Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Казахское гостеприимство

Дата: 04 февраля 2011 в 07:01

Алия РАХМЕТОВА, «Приуралье», 3 февраля

Казах может зарезать последнего барана, остаться без средств к существованию, но традиции гостеприимства соблюсти. С таким трепетным благоговением относились всегда в Казахстане к гостю.
Закон гостеприимства: нельзя ничего жалеть, все для гостя. И только после того как гость отдохнет и поест, ему можно задавать вопросы – кто он и откуда. В наши дни городские казахи вряд ли пустят незнакомого человека в дом, однако в аулах, особенно на юге и западе Казахстана традицию «божьего гостя» свято соблюдают.
Раньше гостя при въезде в аул обычно привечала старая уважаемая женщина. Она подавала ему пиалу с чем-нибудь белым (айран, кумыс, просто молоко). Таким образом, гостю желали «ақ жол» – белой (счастливой и удачной) дороги.
Любой гость для казаха – это событие. Не зря народная пословица гласит, что «Даже 9-летнего ребенка, прибывшего издалека, спешит приветствовать 90-летний старец». Издревле сохранился до наших дней обычай, когда односельчане, родственники, соседи поочередно приглашают к себе в дом отведать угощение прибывшего издалека гостя, невзирая на то, что он прибыл к кому-то одному. В современном Казахстане это выглядит так: приезжает родственник из далекой Астаны в аул и несколько дней гостит у односельчан, родственников и соседей своих близких.
Если гость не мог остаться у трапезы, то он должен был хотя бы отщипнуть кусочек хлеба. Этот обычай сохраняется в Казахстане по сей день. Забежишь вот так к соседу на пару минут, обязательно съешь что-нибудь. Отказываться нельзя – неуважение к дастархану. А значит, не желаешь, чтобы у хозяина всегда был достаток.
Во время застолья почетному гостю по сей день подают баранью голову. Он должен разделить ее согласно ритуалу среди всех сидящих за дастарханом. Как уже упоминалось, на стол выкладывают все, причем гостю запрещено делать замечания по поводу того, что он неправильно ест.
По правилам казахского гостеприимства угощение гостя не заканчивалось только дастарханом. Уезжающему гостю набивали қоржын (дорожный мешок) всякими яствами. Это называется «сарқыт». В русском языке нет аналогий этому слову, наиболее близкое по смыслу «гостинец». Сарқыт брали в дорогу или передавали другим людям, чтобы те вкусили от гостеприимного дастархана.
Если вам довелось впервые попасть в дом казаха, и он еще помнит о традициях предков, то без подарка из дома вы точно не уйдете. Обычно это бывает рубашка для мужчины и отрез на платье для женщины. В современных реалиях это может быть какой-нибудь сувенир.
Гость находится под защитой хозяина. Даже самый лютый враг, являясь гостем, имеет право на защиту.
Вообще традиция ходить в гости и принимать гостей закладывается в подсознании казаха с рождения. Как только новорожденному ребенку исполняется 40 дней, он принимает впервые в жизни гостей. А затем младенец вместе с матерью должен побывать в гостях у 40 хозяев. Так что традиция ходить в гости и принимать гостей это своего рода элемент национальной идеологии казахов. Если бы не ходили друг к другу в гости за многие тысячи километров, разве могли бы казахи сохраниться на такой огромной территории?!
Сейчас очень много говорят о казахском феномене. За всю историю независимости здесь не было крупных межнациональных столкновений. Все живут мирно, чем вызывают удивление даже у ООН. А ведь все объясняется просто: казахи изначально приняли новые народности на своей территории как гостей. А гостя обижать нельзя. Хотя есть в казахской традиции указать зарвавшемуся гостю «Шаныраққа қара!» – «Взгляни на шанырак». Шанырак – это остов казахской юрты и таким восклицанием указывается кто в доме хозяин.
К счастью, пока казахам на своей земле не приходится прибегать к столь радикальному способу общения с гостями. Ведь национальные диаспоры уже сами стали органичной частью большой дружной семьи народа Казахстана.

По сообщению сайта Nomad.su