Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Сколько лет дадут председателю?

Дата: 04 февраля 2011 в 03:10

Перспективы развития законодательства о садоводстве и земельно-имущественных отношениях комментирует депутат Государственной Думы Олег Дорианович Валенчук

С 1 июля вступает в силу закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», который предусматривает возможность принудительного изъятия сельхозземель, не используемых в течение определенного срока или используемых с явными нарушениями. Слова «принудительное изъятие» всегда очень болезненно воспринимаются обществом. Как отразится принятие этого закона на сотнях тысяч дачников, чьи участки находятся на землях сельхозназначения?

– Данным законом устанавливаются особенности возникновения и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Возможность принудительного изъятия предусматривалась законодательством и ранее. Теперь вопросы принудительного изъятия земельных участков из земель сельхозназначения, которые не используются по целевому назначению в течение трех и более лет, либо используются с нарушением правил рационального использования и экологических требований, прописаны более подробно. Существенно усиливается административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц, не использующих земельные участки из земель сельхозназначения в установленные сроки для ведения сельскохозяйственного производства или иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Совершенствуются правила оборота земельных долей, полученных при приватизации сельскохозяйственных угодий, определяется специфика образования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, прекращения прав на невостребованные земельные доли, совершения сделок с земельными долями.

Скорректирован порядок кадастрового учета земельных участков из земель сельхозназначения и государственной регистрации прав на них, устраняются пробелы, неопределенности и противоречия в правовом регулировании оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Граждане часто приобретают права на земельные участки не в целях их использования по назначению, а для инвестирования своих денежных средств. В определенных случаях это приводит к ухудшению состояния земли. И в последующем могут потребоваться дополнительные серьезные усилия, чтобы привести земельный участок в состояние, пригодное для использования по назначению.

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Она является неотъемлемой составной частью всей экологической системы нашей планеты, неразрывно связана с другими ее частями: водными объектами, лесами, животным и растительным миром. При этом бесхозяйственное отношение к ней наносит вред не только окружающей среде, но и эффективности использования земельных ресурсов. Происходит экологическое ухудшение всего природного комплекса, но и начинают проявляться такие негативные явления, как эрозия, засоление, заболачивание, что наносит серьезный вред возможности ведения сельскохозяйственного производства, осуществления жилищного и иного строительства.

Что касается садоводческих объединений, то добросовестным хозяевам опасаться нечего. Но нередко встречаются СНТ, заросшие бурьяном и много лет не используемые. Если они находятся на землях сельскохозяйственного назначения, не будет ли целесообразным передать их более эффективному пользователю? Условия и процедура такой передачи и устанавливается данным законом.

Министерство регионального развития вносит законопроект, разрешающий постоянную регистрацию в садоводческих товариществах. Однако с существенными оговорками – «в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов». Таким образом, если этот закон будет принят, он поставит владельцев садовых участков в неравное положение: на одном прописаться можно, а на другом нельзя. А ведь в свое время люди получали эту землю на одинаковых условиях.

– Еще в 2008 г. постановлением Конституционного суда, абзац второй статьи 1 закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», содержащий определение садового земельного участка, в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке на землях населенных пунктов, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного суда вносит в Государственную Думу законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Поэтому, внося данный законопроект, Минрегион лишь исполняет решение Конституционного суда, правда порядком подзадержавшись.

На самом деле это не такой простой вопрос, как может показаться с первого взгляда. Здесь нужно учитывать множество нюансов: миграционные проблемы, санитарные нормы, воспитание детей и т. д. Человек, имеющий постоянную регистрацию, должен иметь возможность реализовывать все свои права: на социальное обслуживание, на защиту от противоправных действий, на полагающиеся выплаты и пособия и многое другое. Условия для этого существуют у нас даже не во всех населенных пунктах. А если задаться вопросом: кому нужна постоянная регистрация на садовом участке? Не думаю, что жители городов и поселков, получив такое право, в массовом порядке поспешат им воспользоваться. Мы должны думать в первую очередь о том, как не превратить садоводства в рассадники разного рода маргинальных элементов. Ведь потом садоводы к нам же и придут искать защиты, а нам останется только руками разводить.

Тем не менее я расцениваю эту поправку в закон как первый шаг в правильном направлении. Нужно создавать в садоводческих товариществах нормальные условия, развивать необходимую инфраструктуру, укреплять статус СНТ. И прописка будет хорошим стимулом к этому. Что касается разных категорий земли под СНТ, то такого быть не должно. Все садоводства должны быть переведены в одну категорию землепользования. Думаю, что это должны быть земли рекреационного назначения, т. к. социальная роль садоводства от удовлетворения потребностей в пище, сдвигается в сторону удовлетворения потребности в отдыхе.

В конце прошлого года в Госдуму были внесены два законопроекта, касающиеся реализации прав граждан на ведение садоводческой деятельности. Не могли бы вы рассказать о них подробнее?

– Законопроект, внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, направлен на создание условий для осуществления на территории СНТ территориального общественного самоуправления. Это дает возможность выбора формы управления садоводческими и дачными объединениями. В свете реализации прав граждан на постоянное проживание в садоводческих объединениях, в т. ч. на регистрацию на их территории, такая форма управления может оказаться востребованной. Однако могут возникать проблемы, связанные с двойной формой управления территорией.
Второй законопроект внесен Государственным Советом Республики Татарстан. Он уточняет правила оборота земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. В частности, авторы документа предлагают осуществлять разделение участков между членами объединения на основании решения общего собрания только при условии корректировки в установленном порядке генплана или проекта организации застройки территории объединения. Кроме того, согласно законопроекту, место нахождения правления должно соответствовать фактическому месту нахождения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Также проект уточняет компетенцию правления садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан. В частности, до 3‑х лет предлагается увеличить срок полномочий председателя объединения (сегодня – 2 года), и разрешить ему иметь заместителей.

В целом законопроект вносит весомый вклад в совершенствование законодательства о садоводстве. Особенно мне понравилась уверенность авторов в том, что увеличение срока полномочий председателя правления позволит повысить его ответственность за выполнение принятых обязательств.

По сообщению сайта Аргументы и Факты