Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Тихий класс

Дата: 04 февраля 2011 в 15:11

Где взять преподавателей для вновь построенных школ

Если верить обещаниям властей, к 2020 году в Казахстане появится 400 новых школ. Однако в стране уже сейчас не хватает школьных учителей – и это на фоне перепроизводства педагогов в вузах. Чтобы решить проблему, в Ассоциации вузов предлагают закрыть педагогические специальности в национальных университетах и передать их в областные центры – по месту востребованности специалистов.

«К 2020 году мы осуществим полный переход на 12-летнее обучение», – заявил Нурсултан Назарбаев, выступая с Посланием народу Казахстана 28 января. Для этого, по его словам, к тому времени за счет бюджета будет построено 400 школ, из них не менее 200 – к 2015 году. Как уточнили «&» в пресс-службе Министерства образования и науки (МОН), в 2011-2015 годы планируется построить 212 школ. «Прогнозная потребность в средствах на строительство 200 школ составляет 254,09 млрд тенге, из них в 2011 году – 11,6 млрд», – сообщила пресс-служба.

Новые школы – это хорошо, но кто будет в них преподавать? По данным МОН, численность казахстанских студентов педагогических вузов ежегодно увеличивается: в 2008-м обучалось почти 32 тыс. человек, в 2009-м – свыше 38 тыс., в 2010-м – более 45 тыс. Однако вот парадокс: при положительной динамике роста числа дипломированных педагогов все равно отмечается дефицит учителей. По информации МОН, текущая потребность школ в педагогических кадрах составляет 1362 человека, в том числе в учителях математики – 227, русского языка – 136, физики – 117, химии – 114, английского языка – 99. В региональном разрезе хуже всего положение в Алматинской (дефицит – 226 учителей), Мангистауской (178) и Западно-Казахстанской (100) областях. Всего на сегодня в казахстанских школах, по данным МОН, работают более 275 тыс. учителей.

О дефиците педагогов в стране говорят и рекрутинговые агентства. «В профессиональной области «Образование» за последний год произошли заметные изменения. Сегодня по сравнению с началом 2010-го спрос на специалистов в этой категории вырос в 2,5 раза», – сообщили «&» в исследовательском центре компании HeadHunter (hh.kz). За этот же период число соискателей, желающих работать в сфере образования, увеличилось более чем на 70%. «На текущий момент в конкурсе на одну позицию в этой сфере участвуют шесть кандидатов, в то время как год назад на одно место претендовали более 11 человек. Данная динамика в основном складывается за счет увеличения числа вакансий», – отметили в HeadHunter. Впрочем, несмотря на рост вакансий, работодатели не готовы щедро оплачивать труд педагогов. По информации HeadHunter, наиболее часто предлагаемая по вакансиям фиксированная ставка зарплаты составляет 48 тыс. тенге.

В то время как Министерство образования констатирует нехватку учителей, в самих вузах отмечают перепроизводство педагогических кадров. «Можно сколько угодно готовить специалистов, но если нет условий труда, никто не пойдет преподавать в школы. Гарантии заявлены, но социальные стимулы должны быть закреплены. Чтобы молодой специалист поехал преподавать в сельскую местность, ему нужно обеспечить достойные условия труда и предоставить жилье», – заявил «&» президент Ассоциации вузов РК Рахман Алшанов. По его данным, ежегодно выделяется 5 тыс. грантов на педагогические специальности, ведется обучение и на платной основе, но при этом школьные учителя все равно в дефиците.

«За последние три года выросло число педагогов, прибывших работать в сельской школе, – утверждают в МОН. – В 2009/2010 учебном году прибыло молодых специалистов – 7242, из них в село – 5136, в 2010/2011-м – 7267, из них в село – 4590. С 2009 года для будущих учителей в сельской местности предусмотрены подъемные, не менее 70 МРП, с 2010 года – не более 630 МРП на приобретение жилья».

«При той системе, которая существует сегодня, государственный заказ-грант теряет свою адресность. Чтобы село не страдало от нехватки кадров, нужно изначально документально предупреждать абитуриента, что по госзаказу он должен будет поехать преподавать в село», – считает г-н Алшанов. Еще один недочет системы – несмотря на то, что дефицит педагогов наблюдается на периферии, образовательные гранты выдаются в основном в крупных городах. «Абитуриент, приехавший из провинции в город, после поступления в университет вряд ли захочет возвращаться в родное село. Поэтому некоторые ректоры национальных университетов предлагают закрыть в их вузах педагогические специальности и отдать обучение студентов по месту их востребованности», – сообщил г-н Алшанов.

Екатерина Иванова

№3-04.02.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть