Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«Результаты своего труда я вижу на улице»

Дата: 04 февраля 2011 в 15:11

Быть педантом в бизнесе не зазорно, считает Арман Кагаров, президент компании «РТС Деко» и финалист казахстанского этапа международного конкурса «Предприниматель года – 2010», организуемого компанией «Эрнст энд Янг». Он готов трудиться с усердием, даже если кажется, что на работе наступил «день сурка». О том, где почерпнуть энергию для успешной карьеры, и о разных деталях любимого дела топ-менеджер поведал «&».

– Арман Гайратович, вы уже более 10 лет работаете в сфере наружной рекламы. У вас есть специальное образование?

– Нет, по специальности я экономист, учился в КазНУ им. Aль-Фараби, затем перевелся в Нархоз, на факультет менеджмента. Но рекламный бизнес меня привлекал всегда. В 1998 году меня пригласили менеджером в «Информику» – так раньше называлась наша компания. Мы запустили проект уличной мебели, разместив 70 остановок в Алматы. Спустя пять лет компания сменила форму собственности с ТОО на АО, и тогда же я стал ее совладельцем, проработав на посту заместителя гендиректора вплоть до 2007 года.

– Если не ошибаюсь, именно в этот период состоялась сделка с французской компанией JCDecaux?

– Да, она выкупила 50%-ную долю компании. Остальные акции распределились следующим образом: 30% – АО «Lancaster Group Kazakhstan» и по 10% у меня и моего партнера Даурена Блиева.

Кстати, термин «уличная мебель» принадлежит именно JCDecaux, осуществляющей свою деятельность в этом направлении с 1964 года.

– По некоторым данным, в 2009 году в собственности и управлении вашей компании находилась примерно половина всех остановочных комплексов в Казахстане. Прошлый год не изменил ваши позиции на рынке?

– Сегодня эта цифра равняется 70%. Если говорить про уличную мебель, то в этом сегменте мы являемся безусловными лидерами. В Казахстане только четыре отечественные компании работают в этом направлении, занимая в общей сложности 30% всего рынка. Что касается рынка наружной рекламы, то доля нашей компании на нем составляет примерно 10%. Кризис, конечно, подкосил этот рынок где-то на треть, а итоги 2010 года показали рост только в 10%, и то за счет билбордов, количество которых растет с каждым днем.

– А как обстоит ситуация с остановочными комплексами? Они финансируются за счет госбюджета или путем частных инвестиций?

– В Алматы, к примеру, 1500 остановочных пунктов. Из них порядка 500 – с торговыми точками, киосками (из которых 100 принадлежат нам, а 400 – частникам), 300 – дизайнерские остановки из металла и стекла, а оставшаяся часть еще не обустроена, эти конструкции сохранились еще с советских времен. Получается, что остановочные пункты устанавливаются не на государственные средства, а на частные капиталовложения. Меня часто спрашивают, зачем нам это, какие деньги мы на этом зарабатываем?

– И что вы отвечаете?

– Да, мы зарабатываем деньги. Кроме того, нам нравится заниматься этим делом. Результаты своего труда я вижу каждый день на улице. Я люблю свою работу, потому что, когда я прихожу, здесь все начинает крутиться.

– В Москве запретили размещать на автобусных остановках торговые киоски. В Казахстане такой запрет не вводится?

– В нашей стране запрет на установку новых остановок с киосками действует с 2008 года, но это не просто – взять и снести 500 остановок в Алматы, к примеру. Этот процесс очень длительный. Но в конечном итоге все владельцы остановочных пунктов должны будут свернуть деятельность киосков и заменить их на современные конструкции, отвечающие требованиям местных исполнительных властей. До 2013 года, кстати, только в южной столице мы установим 500 остановочных комплексов и по 250 отдельно стоящих городских информационных панелей форматом 2 и 8 кв. м. Дело в том, что наша компания выиграла тендер и заключила с акиматом Алматы контракт на 25 лет – таков срок окупаемости этого проекта. Мы на свои средства строим инфраструктуру, и нам необходимо за счет новых рекламоносителей вернуть свои инвестиции. В 2008 году аналогичный контракт мы заключили с акиматом Астаны.

– Во сколько оценивается один остановочный пункт?

– Если затраты на установку обычной остановки с киоском составляют порядка $5 тыс., то дизайнерские металлические конструкции обходятся в 2-3 раза дороже. Раньше на остановках размещалось до пяти форматов рекламы и 70% дохода приносила торговля, 30% – реклама. На новых конструкциях разрешен только один формат рекламы, а это не идет ни в какое сравнение с прежней доходностью.

– Значит, пострадают рекламодатели? Наверняка поднимется стоимость размещения рекламы на остановках?

– Нет, мы не станем завышать свои расценки на размещение рекламы на этих носителях.

– Не согласитесь же нести убытки? Как повернете ситуацию себе на пользу?

