Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Люди под прицелом

Дата: 04 февраля 2011 в 15:11

Трудовую дисциплину еще никто не отменял

Большинство казахстанских менеджеров отдают предпочтение стилю управления, сосредоточенному на человеке, но немногие при этом учитывают экономическую ситуацию в стране.

Исследования известного американского психолога Рэнсиса Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяют внимание прежде всего человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они продуманно разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед ними усложненные задачи. Они использовали групповое руководство вместо традиционных индивидуальных бесед с подчиненными. То есть первейшей заботой руководителя, сосредоточенного на человеке, являются люди. Как правило, руководители такого типа отличаются мягким, открытым, дружелюбным характером. А коллективы, возглавляемые таким менеджером, отличаются сплоченностью и гармоничностью.

К примеру, Дана Джакупова, директор по организационному развитию Core Capital, находит стиль руководства, сосредоточенный на человеке, довольно эффективным: «Данный стиль предполагает вовлечение людей в процесс, предоставление им всей необходимой информации, возможности принимать решения и отстаивать свое мнение». По ее словам, в Казахстане растет число компаний, использующих данный стиль, и способствует тому присутствие иностранных игроков на рынке. Г-жа Джакупова также считает, что эффективность показателей работы сотрудников зависит от системы управления и практикуемого стиля лидерства. Однако стиль лидерства в большей степени напрямую коррелирует с тремя составляющими: ситуация, цель и люди.

Председатель правления АО «Страховая компания «Лондон-Алматы» Ергали Бегимбетов, напротив, считает, что в Казахстане превалируют эксплуататорско-авторитарный и благосклонно-авторитарный стили управления. Наиболее эффективным подходом, на его взгляд, является консультативно-демократический, с помощью которого достигается удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. «Конечно, при условии, что руководитель обладает соответствующими навыками и компетенциями настоящего лидера, – оговаривается он, – поскольку иначе данный подход только усугубит ситуацию. Сам г-н Бегимбетов в своей работе с людьми старается придерживаться стиля руководства, ориентированного на человека. «Это, конечно, требует от руководителя гораздо больших усилий и работы над собой, так как люди все очень разные и к каждому надо найти ключик», – говорит он «&». Но г-н Бегимбетов рекомендует сначала добиться жесткой трудовой дисциплины в коллективе и только затем применять данный стиль управления, ни в коем случае не ослабляя хватку.

В странах бывшего Союза сложилась производственная культура, в которой взаимоотношения важнее дела и порядка, считает президент Национального института сертифицированных консультантов по управлению Аркадий Пригожин. По его мнению, сегодня сотрудники склонны жертвовать делом ради взаимоотношений. «А в такой ситуации у руководителей не остается выбора, они вынуждены применять авторитарные стили управления, иначе дело не будет сделано, сотрудники просто «сядут на шею», уверен эксперт.

В свою очередь глава Института директоров Сергей Филин обращает внимание на то, что при выборе стиля управления необходимо учитывать экономическое состояние в стране. Он также присоединяется к мнению, что сегодня наиболее эффективным для большинства казахстанских предприятий остается авторитарный стиль управления. «Управленческая грамотность руководителей в целом остается не очень высокой. И руководители, не все, конечно, но большинство не готовы применять стили, сосредоточенные на человеке. Из-за невысокой управленческой квалификации руководители не способны изменить организационную культуру на отдельно взятом предприятии и управлять ею», – считает он. По его словам, изменение организационной культуры может занимать годы, учитывая, что подобная культура сложилась во всем социуме. «Успех казахстанских компаний определяется некоторыми компетенциями руководителей. Во-первых, это связи, деловая жесткость и умеренная твердость по отношению к людям, а также изобретательность в решении задач при низкой квалификации сотрудников и устаревших технологиях», – добавляет он.

Айгуль Касенова

№3-04.02.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть