Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Состоялась Коллегия Министерства экономического развития и торговли

Дата: 07 февраля 2011 в 06:50 Категория: Новости экономики

Пресс-служба Министерства экономического развития и торговли РК, 4 февраля

Сегодня, 4 февраля, состоялась Коллегия Министерства экономического развития и торговли. Об итогах деятельности Министерства за 2010 год и основных задачах, которые стоят перед ведомством в этом году ознакомила Министр Жанар Айтжанова.
Экономика Казахстана с начала 2010 года демонстрировала относительно высокие темпы роста. По итогам года реальный рост ВВП составил по оценке 7%. Росту экономики способствовали благоприятная внешняя конъюнктура на мировых рынках энергоресурсов и металлов; антикризисная программа государства, а также меры по формированию основы для посткризисного индустриально-инновационного развития, – отметила Министр.
В 2010 году производство в обрабатывающем секторе увеличилось на 18,4%, что почти в три с половиной раза превышает темпы роста в горнодобывающей промышленности (5,3 %). Окончательные итоги еще подводятся и по оценке доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП выросла с 10,9 % в 2009 году до 11,7% в январе-ноябре 2010 года.
Начавшиеся изменения в структуре экономики являются первым результатом реализации Государственной программы по формированному индустриально-инновационному развитию. За прошлый год введено в эксплуатацию 152 индустриальных проекта Карты индустриализации на сумму более 800 млрд. тенге.
Реализация инвестиционных проектов обеспечивала поддержание инвестиционной активности в экономике. В 2010 году удалось замедлить темпы снижения инвестиций в основной капитал, объем которых по итогам года сложился практически на уровне 2009 года (99,5 % к 2009 году). В целом в экономику за год было вложено 4,8 трлн.тенге инвестиций. При этом 45,9 % общего объема инвестиций осуществлено за счет собственных средств предприятий.
Благоприятная ценовая конъюнктура на мировых сырьевых рынках, расширение рынка сбыта в результате таможенного союза и рост производства в промышленности способствовали увеличению внешнеторгового оборота. За 2010 год экспорт товаров увеличился на 32,5 % к уровню 2009 года и составил 57,2 млрд. долларов США. Импорт составил 24 млрд. долларов США и снизился на 15,4 %. Сальдо торгового баланса составило 33,2 млрд. долларов США, что в 2,2 раза превышает уровень 2009 года.
В начале 2010 года принят Стратегический план развития Казахстана до 2020 года, в котором определены стратегические направления и цели развития страны на предстоящий десятилетний период, который служит в качестве ориентира для всех государственных органов.
Для реализации Стратегплана Министерство скоординировало деятельность всех центральных и местных исполнительных органов. 258 показателей документа декомпозированы и включены во все программные документы и стратегические планы госорганов. Сегодня каждый индикатор Стратегплана-2020 закреплен за ответственным госорганом, есть четкие сроки и меры по их достижению. Это фундамент и суть стратегического и бюджетного планирования, ориентированного на результат, что является частью структурной экономической политики Правительства.

Реализация индустриальной политики и поддержка предпринимателей.
В 2010 году Министерство активно принимало участие в реализации общенациональной задачи, поставленной Главой государства, – ускоренной индустриализации экономики страны. Ключевым механизмом реализации Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития является Карта индустриализации Казахстана, которая содержит на сегодняшний день 237 проектов на общую сумму 7,3 трлн. тенге. Министерство ведет мониторинг и анализ проектов, а также бюджетных инвестиционных проектов. Разработана Информационная система «Управление инвестиционными процессами Республики Казахстан». Она позволяет по каждому проекту контролировать срок и ход реализации, а также оценивать вклад каждого проекта в ВВП, экспорт и занятость. Например, общий вклад от реализации 152 индустриальных проектов в рост реального ВВП страны в 2010 году по нашим оценкам составляет 2,2%.
