеркнула Е.Бахмутова.

---

АФН не прогнозирует рост кредитного портфеля банков в 2011 году
Алматы. 2 февраля. Kazakhstan Today

Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) не прогнозирует рост кредитного портфеля банков в 2011 году, передает Kazakhstan Today.
«Национальный банк давал оценку, что перспективы роста кредитного портфеля сомнительны, скорее всего, он останется на том же самом уровне. Мы в принципе придерживаемся такой же консервативной оценки, то есть мы не ожидаем вообще роста кредитного портфеля», – сказала сегодня на пресс-конференции в Алматы председатель АФН Елена Бахмутова.
«Я думаю, что банки смогут генерировать прибыль (в 2011 году. – Прим. агентства), потому что по концу года мы видим, что несколько улучшается генерация денежного потока. Все-таки некоторые заемщики начали расплачиваться по кредитам, и это касается как корпоративных заемщиков, так и заемщиков физических лиц. И это внушает определенный оптимизм», – отметила глава АФН.
По ее словам, «возможно, он будет по каким-то банкам происходить, но это будет очень скоромный прирост (кредитного портфеля. – Прим. агентства)».
«В этом смысле масштабы прибыли ограничены отсутствием роста процентных доходов, но с точки зрения генерирования текущего портфеля мы считаем, что ситуация будет улучшаться. И поэтому с прибыльностью, я думаю, у нас ситуация в текущем году будет лучше, чем в предыдущем. Но, еще раз оговорюсь, это при отсутствии внешних шоков», – сказала Е. Бахмутова.

По сообщению сайта Nomad.su

Читайте также