Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Выборы. Первые ориентиры

Дата: 03 февраля 2011 в 12:20

Выборы. Первые ориентиры

Для того чтобы определить дату следующих парламентских выборов, Верховной раде пришлось внести изменения в Конституцию. Отныне главный «рабочий вариант» – октябрь 2012-го. Но надолго откладывать подготовку к этому акту народного волеизъявления вряд ли кто-то станет.

Назначение выборов на 2012 год стало результатом попытки парламентариев проскользнуть между двумя редакциями Основного закона – ныне действующей и недавно отмененной, – которые расходились по пункту «Сроки полномочий». И то, что в итоге вопрос был решен к вящему удовлетворению правящего лагеря и сочувствующих оппозиционеров, неудивительно. С одной стороны, власти страны продолжают ратовать за стабильность, а все более послушный нынешний парламент – инструмент небесполезный. С другой – многие народные избранники, вне прямой зависимости от их партийной принадлежности, не хотели бы потерять мандаты уже в этом году. Что ж, экстренно готовиться к выборам им, может, и не придется. Но это вовсе не значит, что борьба за будущие места в ВРУ начнется к середине 2012-го.

Перманентная избирательная кампания – для Украины состояние порядком поднадоевшее и утомительное, но все же знакомое и привычное. Поэтому трудно допустить, что после того, как выборы были отложены на 2012 год, политическая жизнь в стране заметно утихнет. Напротив, следующая парламентская гонка для многих политсил станет испытанием, готовиться к которому нужно заранее.

В феврале 2011-го говорить о будущем выборов несколько рановато. И главная причина тому – не столько «заторможенность» политических игроков (многие из них уже начали собираться с силами), сколько неясные обстоятельства будущего волеизъявления. Основную интригу выборам-2012 пока обеспечивает законодательная неопределенность. Подготовка к местным выборам показала: на Банковой к идее об изменении правил избирательной игры относятся вполне серьезно. Да и появление обещанного президентом избирательного кодекса его парламентские сторонники анонсируют уже сейчас.

Наиболее вероятные изменения законодательства коснутся системы в целом. Идеей номер один, по всей видимости, может стать возвращение к смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, которое уже было опробовано на последних местных выборах – не в ущерб позициям правящей партии. В зону крайнего риска также попадают партийные блоки, которым в октябре 2010-го места на выборах не нашлось. Кроме того, не исключено, что в 2012 году выборы могут оказаться еще экзотичней, чем того может потребовать пресловутый избирательный кодекс. Так, в политикуме все активнее муссируются слухи о возможном сокращении числа народных избранников, а также – о гипотетической отмене депутатской неприкосновенности. Существует вероятность и того, что вновь всплывет идея об увеличении проходного барьера. А даже часть перемен подобного масштаба может существенно скорректировать потенциальные предвыборные расклады. Но время для подготовки у политсилы, скорее всего, будет.

В условиях готовящегося к изменениям законодательства наиболее уверенно себя может чувствовать Партия регионов. Имея в распоряжении парламентское большинство, которое при необходимости расширяется до конституционного, принимать хорошо адаптированные под нужды ситуации законы не так уж и сложно. Прошлые местные выборы послужили удобным наглядным пособием: отсутствие блоков во многих областях привело к размыванию влияния голосов идейных противников ПР, а умелая работа с кадрами позволила заметно укрепить ряды «регионалов» за счет добровольных или вынужденных новобранцев. К тому же существенным рейтинговым подспорьем (сейчас популярность партии номер один колеблется в пределах 29-36 процентов – по разным исследованиям) для ПР на протяжении ближайших полутора лет могут оказаться успехи действующей власти – разного рода, вплоть до организации «Евро-2012», финальный этап которого придется на разгар предвыборной кампании. С другой стороны, не следует забывать о том, что «достижения власти» – это оружие обоюдоострое. Непопулярные решения имеют обыкновение отражаться на рейтинге в не меньшей (а в случае сложной политической ситуации – и в большей) степени, чем приятные электоральному сердцу шаги. А с учетом того, какие волнения обещанные реформы вызывают уже сейчас, вполне возможно, что раздражение избирателей будет накапливаться. К концу 2012-го «регионалам» нужно подойти не только с пакетом предложений, улучшающих настроение народа, но и сохраняя внешнюю стабильность. Обретение власти не решило внутренних проблем «регионалов», в среде которых продолжает нарастать конкуренция между разными группами влияния…