В свою очередь, в рамках индустриализации Министерство реализует Программу «Дорожная карта бизнеса 2020», которая направлена на: поддержку бизнес-инициатив; оздоровление предпринимательского сектора; поддержку экспортоориентированных производств. По итогам 2010 года в рамках Программы одобрено 225 заявок к субсидированию с общей стоимостью 101,2 млрд. тенге. Оказывается поддержка более 350 предприятиям с общей численностью работающих более 20 тыс. человек. Планируется создать более 8 тысяч новых рабочих мест на этих предприятиях, при этом объем налоговых отчислений за субсидируемый период составит более 40 млрд. тенге. Благодаря Дорожной карте производятся такие известные в Казахстане продукты как: аккумуляторы «Барс», выпускаемые ТОО «Кайнар АКБ» в Алматинской области; соки «Да-Да», напитки «Pepsi» и «Mirinda», молоко «Мое», вода «Asu» компании ТОО «RG Brands» в Алматинской области и др.
Одним из ключевых факторов, способствующих ускоренной диверсификации экономики, является создание благоприятного делового климата. В 2010 году Министерством проведена значительная работа по снижению административных барьеров. Результатом данной работы стал проект Закона, предусматривающий сокращение 331 разрешительного документа (процедур) из 1015 действующих, а также упрощение разрешительных процедур путем сокращения временных затрат и издержек бизнеса. Законопроектом вносятся поправки в 140 законодательных актов, в том числе в 10 кодексов и 130 законов. Требования к проверяемым субъектам будут устанавливаться только законами, указами Главы государства и постановлениями Правительства. В настоящее время законопроект рассмотрен в первом чтении на Пленарном заседании Мажилиса Парламента.
В 2010 году позиции Казахстана по рейтингу «Doing Business» Всемирного Банка улучшились на 15 позиций (до 59 места). Не менее важен факт, что в 2010 году Казахстан впервые возглавил список из 10 стран, которые добились наибольших успехов в создании благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Вопросы экономической интеграции.
2010 год является значимым, т.к. именно в истекшем году начал функционировать Таможенный союз Казахстана, Беларуси и России. С 1 января 2010 года страны в отношении импорта товаров из третьих стран применяют Единые импортные таможенные пошлины и Единые нетарифные меры.
Первые итоги работы Таможенного союза показывают, что за 2010 год экспорт нашей продукции в Россию вырос на 35,9%. Объем внешней торговли со странами Таможенного союза вырос на 28,1% до 16,5 млрд. долл. США, и составил 18,5% от общего товарооборота Казахстана.
В целях дальнейшего углубления интеграции государств-членов Таможенного союза в декабре 2009 года Главами Государств принято решение о формировании Единого экономического пространства между тремя странами. В течение одного года Министерством совместно с другими госорганами была разработана вся правовая база ЕЭП. Итогом данной работы является принятие в ноябре-декабре 2010 года 17 соглашений ЕЭП.
Еще одним важным внешнеэкономическим приоритетом является вступление Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию. В течение года активно проводились переговоры со странами-членами ВТО. Результатом работы стало завершение переговоров по условиям доступа на казахстанский рынок товаров с США и ЕС, которые являются ключевыми странами-переговорщиками по вступлению Казахстана в ВТО. На сегодня двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров и услуг завершены с 24 странами-членами Рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО с подписанием соответствующих Протоколов, в том числе, в 2010 году с Республикой Эквадор и Республикой Эль-Сальвадор. Дальнейшие вопросы вступления Казахстана в ВТО будут скоординированы со странами-партнерами по Таможенному союзу.

Региональная политика.
В 2010 году Министерство разработало проект Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года, предусмотренной Стратегпланом-2020. Данный документ в настоящее время находится на стадии согласования в Администрации Президента. Прогнозная схема позволяет Правительству эффективно осуществлять экономическое и бюджетное планирование в регионах, включая вопросы строительства объектов здравоохранения и образования. Сегодня, благодаря Прогнозной схеме, каждый регион знает как решить эти задачи, и у Правительство имеется четкое представление по территориальному развитию регионов.
В 2010 году Министерством также проведена координация деятельности местных исполнительных органов в части разработки и принятия соответствующих программ развития территорий всеми областями и городами Астана и Алматы на предстоящий пятилетний период.
Еще одним программным документом, который имеет критическое значение для развития регионов, разработанный Министерством в 2010 году, является Программа «Ак булак». Впервые ежегодно на объекты водоснабжения будут направлены из бюджета средства в объеме более 60,0 млрд. тенге в течение следующих 10 лет. Реализация Программы начата с 2011 года, и она позволит обеспечить 80 % сельских населенных пунктов и 100 % малых городов бесперебойным централизованным питьевым водоснабжением.

Административная реформа.
В рамках проведения административной реформы Министерством в 2010 году разработан проект Концепции модернизации системы государственного управления в Республике Казахстан. В целях дальнейшего повышения качества государственных услуг на основе анализа функций Министерством сформирован перечень из 1018 государственных услуг центральных государственных и местных исполнительных органов, который будет являться основой при проведении оценки эффективности деятельности государственных органов в текущем году.

Основные направления работы Министерства на 2011 год.
1. Повышение конкурентоспособности.
Стратегической задачей страны, поставленной Главой государства, повышение конкурентоспособности Казахстана и вхождение в перспективе в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Министерство будет выполнять свою координирующую миссию в выполнении этой важной задачи, будет осуществлять мониторинг и оценку реализации всех стратегических и программных документов.
2. Реализация индустриальной политики и поддержка предпринимателей.
Министерством будет продолжена работа по совершенствованию разрешительной системы и снижению административных барьеров для развития предпринимательства, а также реализация Программы «Дорожная карта бизнеса – 2020». В текущем году данная программа вступает в активную стадию и в дополнение к действующим направлениям будет введено новое направление в целях укрепления потенциала предпринимателей. Данные меры будут направлены на поддержку начинающих предпринимателей, повышение квалификации менеджеров малого и среднего бизнеса, а также подготовку кадров технического и обслуживающего труда.
3. Реализация региональной политики.
В реализацию Послания Главы государства от 28 января т.г., Министерство до 1 июля 2011 года разработает и внесет на рассмотрение Правительства новую Программу – «Развитие Регионов». В реализацию основных положений Прогнозной схемы Министерство проведет анализ экономических и демографических тенденций в разрезе городов областного, районного значений, сельских населенных пунктов.
Министерство будет работать над совершенствованием межбюджетных отношений, направленным на предоставление гражданам госуслуг одинакового качества и объема независимо от места жительства. Ведомством будет разработан комплекс мер по обеспечению развития «точек роста» экономики в населенных пунктах с высоким потенциалом развития. При этом, основной упор будет сделаннаразвитии сельской инфраструктуры, расширении доступа к поливной воде, программах микрокредитования и натурных грантов и повышении навыкам предпринимательства.
В соответствии с поручениями Главы государства, в срок до 1 апреля 2011 года Министерством будет разработан и внесен на рассмотрение Правительства принципиально новая программа обеспечения населения качественной питьевой водой.
4. Реализация административной реформы.
В рамках дальнейшего совершенствования системы государственного управления в текущем году предусматривается реализация Концепции модернизации системы государственного управления в Республике Казахстан. До 1 апреля текущего года будет проведен функциональный анализ республиканских государственных учреждений.
В текущем году Министерством будет проводиться комплексная, полномасштабная оценка эффективности деятельности 26 центральных государственных и 192 местных исполнительных органов, по итогам которой будут выработаны соответствующие меры по повышению эффективности их деятельности.
5. Вопросы экономической интеграции.
В 2011 году будут проведены процедуры по вступлению в силу 17 соглашений ЕЭП для полноценного функционирования Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России с января 2012 года. Перед Министерством стоит задача провести оценку влияния интеграционных процессов на экономику страны.
Также продолжится работа по завершению переговорного процесса по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию на экономически выгодных условиях. Продолжится работа по приведению казахстанского законодательства в полное соответствие с положениями обязательных соглашений ВТО, информированию делового сообщества об инструментах ВТО.

