Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Коммунальщики совершили роковую ошибку

Дата: 04 февраля 2011 в 08:00

Например, управляющая компания в доме-новостройке моей мамы почти два года считала коммунальные услуги по фактической общей площади, в которую входит почти 10-метровая лоджия. Возражения о том, что лоджия, во-первых, считается в общей площади с коэффициентом 0,5, а во-вторых, при подсчете того же отопления не учитывается, успеха не приносили. Причина проста — все это время мама проходила долгий путь обретения права собственности на квартиру. А застройщик, которому принадлежит и УК, ускорить процесс не торопился. Я даже догадываюсь почему.

Теперь квартплату пересчитали, но разногласия остались. Например, УК, в случае если в квартире никто не прописан, делает расчеты, исходя из наличия в ней двух человек. Новостройка подмосковная, многие пенсионеры, которым дети купили в ней квартиры, не хотят терять столичной пенсии. А есть квартиры, в которые люди не заселились до сих пор. Судя по всему, неплохая получается у домуправов прибыль от «мертвых душ».

До сих пор наши жалобы на коммунальщиков ограничивались словесной перепалкой, да письмами наверх о невысоком качестве услуг. Однако ситуация меняется. Теперь все чаще граждане идут в суд.

Переломным стал, как мне кажется, прошлый год. Убеждена — коммунальщики совершили стратегическую ошибку, пойдя на беспрецедентное повышение тарифов в разгар кризиса. Если до этого момента граждане, несмотря на имеющиеся подозрения, все же принимали их уверения в том, что тарифы не покрывают себестоимости услуг, то кризис заставил граждан считать. И они быстро подсчитали, что коммунальные тарифы с 2000 года росли быстрее, чем цены на нефть. После чего бедность структуры ЖКХ стала вызывать не сочувствие, а желание разобраться, куда уходят деньги.

А ведь и в самом деле — куда? И главное — кто об этом знает? Закрытость сферы ЖКХ невероятная. Пожалуй, даже о работе разведчиков мы уже знаем больше. Непрозрачны не только расходы сектора — закрыт сам механизм принятия решений. Как правило, максимальный процент повышения устанавливается правительством на основании расчетов МЭР. На чем основаны эти расчеты? Например, в этом году инфляцию даже самые горячие головы не ожидают выше 10%, а тарифы было разрешено повысить до 15%. Впрочем, и эту планку многие перепрыгнули. Ладно Москва, которая вот уже 10 лет, несмотря на постоянное повышение тарифов выше инфляции, все никак не может дойти до 100%-й доли себестоимости в тарифе. Но в большинстве регионов эти 100% вроде бы давно достигнуты. Так почему же тарифы все равно растут быстрее инфляции?

Нельзя сказать, что эти вопросы не задавались гражданами. Однако с 2009 года они перестали быть риторическими. Граждане пошли с вопросами в суды.

Между прочим, как рассказал мне знакомый юрист, помогавший нескольким истцам в подобных разбирательствах, если судья попадается принципиальный, то представители жилконтор довольно быстро «плывут» и начинают выдавать оправдания из серии «нарочно не придумаешь». Так, один из управляющих уверял, что высокая стоимость услуг его конторы объясняется их эксклюзивностью. На вопрос судьи, в чем она выражается, он гордо ответил: «Мы привлекаем иностранных специалистов!». Зал разразился хохотом: речь шла о гастарбайтерах из Средней Азии. В другом случае жильцы-истцы требовали вернуть деньги, взятые с них на озеленение. Представитель УК уверял, что деревья были высажены. «Да где же они?», — возмущались жильцы. «Померзли. Зимой морозы были, и все померзли, мы их удалили. Весной еще раз деньги соберем и снова посадим», — не моргнув глазом, ответил управдом.

Смех смехом, однако в ситуации, когда платежи за ЖКХ уже местами превышают аналогичные платежи в США, проблему необходимо решать на федеральном уровне. Надежды на ТСЖ не оправдались — жильцы оказались слабой стороной и редко где эти структуры не оказались подконтрольны местным чиновникам. На них же надежды мало — как правило, местные власти скорее на стороне коммунальщиков, нежели граждан. В сущности, требуется не так много: законодательно обязать коммунальщиков, а также поставщиков ресурсов, публиковать как отчетность о расходовании средств, так и проходить независимую экспертизу по обоснованию тарифов. Что-то мне подсказывает, что при первом же аудите, проведенном с привлечением общественности, обнаружится масса интересных вещей. А для начала предлагаю провести проверку с помощью Счетной палаты.

По сообщению сайта YTRO.ru