Если главной партии власти о своем попадании в парламент беспокоиться не приходится (здесь, скорее, речь идет о том, в скольких шагах ПР окажется от формирования большинства), то ее «меньшим братьям» есть о чем задуматься. Перспективы Народной партии (или другой формы существования «блока Литвина») довольно туманны. Преодоление трехпроцентной отметки ей социологи уже давно не гарантируют – неудивительно, что спикер был одним из самых активных адвокатов недавнего «конституционного» решения. В случае перехода к смешанной системе в личном успехе Владимира Литвина на парламентских выборах сомневаться не приходится – он достаточно узнаваемый политик, чтобы уверенно победить на хорошо подобранном мажоритарном участке. А вот шансы Владимира Михайловича на создание весомой фракции и, тем более, спикерство, кажутся зыбкими. Если, конечно, он не планирует углубить свое сотрудничество с «регионалами».

Тем временем, в отличие о «литвиновцев» самая красная партия в стране, которая активно мигрирует в декларативно оппозиционную сторону, судя по соцопросам, имеет возможность преодолеть актуальную на сегодня планку проходного барьера. Но – и только. Хотя специалисты полагают, что интерес общества к левым идеям растет, на популярности КПУ эта тенденция отражается слабо. А вот, снова-таки, внутренние проблемы еще могут сказаться. А таковые у коммунистов есть: конфликт с исключением из партии Леонида Грача, который уже обещает создать собственную политсилу может обойтись КПУ не так уж и дешево.

Претендентов на те «левые» голоса, о которых говорят политологи, в Украине становится все больше. Среди них есть и давние участники «рынка», и новички. Крупные партии левого фланга (вроде той же СПУ), похоже, рассчитывают спихнуть с подножки парламентского поезда КПУ и занять ее место в Верховной раде самостоятельно. Менее масштабные на сегодня проекты готовы объединяться. Так, в январе 2011 года о своем намерении слиться в едином порыве объявили не только национал-демократы, но и лево-центристы. «Справедливость», «Народная власть», СДПУ и СДПУ(о) готовы создать общий партийный проект, в рамках которого они надеются завоевать сердца избирателей. Эксперты, правда, такой оптимизм воспринимают сдержанно – несмотря на то, что спрос на социалистические идеи существует, не факт, что их сторонники в качестве выразителей своих чаяний видят уже оформленные, но не слишком популярные партийные проекты. Хотя, существует некоторая вероятность и того, что за оставшееся время до выборов или нынешние левые политики докажут избирателям свою полезность, или им на замену придет давно обещанное новое поколение.

Схожие объединительно-обновленческие мотивы бурлят в условном «национально-демократическом» лагере. На главенствующую роль на этом фланге сейчас по-прежнему претендует БЮТ (или персонально «Батьківщина») – причем не столько по идеологическим мотивам, сколько по «должности» самых заметных оппозиционеров. Потерявшие было в 2010-м темп Юлия Тимошенко и ее окружение возвращаются к активной работе над протестной репутацией. Действия власти работают им в помощь – как политические, экономические и социальные решения, так и настойчивость в уголовных преследованиях. Теоретически, ситуация может работать на поднятие рейтинга БЮТ, который сейчас колеблется в пределах 11-14 процентов. Но по большей части в том случае, если Юлия Тимошенко останется главным воплощением надежда а-ля «Чтоб не Янукович» (и, разумеется, сможет баллотироваться в парламент, если не помешает возможный приговор).