-----

Доклад министра экономического развития и торговли

Құрметті Кәрім Қажымқанұлы!
Құрметті алқа мәжілісіне қатысып отырған әріптестер және шақырылған қонақтар!
Өткен 2010 жылы Экономикалық даму және сауда министрлігінің жұмысы келесі негізгі бағыттарда атқарылды:
1. Макроэкономикалық анализ және болжам дайындау;
2. Стратегиялық жоспарлау және аймақтық саясатты қалыптастыру;
3. Кәсіпкерлікті дамыту және бизнес-климатты жақсарту;
4. Ішкі сауда саясатын дамыту;
5. Әкімшілік реформаны жүргізу және мемлекеттік активтерді басқаруды жетілдіру;
6. Аймақтық экономикалық интеграция мен сыртқы экономикалық және сауда қатынастарын дамыту;
7. Қазақстанның Дүниежүзілік сауда ұйымына кіру бойынша келіссөздерін жүргізу.
Сіздерге Министрліктің 2010 жылғы жоғарыда аталған әрбір бағыт бойынша жұмысының қорытындылары туралы баяндауға рұқсат етіңіздер.
Бірінші бағыт – Макроэкономикалық анализ және болжам дайындау
Қазақстан экономикасы 2010 жылдың басынан бері жоғары қарқында өсе бастады. Жыл қорытындысы бойынша Министрліктің бағалауына сәйкес Жалпы ішкі өнімнің нақты өсімі 7 пайызды құрайды.
2010 жылы өңдеу өнеркәсібінің өсу қарқыны 18,4 пайызды құрап, бірінші рет тау-кен өндіру өнеркәсібіне (5,3 %) қарағанда әлдеқайда немесе үш жарым есе жоғары болды.
Экономика саласында басталған позитивтік өзгерістер ол мемлекеттің соңғы жылдардың ішінде дағдарысқа қарсы атқарылған шаралардың және жаңадан қабылданған индустриалды-инновациялық даму бағдарламасын іске асырудың нәтижесі болып табылады.
2010 жылы еліміздің сыртқы сауда айналымы 13,5 пайызға ұлғайып, 81,3 млрд. АҚШ долларын құрады (РФ және БР сауданы есепке алмағанда). Сыртқы сауда айналымының өсуі негізінен экспорттың 32,5 пайызға ұлғайып, 57,2 млрд. АҚШ долларына жетуіне байланысты.
Экспорт көлемінің импорттан елеулі артуы сауда балансының 33,2 млрд. АҚШ доллары мөлшеріндегі позитивті сальдосын қамтамсыз етті, бұл 2009 жылғы көрсеткішке қарағанда 2,2 есе жоғары.
2010 жылы Қазақстанның «Fitch», «Standard&Poor’s» және «Moody’s» сияқты халықаралық агенттіктердің рейтингінде тәуелсіз рейтингінің орналасуының оң өзгерістері болды.
Кредиттік рейтингтің жақсаруы бізге әлемдік қаржы нарықтарына қолжетімділіктің кеңеюі және тартылатын қаражатқа ставкаларды төмендету, әлеуетті инвесторларды экономикамызға тарту мүмкіндіктерін арттырады.
Второе направление работы Министерства – стратегическое планирование и региональная политика.
В начале 2010 года принят Стратегический план развития Казахстана до 2020 года, в котором определены стратегические цели развития страны на предстоящий десятилетний период.
Для реализации Стратегплана-2020, Министерство скоординировало деятельность всех центральных и местных исполнительных органов. Так, например, 258 целевых показателей Стратегплана включены в 4 государственные программы, а именно, форсированного индустриально-инновационного развития, развития сфер образования и здравоохранения, также развития языков, 24 отраслевые программы, 16 программы развития территорий, а также стратегические планы центральных государственных органов.
Сегодня каждый индикатор Стратегплана-2020 закреплен за ответственным госорганом, есть четкие сроки и меры по их достижению. Это и есть фундамент стратегического и бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Как было отмечено ранее, Министерством разработан проект Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года.
