Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

В Петербурге открывается выставка произведений Нателлы Тоидзе

Дата: 03 февраля 2011 в 12:40

В Санкт-Петербурге в течение трех недель можно будет увидеть картины известного московского живописца, члена-корреспондента РАХ Нателлы Тоидзе. Выставка откроется в Парадных залах Научно-исследовательского музея Российской академии художеств 3 февраля и продлится до 27 февраля.

Нынешняя выставка включает как ранние работы Тоидзе, так и недавно созданные картины. Пейзажи Грузии, написанные в пастозной «темпераментной» манере, близкой живописи «Бубнового валета» (цикл «Сванетия», «Бабушкин двор», «Нарикала»), и сложные по композиции, изысканные натюрморты соседствуют с более сдержанными по цветовой гамме ландшафтами средней полосы России («Слеги», «Московский дворик», полиптих «Северные мальвы», «Оттепель»).

Характерная черта творчества Тоидзе — непременное присутствие в ее живописи драматического начала, которое очевидно даже при высокой декоративности, выраженной орнаментальности полотен («Зима в Снегирях», «Дикий виноград», «В начале лета»), отмечается в пресс-релизе выставки.

Творческий метод художницы — работа непременно с натуры, где она создает пейзажи, натюрморты, портреты. В последнее десятилетие Тоидзе предпочитает холсты большого формата и в любое время года пишет их не в мастерской, а исключительно на пленэре, несмотря на технические трудности исполнения таких произведений. В таких картинах четко заметно особое умение автора подчеркнуть поэзию повседневности, живописно обобщить ее и показать мир с необычной точки зрения: стебли, листья, стволы деревьев взяты крупно, в натуральную величину, порой превращаясь в сложный по колористическому решению узор («Заросли», «Август», «Перед снегом»).

Подчеркнутый, даже несколько гиперболизированный декоративизм, вызывающий ассоциации с европейским искусством эпохи символизма, характерен для другого пласта работ Тоидзе — метафорических композиций («Флора и Фауна», диптих «Антракт», «Охота»).

«Для Нателлы Тоидзе не существует каких-то самоограничений в выборе сюжета: мир разнообразен, и в этом разнообразии художник видит эстетическое начало. Ей одинаково интересна природа Кавказа и русского Севера, виды московских двориков и ландшафт деревенских полей. Все, что она пишет, наполнено остро индивидуальным чувством, которое вмещает очень многое: начиная от врожденной прапамяти ушедших поколений вплоть до остроты реалий современного мира», — пишет искусствовед Владимир Прохоров.

«Искусство этого мастера должно озадачить сноба-знатока современного искусства, ибо идет от сердца, а не от холодной концепции. Оно не укладывается в какую-либо стереотипную систему и живет по законам чистой живописности. Образный строй этих произведений погружен в вибрирующую красочную стихию. В тончайший колорит работ загадочно вплетены и пряные краски солнечного Юга, и оттенки неизбывной печали просторов Средней России, и уже совсем неземные отблески какого-то иного прекрасного мира, куда влечет зрителя живописная ткань полотен Нателлы», — отмечает Прохоров.

«Искусство Нателлы Тоидзе по смысловой наполненности довольно неоднозначно и требует от зрителя интуитивно-эмоционального вживания, поскольку это не столько мир реальности и мир фантазии, сколько мир данный нам в ощущении и мир эмпирический, мир мысли, красочной проекцией зафиксированный художницей на холсте. Открытость чувств и переживаний сквозит почти во всех работах, наполняя их весомой значительностью, за которой богатство и сложность внутреннего мира художницы. Но об этом мире трудно говорить и писать, ибо — «Слово изреченное — есть ложь». Может поэтому так пронзительна оглушающая тишина поздних работ...», — пишет известный искусствовед и критик Лия Адашевская.

Нателла Тоидзе родилась и выросла в Москве в семье, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосе Тоидзе — живописец, ученик И.Е.Репина, один из учредителей Академии художеств СССР, и отец, Георгий Тоидзе, известный скульптор и график.

Нателла Тоидзе окончила факультет театрально-декорационного искусства Академического Художественного училища «Памяти 1905 года». В ее профессиональном становлении традиции московской живописной школы стали основополагающими. Вместе с тем, первым и главным учителем художница называет отца: уже с детских лет Георгий Тоидзе ставит перед дочерью серьезные творческие задачи, в том числе скульптурные. Выбрав станковую живопись, она успешно работает в жанрах пейзажа и натюрморта, пишет портреты и аллегорические композиции.

Художница рано, с 1973 года, регулярно участвует в московских, всесоюзных и всероссийских выставках. В 1984 вступила в Союз художников СССР. В 2004, после персональной выставки в Российской Академии художеств, награждена Золотой медалью РАХ. С 2007 — член-корреспондент РАХ.

Произведения Нателлы Тоидзе находятся в ряде государственных музеев (в частности, Московском музее современного искусства) и частных собраний в России и за рубежом. Выставка включает около 60 картин из музейных коллекций и собрания автора.

Каталог NEWSru.com:
Информационные интернет-ресурсы

По сообщению сайта NEWSru.com