Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Мухтар ТАЙЖАН. Состояние республики

Дата: 03 февраля 2011 в 14:00

Мухтар ТАЙЖАН. Состояние республики

Если казахские национал-патриоты и обрусевшие шала-казахи — два дома, разделенных высоким забором, то Мухтар ТАЙЖАН — небольшой проем в этом заборе, пытающийся стать калиткой. Кандидат экономических наук, руководитель фонда имени Болатхана Тайжана сам лучше говорит на русском, чем на казахском, однако симпатии его целиком на стороне национал-патриотов. Мухтар просто считает, что русскоговорящая часть общества неправильно воспринимает чаяния казахскоязычных патриотов.

— Казахская интеллигенция переживает за то, что государственная политика не соответствует статусу национального государства. В том числе в языковом вопросе, — говорит Тайжан. — Русскоязычные же недовольны тем, что Казахстан становится национальным государством. Им бы хотелось видеть республику анациональной — по примеру США, Канады или Австралии. В 1991 году мы говорили о многонациональности, дружбе народов и так далее. А демографическая ситуация кардинально поменялась — сейчас казахов официально 64 процента против 38 процентов в начале 90-х. Государственная политика не учитывает рост численности казахов и подъем национального самосознания. Хуже — она идет с ними вразрез!
Смотри, что происходит. Если раньше это была риторика СОЛЖЕНИЦЫНА и ЖИРИНОВСКОГО, то сейчас уже и наши высокие чиновники говорят о том, что казахи никогда раньше не имели государственности! А ведь даже в советских учебниках никогда не подвергалось сомнению, что в 1456-66 годах непокорные султаны Жанибек и Керей откочевали от государства кочевых узбеков и основали Казахское ханство. После основателей были ханы Касым, Хакназар, Тауке, укрепившие государственность. Почему бы нам улицу Фурманова в Алматы не переименовать в улицу Жанибека и Керея? Где памятники отцам-основателям нашей страны?

— Отцов не может быть много у народа, отец всегда один! Иногда создается впечатление, что национал-патриоты зациклились на вопросах функционирования казахского языка, в то время как страна погрязла в благоденствии и процветании, и именно это напрягает русскоязычных товарищей.
— Во-первых, каждый гражданин Казахстана обязан знать государственный язык. Нигде в мире нет прецедентов, чтобы граждане  страны не владели госязыком. Во-вторых, национал-патриоты регулярно выступают на поле общественно-политической жизни. Доктрину национального единства изменили именно нацпаты. Они же резко выступили против передачи земель в аренду другим государствам. Поэтому неверно говорить о том, что национал-патриоты говорят только о языке. Они главная сила, которая сейчас мешает тотальному разбазариванию страны. Кто-то сейчас говорит: «Если война, я возьму автомат и пойду защищать Казахстан!». Да не будет такого! Никто не станет сейчас воевать. Зачем китайцам нападать на нас, если гораздо легче дать взятку чиновнику, и тот запросто продаст казахстанские недра? Год назад вышла книга «Манкуртстан» Актана ТОКЫША. В ней человек выходит из тюрьмы. На дворе 2035 год. Казахстан сдан семи государствам в аренду. А правительство живет в Лондоне. Автор пишет, что никто, кроме казахов, не продавал свою Родину за деньги. Вот что нас может ожидать, если не будет противовеса в лице национал-патриотов.

— Вам не кажется, что беда в том, что правильные вещи иногда говорят неправильные люди? Многие не верят тому же ШАХАНОВУ, потому что в свое время он сам обвинял выступавших в 1986-м в национализме. Где гарантия, что принципиальные предводители снова не переметнутся?
— Мы с тобой не знаем, что именно Шаханов говорил в 1986 году. Мне тогда было 13 лет, тебе семь. Но я сильно сомневаюсь, что Шаханов мог нелестно отзываться о желтоксановцах. Во многом Желтоксан состоялся благодаря таким поэтам и композиторам, как Шаханов и Калдаяков. Своим творчеством они поднимали национальный дух.
У меня встречный вопрос: почему некоторые, например Данияр Ашимбаев, считают своим долгом обязательно задеть именно Шаханова при рассмотрении событий 86-го года? Неужели именно он был самый «косячный» тогда? Почему не поднимут документы и не обратят внимание, где были тогда другие сегодняшние известные деятели? Пусть всех называет, если уж на то пошло.