Ее целями являются:
— эффективное использование экономического потенциала каждого региона; и
— комплексное развитие социальной, транспортно-коммуникационной и производственной инфраструктуры.
Прогнозная схема также призвана способствовать эффективному осуществлению Правительством экономического и бюджетного планирования в регионах, включая вопросы строительства объектов здравоохранения и образования.
Еще одним программным документом, который имеет практическое значение для развития регионов, является разработанный Министерством Программа «Ак булак».
Ежегодно на объекты водоснабжения будут направлены из бюджета средства в объеме более 60 млрд. тенге в течение следующих 10 лет.
Реализация Программы позволит обеспечить 80% сельских населенных пунктов и 100% малых городов бесперебойным централизованным питьевым водоснабжением.
Третье: Развитие предпринимательства и улучшение бизнес-климата
Одним из ключевых факторов, способствующих диверсификации экономики и укреплению конкурентоспособности наших предприятий в условиях Таможенного союза, является создание благоприятного бизнес-климата.
В этом плане в отчетном году Министерством проведена значительная работа по снижению административных барьеров. В частности, разработан проект Закона, предусматривающий сокращение на 30% лицензий и других видов разрешительных документов (331 из 1015 действующих). В законопроекте предусмотрены нормы, нацеленные на сокращение разрешительных документов также на региональном уровне.
В целях оптимизации контрольной функции госорганов в отношении частного бизнеса приняты приказы об утверждении системы оценки рисков. Данными приказами регламентируется порядок планирования и периодичность проведения проверок в зависимости от степени риска осуществляемой деятельности предприятиями.
В результате в 2010 году количество плановых проверок уменьшилось на 44 тысячи по отношению к 2007 году (вы знаете в 2008 и 2009 годах на проверки бизнеса был объявлен мораторий).
Как было отмечено ранее представителем Всемирного Банка г-жой Аккая, в 2010 году позиции Казахстана по рейтингу «Doing Business» Всемирного Банка улучшились на 15 позиций (до 59 места).
Не менее важен факт, что в 2010 году Казахстан также впервые возглавил список из 10 стран, которые провели успешные реформы с целью улучшения бизнес-климата.
С целью оказания конкретной поддержки развитию предпринимательства, включая малому и среднему бизнесу, в 2010 году начата реализация Программы «Дорожная карта бизнеса 2020», состоящая из трех направлений:
1) поддержка бизнес-инициатив;
2) оздоровление предпринимательского сектора;
3) поддержка экспортоориентированных производств.
По итогам года в рамках Программы одобрено 225 заявок от предприятий для субсидирования процентной ставки с общей стоимостью кредитов 101,2 млрд. тенге.
Планируется создать более 8 тысяч новых рабочих мест на этих предприятиях, при этом объем налоговых отчислений за субсидируемый период должен составить более 40 млрд. тенге.
Четвертое направление работы Министерства – Развитие внутренней торговли
В отчетном году принята Программа развития торговли, которая является первым програмным документом развития отрасли торговли на ближайшие 5 лет.
Реализация программы позволит создать необходимые условия для развития торговой инфраструктуры, совершенствовать взаимодействие государственных органов с субъектами торговой деятельности, а также систематизировать действующее торговое законодательство.
Также принят Закон РК «О защите прав потребителей», в котором прежде всего установлены права государственной и общественной защиты законных интересов потребителей от приобретения товаров ненадлежащего качества.
Кроме того, с целью введения механизма регулирования цен на социально значимые продовольственные товары внесены изменения в законодательство, регулирующее торговую деятельность.
В рамках пятого направления работы Министерства – Административная реформа и совершенствование управления государственными активами Министерством разработан проект Концепции модернизации системы госуправления в Республике Казахстан.
Разработан перечень государственных услуг, состоящей из 700 наименований, и согласованы 157 стандартов госуслуг.
