Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Не было видно, куда столица движется

Дата: 04 февраля 2011 в 22:30

Не было видно, куда столица движется

Из 574 млрд рублей, выделенных на обновление и ремонт транспортного комплекса Москвы, почти половина израсходована с нарушениями, обнаружила Счетная палата. Если бы средства тратились в соответствии с законом, проезд в метро стоил бы дешевле, стоимость строительства «народных гаражей» была бы адекватной, а столичная авиакомпания «Москва» увеличила бы парк самолетов.

Счетная палата РФ проверила, как расходовались бюджетные деньги, выделенные транспортному комплексу столицы в 2008–2010 годах. Проверялись пять департаментов правительства Москвы, три управления, а также метрополитен, авиакомпания «Москва» (бывшая «Атлант-Союз») и аэропорт Внуково.

За три года на транспортный комплекс столицы было израсходовано 574 млрд рублей. Из них почти половина средств – 215 млрд – была израсходована с нарушениями. Это не значит, что все они были украдены, постарался сгладить эффект аудитор СП Сергей Рябухин:

«К сожалению, в СМИ прошла искаженная информация о том, что выявлены хищения. Мы говорим о нарушениях».

Но перечень злоупотреблений все равно внушительный.

Итак, государственные и муниципальные закупки осуществлялись с отступлениями от установленного порядка. Таких нарушений выявлено на 117,8 млрд рублей. Почти 60 млрд ушли на инвестиции в те объекты, которые не были включены в адресный перечень.

Не соблюдался «принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств»: в 24,8 млрд рублей обошлось строительство объектов, которые не были достроены либо достроены, но не сданы в эксплуатацию.

«Москва» не обновилась

Изрядная доля нарушений (8,9 млрд рублей) пришлась на авиакомпанию «Атлант-Союз» (сейчас авиакомпания «Москва»). «Эти средства определялись как бюджетные субсидии, но на самом деле расходовались на содержание компании», – заявил Рябухин. «Атлант-Союз» получил бюджетный кредит на 830 млн рублей – деньги должны были пойти на закупку самолетов, но эти машины так и не приобрели. В пресс-службе департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы отказались комментировать итоги проверки СП, заявив лишь, что «выводы на основании этих данных должна делать прокуратура».

«Атлант-Союз» с 1999 года был официальным столичным перевозчиком. В 2010 году город стал единственным владельцем авиакомпании, ее авиапарк состоит из четырех Ту-154М, шести Ил-86, двух Boeing-737-300, четырех Embraer-120 и шести Boeing-737-800. Проблемы у авиакомпании начались три года назад. Тогда «Атлант-Союз» принял на себя часть обязательств по перевозке пассажиров, оплативших перелет на самолетах тех авиакомпаний, которые входили в альянс AiRUnion. В результате у авиакомпании появились дополнительные расходы – в 2009 году ее задолженность перед столичным бюджетом выросла до 15 млрд рублей, вспоминает глава аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Кроме того, некоторые бизнес-решения в «Атлант-Союзе» принимались с учетом пожеланий руководства города. «Например, закупка самолетов Embraer 120 объяснялась планами вхождения Москвы в региональные аэропорты. Проект был реализован только в Иваново. Самолеты приобретались, но генерировали убытки», – говорит Пантелеев.

Один из возможных сценариев развития событий – банкротство «Москвы», говорит эксперт, хотя возможная распродажа активов не компенсирует потери кредиторов и бюджета.

В конце 2010 года аналитики оценивали долговую нагрузку авиакомпании в $3,5–8 млрд. В конце 2010 года глава Минтранса Игорь Левитин сообщил, что авиакомпания «Ютэйр» купит 51% «Москвы» – долю столичного правительства. Сейчас полеты авиакомпании прекращены.

Метро по пять рублей

Главная претензия аудиторов к руководству столичного метрополитена – неадекватное увеличение стоимости проезда.


«ФГУП «Метрополитен» снизил объем перевозок на 200 млн человек – до 2,3 млрд человек в год, а выручка выросла на 39%, в первую очередь за счет повышения тарифов»,

– заявил председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских на коллегии в Счетной палате РФ. По его мнению, метрополитену следует привлекать больше инвестиций, а не повышать стоимость проезда. Резервы для снижения цены проездного на метро имеются. «Фактически если в течение пяти лет строить линию, не прерывать строительство и не замораживать объекты, то получается 30-процентное снижение», – сказал Двуреченских.

И строить станции можно дешевле.

«С превышением на 225% средних показателей была построена станция «Кожуховская», что в два с лишним раза больше, чем обошлась самая дорогая станция», – заявил Двуреченских.

Есть и другие примеры расточительства. При ремонте путей в московском метро выявлено завышение по зарплате в два раза – на 25 млн рублей. «Если одна часть денег шла на зарплаты, а вторая на какие-то счета, безусловно, будет уголовное разбирательство», – отметил аудитор.

Автобусы – на конкурс

Видят аудиторы и возможности снижения стоимости проезда в наземном транспорте. По итогам проверки транспортного комплекса Счетная палата предложила выставить на открытый конкурс все маршруты городского общественного транспорта. Предполагается, что в конкурсных условиях будет содержаться требование по обслуживанию инфраструктуры маршрутов.

«Мы ставим вопрос о том, чтобы выставлять на конкурс все маршруты и чтобы «Мосгортранс» мог участвовать в таком конкурсе наравне со всеми», – пояснил Двуреченских.

По словам заммэра в правительстве Москвы Николая Лямова, коммерческий пассажирский транспорт должен будет работать на тех же условиях, что и муниципальный, а для управления транспортом столицы и Московской области будет разрабатываться единая маршрутная сеть и единый диспетчерский центр.

«Очень важно, по каким критериям будет осуществляться конкурсный отбор. Например, если будет сказано, что на всех маршрутах должны использоваться автобусы большой вместимости, это отсеет практически 90% частных перевозчиков, поскольку они их не приобретали», – пояснил «Газете.Ru» исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. Однако частные компании могли бы выиграть конкурсы на тех маршрутах в городе, где автобусы большой вместимости физически не могут эксплуатироваться.

«Народный гараж» подорожал

Проверка Контрольно-счетной палаты Москвы выявила и букет нарушений в дорожном строительстве. В частности, как сообщил «Газете.Ru» источник в Счетной палате, 1,25 млрд рублей, выделенные на строительство дорог, были потрачены на реконструкцию железнодорожного путепровода на Третьем транспортном кольце.

Реализация программы «Народный гараж» тоже впечатляет. По словам аудитора контрольно-счетной палаты Москвы Виктора Фабисовича, программа предусматривала в 2008–2010 годах строительство 182 стоянок на 40 тысяч мест, в том числе 3000 мест на перехватывающих парковках. Но

с 2008-го по первое полугодие 2010 года было построено всего 17 гаражей вместимостью 5109 машиномест (21,1% планируемого), а ушло на это 45,3% заложенных в программу средств – более 3,17 млрд рублей.

По состоянию на сентябрь 2010 года, в эксплуатацию введены два «народных гаража» на 1187 мест, гаражи еще на 4227 машин построены, но не приняты в эксплуатацию, а по 131 объекту на 45935 машиномест, построить которые планировалось в 2009 году, лишь на 27504 места заключены договоры с гражданами.

Чтобы в дальнейшем тратить деньги с большей пользой, СП предлагает новому московскому правительству передать весь транспорт столицы под ответственность единого управленческого комплекса с осуществлением всех платежей через Федеральное казначейство. «Для нас очевидно, что город развивался без стратегического видения, начиная с бума инвестиций, когда он развивался как социально-экономический субъект, затем это была торговая площадка, затем он развивался как бизнес — и деловой центр, а нам бы всем хотелось, чтобы это была еще и комфортная среда обитания, – подытожил Алексей Акулов, глава экспертной группы, привлеченной Счетной палатой для анализа итогов проверки. – Никогда не было четкого видения, куда столица движется».

По сообщению сайта Газета.ru