Стоит отметить, что помимо «Батьківщини» приверженцам «антирегиональных» настроений есть на ком остановить свой взор. Политсилы на этом фронте представлены в еще большем ассортименте, чем на левом: как молодые, так и с опытом, как умеренные, так и порадикальнее. Самый центр, который воплощает «Сильная Украина» Сергея Тигипко, вероятно, окажется не слишком задействованным – сторонники «национал-демократов» не станут поддерживать вице-премьера из-за его инкорпорированности во власть, а на вкусах более «аполитичных» поклонников может отразиться тот факт, что руководство страны похоже готовы сделать из Сергея Леонидовича козла отпущения социальных реформ…

В то же время другие «молодые и перспективные», похоже,  начали критично оценивать свои возможности. Первая объединительная волна последнего времени коснулась консолидирующих поползновений Арсения Яценюка и Анатолия Гриценко, к которым примкнули «Европейская партия» Николая Катеринчука и «Собор» Анатолия Матвиенко. Если выборы и в самом деле обойдутся без блоков, то для руководства малых партий такая партийная дружба – это неплохой способ воспользоваться достаточно стабильной популярностью экс-спикера, которая по разным подсчетам оценивается в 6-12 процентов. Грамотное позиционирование как незапятнанных сотрудничеством с властью политсил, профессионалов и «новой волны» в ближайшие полтора года могут помочь нарастить «объединителям» рейтинг. Но сравняется ли он с показателями «тимошенковцев», которые в меньшей степени воспринимаются как темные лошадки (особенно после вынужденной чистки рядов от многих спонсоров) – пока судить рано.

Еще один возможный альянс – УНП, «Нашей Украины», «За Украину!» и Народного руха (стоит отметить, что подборку желаемых партнеров пока еще просто озвучил Юрий Костенко) – похоже, попытается воспользоваться растущим запросом на большую радикализацию национальной политики, которую в ходе местных выборов продемонстрировали, в первую очередь, западные регионы. Не исключено, что подобная инициатива могла бы быть позитивно воспринята сторонниками национально-демократических проектов старой закалки, которых все больше беспокоит социальная и гуманитарная политика сегодняшней власти. Не стоит только забывать, что на этом поле у «стариков» есть серьезный соперник – ВО «Свобода». Тридцать первого октября триумфатор в нескольких западных областях показал и неплохие результаты далеко от вотчины, чем продемонстрировал серьезную заявку на общеукраинское политбудущее. Сам Олег Тягныбок полагает, что его силе удастся не просто пройти в парламент, но и создать заметную фракцию. С 4-5 процентами рейтинга говорить о полномасштабном прорыве пока не приходится, но, во многом благодаря действиям представителей власти, перед «Свободой» открывается хорошее пространство для маневра. Ее минусы для более спокойного электората – радикальность и недоказанная еще толком способность не только озвучивать лозунги, но и действовать – на экономическом поприще в том числе. Правда, к осени 2012 года последний пункт уже будет проверен на практике тех областей и городов, где «Свобода» возглавляет (или составляет) большинство в советах. К тому же эту неопытность (и невовлеченность в привычные властно-коррупционные схемы) часть избирателей рассматривает как плюс ВО…

Значимость следующих парламентских выборов (в том случае, если они пройдут относительно демократично) очень велика. В первую очередь потому, что они станут полем битвы, на котором оппозиционеры смогут померяться силами с властью. Но и не только поэтому. Возможно, запас времени пойдет украинским политсилам на пользу, и к осени 2012-го станет яснее, в ком больше заинтересованы избиратели: в новичках или «старичках», — насколько перспективными останутся партии вождистского толка, появятся ли проекты, готовые на первый план выводить идеологию, а не общепротестный настрой, откажутся ли составители предвыборных программ от тяги к безудержному популизму в пользу более четких ориентиров, в первую очередь экономического плана… Или ничего не изменится, и стагнация партийной системы в Украине продолжится… Хотя, совсем без изменений все равно не обойдется. Желание власти переписать закон о выборах вряд ли исчезнет в одночасье. Но не стоит забывать о том, что правила игры у нас в стране регламентируются не только законодательством...

По сообщению сайта Подробности.ua