Сформировна методологическая основа проведения оценки эффективности деятельности государственных органов и проведена пилотная оценка работы 3-х госорганов.
Шестое направление работы Министерства – это развитие региональной экономической интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства
Как вы знаете, с 2010 года начал функционировать Таможенный союз с участием Казахстана, Беларуси и России.
Как известно, порядка 70% прямых иностранных инвестиций от валового притока прямых иностранных инвестиций более 120 млрд. долл. США, привлеченных в Казахстан с 1993 года, приходится на добывающие сектора промышленности. Доля прямых иностранных инвестиций в обрабатывающие сектора не превышает 10%. Таким образом, создание Таможенного союза, прежде всего, направлено на решение задачи по диверсификации экономики и привлечение инвесторов в обрабатывающие сектора, для производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. Эту задачу практически невозможно выполнить без расширения рынка потребления товаров и услуг.
В целях создания благоприятных условий для инвестиций в рамках договорной базы Таможенного союза предусмотрены ряд таможенно-тарифных преференции.
Так, оборудование, комплектующие к нему, не производимые сырье и материалы, ввозимые в рамках инвестиционных контрактов, освобождаются от уплаты таможенных пошлин.
Первые итоги работы Таможенного союза показывают, что за
2010 год экспорт нашей продукции в Россию вырос на 35,9%. Объем внешней торговли со странами Таможенного союза вырос на 28,1% до 16,5 млрд. долл. США, и составил 18,5% от общего товарооборота Казахстана.
По поручению Глав государств-участников Таможенного союза с целью углубления экономической интеграции было поручено Правительствам трех стран подготовить правовую базу Единого экономического пространства.
В результате интенсивных переговоров между экспертами трех стран в декабре 2010 года было принято 17 соглашений ЕЭП.
В дополнение к свободному передвижению товаров, Соглашения ЕЭП обеспечивают:
— свободного движения капитала, услуг и рабочей силы;
— а также предусматривают проведение согласованной макроэкономической политики, устанавливает общие правила конкуренции, предоставления промышленных и сельскохозяйственных субсидий, государственных закупок;
— и, наконец, что было ключевым для Казахстана, это получение для отечественных товаропроизводителей равного доступа к инфраструктуре стран-участниц ЕЭП в сфере электроэнергетики и железнодорожного транспорта, транспортировки нефти и газа.
Это обеспечит, к примеру, в сфере электроэнергетики возможность обеспечить потребителей Западного Казахстана более дешевой казахстанской электроэнергией от энергоисточников Северного Казахстана через территорию России.
В сфере железнодорожного транспорта грузоотправители Казахстана получат доступ к услугам железнодорожного транспорта России и Беларуси на равных условиях с потребителями этих государств.
В целом соглашения ЕЭП призваны «выровнять» условия конкуренции для производителей товаров и услуг на общем рынке ЕЭП.
Седьмое: Координация переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО.
Переговоры по вступлению Казахстана в ВТО проводятся по следующим ключевым направлениям:
• Двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров РК;
Данные переговоры завершены со 26 странами из 27 вступивших в переговоры стран-членов ВТО.
• Двусторонние переговоры по условиям доступа иностранных компаний на рынок услуг РК; Данные переговоры близки к завершению с США и ЕС.
• Многосторонние переговоры по системным вопросам торгово-экономической политики Казахстана;
• Переговоры по определению объемов государственной поддержки сельского хозяйства Казахстана.
Уважаемый Карим Кажиканович!
Уважаемые участники расширенной коллегии!
Теперь, разрешите перейти к основным задачам Министерства на 2011 год по ключевым направлениям работы Министерства.
Основными задачами Министерства в текущем году будет реализация поручений Главы государства, в том числе озвученных в его Послании от 28 января т.г., а также поручений Руководства Правительства.
В рамках первого направления – Макроэкономический анализ и прогнозирование
В 2011 году реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 4-5%.
Для достижения данного показателя МЭРТ будет проводиться:
— усиление работы по управлению макроэкономическими рисками на фоне сохраняющейся неопределенности в развитии мировой экономики;
— формирование прогноза социально-экономического-развития страны на 2012-2016 годы, который станет основой для бюджета на предстоящий трехлетний период;
— разработка макроэкономических прогнозов с учетом прогнозных тенденций экономического развития партнеров Казахстана по ЕЭП. В связи с этим планируется расширение параметров и сфер прогнозирования.
Второе: Стратегическое планирование и региональная политика
По данному направлению Стратегической задачей страны, поставленной Главой государства, является повышение конкурентоспособности Казахстана.
Для чего Министерством будет проведен мониторинг и оценка реализации всех стратегических и программных документов, в том числе достижение целевых индикаторов Стратегплана-2020.
В реализацию Послания Главы государства от 28 января т.г в срок до 1 июля текущего года будет разработан и внесен на рассмотрение Правительства новая Программа – «Развитие регионов»;
В реализацию основных положений Прогнозной схемы Министерство:
— определит в регионах «точки роста» – населенные пункты с высоким потенциалом развития;
— совершенствует межбюджетные отношения, направленные на предоставление гражданам госуслуг одинакового качества и объема независимо от места жительства.
По третьему направлению: Развитие предпринимательства и улучшение бизнес-климата
По данному направлению Министерством будет:
— продолжена работа по совершенствованию разрешительной системы и снижению административных барьеров для развития предпринимательства как на центральном, так и на региональном уровне;
— обеспечена дальнейшая реализация Программы «Дорожная карта бизнеса 2020». В текущем году в дополнение к действующим направлениям в рамках Программы будет введено новое направление «Усиление предпринимательского потенциала».
Данное направление включает:
— поддержку начинающих предпринимателей (старт-ап проектов);
— сервисную поддержку ведения действующего бизнеса;
— обучение топ-менеджмента МСБ;
В рамках четвертого направления – Развитие внутренней торговли
Министерством будут реализованы мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для развития торговой инфраструктуры, повышение привлекательности биржевой и электронной торговли, построение системной работы с субъектами торговой деятельности.
В рамках пятого направления – Административная реформа и совершенствование управления государственными активами предусматривается:
— проведение функциональных обзоров государственных органов;
— проведение комплексной, полномасштабной оценки эффективности деятельности 26 центральных государственных и 192 местных исполнительных органов, по итогам которой будут выработаны соответствующие меры по повышению эффективности их деятельности;
По шестому направлению – Региональная экономическая интеграция и развитие внешних экономических и торговых связей
В 2011 году Министерством планируется:
— проведение процедуры по вступлению в силу 17 соглашений ЕЭП для полноценного функционирования ЕЭП с 1 января 2012 года;
— усиление диалога с отечественным бизнес-сообществом, с тем чтобы максимально продвигать их интересы и способствовать использованию ими новых возможностей, открывающихся в рамках Таможенного Союза и ЕЭП;
— продолжение работы по устранению имеющихся барьеров во взаимной торговле;
— а также унификация внешнеторговых режимов государств Таможенного союза, в том числе путем заключения международных торговых соглашений.
В рамках последнего направления Министерству предстоит завершить всю необходимую техническую работу для вступления Казахстана в ВТО;
Уважаемый Карим Кажимканович!
Уважаемые коллеги и гости сегодняшней коллегии!
Исполнение всех поставленных задач призвано внести лепту укрепления конкурентоспособность отечественной экономики в целом, и определить конкурентную нишу для производителей казахстанских товаров и услуг в условиях работы Таможенного союза и других региональных экономических объединений.
Благодарю за внимание!

-----

Выступление ИЭИ на коллегии МЭРТ по вопросу разработки Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны

Уважаемые коллеги!
В прошедшем в 2010 году министерством в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» разработана Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2020 года.
Прогнозная схема является одним из важных рычагов региональной политики государства, в которой изложены взгляды и намерения государства по ключевым вопросам территориального развития и оптимального размещения производительных сил.