– Конечно, мы не собираемся нести убытки – мы не альтруисты. Но и как-либо разворачивать ситуацию в свою пользу нет нужды. Наша модель работы четко просчитана и подкреплена бизнес-планом. Во-первых, именно поэтому мы заключили контракты с акиматами Алматы и Астаны на 25 лет – мы делаем значительные и долгосрочные инвестиции в конструкции действительно мирового уровня, которые предполагают длительный срок окупаемости. Кстати, основные затраты уходят не на саму уличную мебель, а на ее обслуживание. За весь период действия контракта на ремонт и сервисное обслуживание мы потратим в 4 раза больше средств, чем на разработку, покупку, транспортировку, монтаж уличной мебели. В этом случае информационные панели помогут нам отбивать деньги и приносить дополнительный доход. Эти носители более деликатно относятся к городской среде, и они на 10 кв. м занимают меньше пространства, чем билборды. Стоят, конечно, дороже: эта конструкция оценивается в 30 тыс. евро, а ее установка доходит до 2 млн тенге за единицу. Тем самым мы подтолкнем к качественному росту весь рынок наружной рекламы в Казахстане.

Во-вторых, когда говорят об остановках, не разбирают, частнику она принадлежит или нет, а сразу же вспоминают нашу компанию. Как-то на одной частной остановке, расположенной рядом с биокомбинатом, случился электросбой, в результате за три дня от нее остались только руины. И я тут же стал получать претензии от акимата и своих клиентов. Устав объяснять, что этот остановочный пункт не принадлежит нашей компании, я отыскал его владельца, заключил с ним контракт аренды и привел остановку в порядок.

И, наконец, в-третьих, мы планируем перевести свой торговый бизнес из outdoor в indoor, то есть расширить нашу торговую сеть за счет классических CVS-магазинов. Это новый формат для Казахстана. CVS представляет собой круглосуточную торговую точку 120-150 кв. м, имеющую удобное месторасположение, необходимый и тщательно продуманный ассортимент продукции.

– И сколько времени займет перенос торговли из киосков на остановках в такие магазины?

– Мы хотим построить сеть таких магазинов вне зависимости от перспектив по остановочным пунктам. В ближайшие пять лет мы планируем открыть 300 магазинов формата CVS в Алматы, а остановки с киосками будем использовать, пока это будет возможно.

– Скажите, насколько целесообразно в Казахстане заполнять витрины автобусных остановок предметами рекламы? Припоминается случай, когда вандалы разбили одну из таких витрин и унесли продукцию косметической компании…

– Это происходило еженедельно, и мы каждый день тратили на восстановление по 75 тыс. тенге. Но такой ход, как размещение предметов рекламы, довольно эффективен, и периодически в столицах Казахстана такая реклама появляется на остановках. Сейчас мы привносим на рынок кроме новых конструкций и новые технологии, в частности технологии продаж. Так, мы начали размещать рекламу наших клиентов на недельной или двухнедельной основе. Дело в том, что нет смысла размещать рекламу надолго (если это, конечно, не имиджевая реклама). Как вы знаете, на Западе реклама долго не висит и стоит она очень дорого. Практика показывает, что первую неделю человек знакомится с рекламным сообщением, вторую неделю определяет для себя, насколько ему необходим тот или иной товар, а затем реклама теряет свою эффективность, потому что ее перестают замечать.

А случаи вандализма, к сожалению, часты. К примеру, одно время в Алматы на остановках вдоль трассы, ведущей к аэропорту, были установлены алюминиевые багеты. Их периодически снимали, а мы восстанавливали, теряя каждый месяц по 500 тыс. тенге, и это продолжалось довольно долго.

– Не легче было бы заменить алюминий на более дешевый металл?

– Мы потом так и сделали – после того как срок старого контракта истек. Восстановление ущерба входит в наши обязательства, и это только наша проблема. К примеру, недавно на пр. аль-Фараби ночью расстреляли семь остановок. Но город об этом так и не узнал – к утру мы все восстановили.

– Разве эти объекты не были застрахованы?

– Застрахованы, но на более значительные объемы ущерба.

– Вы посещаете свои объекты лично или этим занимаются ваши сотрудники?

– Мы все посещаем, и я в том числе. Мои друзья и родственники порой отказываются ездить со мной, потому что я стараюсь посмотреть как можно больше конструкций.

– В этом бизнесе вы уже более 10 лет. Не утомились?

– У нас очень много планов, и все надо успеть осуществить. Мы ставим себе азартные задачи. И хотя порой кажется, что один день похож на другой, мы продолжаем закладывать кирпичики в стену. Усердие я называю хорошим занудством, в некотором роде педантством. Добиваться своего мне помогают такие черты характера, как терпеливость, усидчивость и умение сохранять спокойствие. Мне часто говорят, что много работать вредно для здоровья. Я бы согласился с этим, если бы вынужден был заниматься нелюбимым делом. Но когда работа горит в руках и есть отдача, ощущения совсем иные.

Сауле Ынтыкбаева

№3-04.02.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть