Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Прошло две недели после инцидента с казахстанскими туристами, вовремя не возвращенными с острова Хайнань

Дата: 06 февраля 2011 в 18:01 Категория: Новости туризма

Не
море, а подделка


Константин Маскаев


 


По прошествии
двух недель после инцидента с казахстанскими туристами, вовремя не
возвращенными с острова Хайнань, можно сделать пока предварительные выводы, кто
приложил к этому делу больше всего усилий, а кто, напротив, расписался в
бессилии и даже стал инициатором инцидента. Мы разбираемся в этой ситуации с
того самого дня, когда нашим туристам объявили, что обратного рейса не будет


По горячим следам у нас была ограничена возможность разбираться в
хитросплетениях происходящего. Мы работали по факту, констатируя, что происходит
там, на острове, и что предпринимается здесь, в Казахстане. Нами были разосланы
запросы в МИД РК, Посольство Казахстана в КНР, но никаких ответов, несмотря на
истечение отпущенных по закону сроков на реакцию, пока не получили. У нас
вообще создалось впечатление, что о непростой ситуации, в которой оказались
казахстанские туристы, названные организации узнали из публикаций в прессе.


Тем не менее,
следует признать, что инцидент привел к решениям на уровне КТА (Казахстанской
туристической ассоциации). Сегодня своими соображениями делится директор КТА
Рашида Шайкенова.


— Волнующий нас
вопрос относится не только к конкретной ситуации. Он затрагивает глобальную
проблему, каким образом казахстанский туррынок работает над обеспечением
казахстанцев качественным отдыхом. Сегодня на этом рынке довольно сильная
конкуренция. Казалось бы, основная задача туристических компаний — это борьба
за потребителя. Тем более, в последние годы отрасль активно теряет клиентов.
Одна часть их, например, через Интернет связывается с зарубежными
туристическими агентствами и отелями напрямую. Другая часть предпочитает
прибегать к услугам российских, в частности, московских агентств.


Туризм — очень
хрупкая отрасль, влияние оказывают многие факторы: экологические катастрофы,
экономическая нестабильность, политические кризисы. Сегодня, например, по
понятным обстоятельствам «закрылся» Египет — то направление, на котором
туристический бизнес зарабатывал в осенне-зимний период.


Карта выездного
туризма для Казахстана достаточно узкая. Тому также несколько причин. Зона
Шенгена довольно жестко относится к нам по выдаче виз. Кроме того, европейский
туризм — довольно дорогой продукт. У нас нет туда чартеров, а регулярные рейсы
занимают до 70 процентов стоимости турпакета. Поэтому мы имеем в распоряжении
только несколько стран. Летом — Турция, Иссык-Куль (Кыргызстан) — который, к
слову, два последних года практически не работает, в этом году добавились
Болгария и безвизовая Хорватия. В осенне-зимний период — Таиланд, Малайзия,
Египет и появился Хайнань. И, к слову, добавлю, что по вопросу безвизового
посещения нашими гражданами этого острова наша ассоциация приложила очень много
усилий, использовались личные контакты, проведена немалая серьезная работа. И
что мы получили? Участники рынка в один момент подорвали имидж этого
направления. Несмотря на то, что большая часть казахстанцев предпочитает именно
пляжный туризм, согласно исследованиям нашей организации. И Хайнань вполне
удовлетворяет этим условиям.


Среди
предпринимателей бытует ошибочное представление, что туристский бизнес очень
легкий и что в нем крутятся большие деньги. В этот бизнес приходят и такие
люди, которые не понимают, какова в этой сфере мера ответственности. Любой вид
деятельности начинается с изучения законодательной базы. А мы сейчас
сталкиваемся с тем, что игроки рынка не знают законов, действующих в этом
конкретном виде экономической деятельности.


— Это кто
конкретно не знает законов?


— Все три
компании. Туроператоры «Алатау тур», On Travel и авиакомпания Asia Wings. «Алатау
тур» заключает договор с On Travel, представляющей интересы данной
авиакомпании. Эта авиакомпания хоть и зарегистрирована в Казахстане, но это
иностранный борт. Вот вам еще одна проблема — неразвитость гражданской авиации
в Казахстане толкает наших туроператоров на поиски бортов за рубежом. А
зарубежный борт может в любой момент «сняться» и улететь — в зависимости от
обстоятельств, которые он посчитает достаточными для такого решения. Так вот,
все три участника не знают законодательной базы Казахстана. Не знают они и о
том, какие последствия влечет невыполнение обязательств перед потребителем.
Кроме того, они не позаботились о таком эффективном механизме, как страхование
гражданско-правовой ответственности. Была бы страховка, инцидент был бы
исчерпан раньше и на другом уровне. Далее. В авиакомпании почему-то не знают,
что если совершен рейс туда, то в обязательном порядке должен быть совершен и
обратный рейс — люди должны быть возвращены.


И, наконец,
самое главное. Люди заключили договор, который не сформировал определенные
юридические взаимоотношения между компаниями, подписавшими этот договор. Со
стороны «Алатау тур» был нарушен график проплат. А On Travel, как заказчик
рейса и официальный представитель Asia Wings, позволяет себе отказать
потребителям в выполнении предоплаченных услуг.


— Рашида
Рашидовна, разъясните ситуацию. Потребители, как добросовестно выполнившие свою
часть договора, они оплатили все в срок, вправе рассчитывать на своевременное
выполнение условий со стороны тех, кому они поручили организацию и
осуществление поездки. И проблемы внутри отрасли никак не должны быть заметны
потребителю. Почему это все же оказалось возможным?


— Этот же вопрос
я неоднократно задавала всем участникам этой ситуации. Они все были приглашены
и находились здесь, в ассоциации. И вопрос повис в воздухе. Я задала
представителям «Алатау тур» и On Travel вопросы, которые, наверное, мог бы в
тот момент задать любой из оставшихся на Хайнане туристов: «Куда вы дели мои
деньги? Вы действовали по моему поручению. Вы должны были мои деньги передать в
авиакомпанию за мой перелет туда и обратно, в гостиницу за проживание, гиду и
т.д. Почему вы позволили себе не выполнить часть этого поручения?» Ответа на
мои вопросы не последовало. Это выше моего понимания. Вот вам пример этого «профессионального»
бизнеса и неспособности вовремя остановиться.


-???


— Хайнань —
новое направление с привлекательной стоимостью. Наши с удовольствием на него
кидаются. Компания On Travel ставит чартеры на «Скате», «Алатау тур» берет
жесткий блок мест. Это значит, что если вы, к примеру, взяли 90 мест в
самолете, то должны производить оплату за все места, даже если сумели посадить
только пятерых пассажиров. Это жесткие условия. Но они, рискуя, идут на это.
Потому что это и условия авиакомпании. Самолет невыгодно гонять пустым, без
оплаты. А туристов-то на данном направлении набрать не удается! Борты «Ската» и
Asia Wings летают полупустыми! «Алатау тур» регулярно стали терять деньги: из
забронированных 90 кресел заполняли 50-60. А вовремя остановиться чего-то не
хватило. Возможно, бизнес-мышления или чего-то еще. В данном случае мы опять
столкнулись с результатом «грамотного» ведения бизнеса.


Мы провели
рабочее совещание с участием крупных участников рынка и чартеродержателями. Я
встретилась с председателем Комитета индустрии туризма Министерства туризма и
спорта Казахстана. Все выразили крайнее возмущение ситуацией и высказались в
пользу того, чтобы этот инцидент был до конца разобран, чтобы была понятна мера
вины всех участников этой «игры». И чтобы эти компании были наказаны. На
встрече с председателем Комитета индустрии туризма было также принято
совместное решение о создании комиссии, которая и займется расследованием.


— Будет ли
стоять вопрос хотя бы о временном приостановлении деятельности этих компаний —
хотя бы на период расследования? Или они чувствуют себя, как и прежде, и
осуществляют рассылки о новых маршрутах?


— Поверьте, они
находятся в состоянии тревожного ожидания. И готовятся к жестким решениям. Их
же коллеги по рынку наседают на меня, чтобы эта комиссия заработала как можно
быстрее. Реально она приступит к работе через неделю, как только завершится
Азиада.


 



Сайт газеты «Новое поколение»

По сообщению сайта Meta · новости дня