— Возвращаясь к теме шала-казахов и нацпатов. Режиссер Дамир МАНАБАЙ умную вещь сказал: нас всего 10 миллионов, и слишком жирно делиться в таких условиях.
— Я считаю вопрос шала — и нагыз-казахов сильно раздутым. И шала, и нагыз приходятся друг другу родственниками, ходят на одни свадьбы, вместе хоронят близких. Со сменой поколений этой проблемы совсем не будет. Но шала должны вернуться в свое национальное лоно во многом через освоение родного языка, познание своей истории. Эта и твоя, и моя жизненная задача! А государство должно создать казахскую языковую среду в СМИ, на телевидении, радио. А нагыз должны поддержать стремление шала к языку, нельзя насмехаться над поначалу ломаным языком, понятно же, что человек не сможет сразу заговорить чисто. Но уверен, наши дети будут больше казахами, чем наше поколение.

— Если нашим детям здесь что-то останется.
— Ну, так это зависит от нашего поколения! Это мы должны сейчас поднимать острые вопросы и требовать ответа.

— Дети — наше будущее. Растаскивание страны — наше настоящее. При этом у казахов, как известно, великое прошлое. Вам не кажется, что повальное самопризнание казахов как великой нации идет вразрез с современностью? Великая нация не должна ли совершать великие дела в настоящем?
— Знать историю своего народа безусловно необходимо. Что касается поведения народа и отдельных его представителей, то не стоит отождествлять народ с властью. Нынешняя элита ведет себя не по-казахски, потому что казах испокон веков ставил интересы народа выше интересов личных и семейных. А некоторые чиновники сегодня воруют народные деньги, распродают страну, это не казахское поведение.
Каждая нация должна самореализоваться — как и любой человек. В противном случае она комплексует и деградирует. Но институциональные условия для реализации нации обязана создать власть. Сегодня у нас нет социальных лифтов, элита замкнута, практически нет возможности у простого человека подняться. Соответственно, народ лишен возможности выразить себя.

— Испокон веков правители для единения народа придумывали общую цель — войну, догонялки с другой страной... У нас тоже есть куча правительственных программ для обеспечения светлого будущего. Почему не работают?
— Потому что это мифы. Вот мы с тобой сидим в тепле, а на севере мерзнут. Семей летом остался на несколько недель без воды. Тут даже теракта не надо. Роддомы, больницы — без воды! А ведь обеспечение инфраструктуры — первейшая задача государства. Как может коррелироваться запуск космического спутника с тем, что народ сидит в квартирах с температурой 8 градусов? И это при том, что мы же сидим на природных богатствах!

— Что вы думаете о теории, согласно которой нынешние казахи уже и не казахи вовсе независимо от степени владения родным языком? Поясню. У казахов испокон веков самым страшным проклятием было бесплодие, и защита подрастающего поколения была первейшей задачей народа. Сейчас у нас очень высокая родовая и детская смертность, а идеологическим воспитанием детей никто, в принципе, не занят. Таким образом, мы идем вразрез собственному генетическому архетипу.
— Я понял, о чем речь. Да, казахи всегда были народом батыров, ибо просто выжить в степи было уже батырством. А сейчас нам не стыдно быть трусами. Агашки трусят, потому что дети сидят в госкомпаниях. Дети боятся, потому что работу не хотят потерять. Оппозиционеры тоже приторговывают с властью. Мы все сейчас в той или иной мере трусы, потерявшие свою суть. Забывшие, что казах — значит «свободный», «независимый».

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz

http://www.time.kz/index.php?module=news&newsid=19974

По сообщению сайта abai.kz ақпараттық порталы