В Прогнозной схеме отражены:
Вопросы перспективной территориальной организации страны и системы расселения с отражением полюсов роста
Вопросы оптимального использования экономических ресурсов
Вопросы инфраструктурного обеспечения территорий
Вопросы институционального обеспечения территориального развития, совершенствования системы планирования территориального развития, административно-территориального устройства государства.
В Прогнозной схеме рассмотрены два сценария регионального развития страны на перспективу: инерционный и управляемый.
Инерционный сценарий отражает сложившиеся тенденции и сохранение действующих подходов и механизмов в управлении регионами.
Управляемый сценарий базируется на снятии ограничений инерционного развития и предусматривает проведение активной региональной политики. При управляемом сценарии индикаторы Стратегического плана 2020 достигаются полностью.
Основными ключевыми направлениями территориально-пространственного развития Республики Казахстан до 2020 года в рамках управляемого сценария являются:
Первое. Эффективное развитие регионов на основе активизации их экономического потенциала.
Прогнозная схема направлена на комплексное и системное решение задач территориального характера на перспективу с учетом имеющегося потенциала регионов.
В этой связи, был проведен детальный ретроспективный анализ экономики регионов с целью выявления потенциала восстановления ранее выведенных из хозяйственного оборота активов; определения неиспользованных возможностей и резервов (новые активы) для создания новых рабочих мест и организации новых производств. Необходимо отметить, что данная работа проводилась совместно с представителями местных исполнительных органов.
На основе проведенного анализа были разработаны основные стратегические положения развития регионов до 2020 года.
Второе. Снятие инфраструктурных ограничений в развитии регионов
Развитие регионов сильно ограничивает слабая обеспеченность инженерно-транспортной инфраструктурой, а также высокий износ имеющейся инженерной инфраструктуры (электро-, тепло-, водоснабжение и т.д.). Так, например, существующий энергодефицит в областях Южного Казахстана тормозит их перспективное индустриальное развитие. Поэтому в Прогнозной схеме предложены меры по снятию инфраструктурных ограничений для различных регионов страны, в том числе как за счет нового строительства, так и реконструкции и модернизации имеющейся производственной инфраструктуры.
Третье. Регулируемое развитие агломераций
В формировании рациональной территориальной организации страны все более важную роль играют агломерационные процессы. Как показал мировой опыт, ни одна страна не достигла высокого уровня доходов без преуспевающих крупных городов. Индустриально-инновационное развитие, намеченное ГПФИИР, может быть обеспечено за счет активизации развития городов.
Крупнейшими агломерационными центрами в Казахстане являются Алматы и Астана. Быстрорастущая агломерация формируется на юге вокруг города Шымкент. На западе республике – перспективной является агломерация с центром в городе Актобе.
В то же время, отсутствие государственной политики и четкого видения долгосрочного развития агломераций может привести к развитию ситуации по латиноамериканскому сценарию: это – коллапс городской инфраструктуры; хаотичная застройка окраин города и в конечном итоге рост социальной напряженности (что подтверждается событиями в микрорайоне Шанырак г. Алматы).
Поэтому в Прогнозной схеме определены перспективные агломерационные центры республики, а также основные меры поддержки развития основных агломераций страны.
Четвертое. Повышение мобильности населения и управление внутренней миграцией
За последние годы в республике увеличились объемы внутренней миграции. К настоящему времени численность внутренних мигрантов стабилизировалась в среднем на уровне около 330 тыс. человек в год. Реальное количество мигрантов выше чем показывает официальная статистика. При этом, 11 из 16 регионов страны имеют отрицательное сальдо внутренней миграции.
В то же время, в Казахстане общая миграционная политика государства связана в первую очередь с вопросами внешней миграции. При этом процессы внутренней миграции в настоящее время развиваются стихийно, не отслеживаются и не регулируются на государственном уровне. В то же время, вопрос внутренней миграции необходимо рассматривать как способ перспективного изменения территориальной структуры экономики и формирования более эффективной системы расселения.
Исходя из проведенного анализа тенденций и потоков внутренней миграции, в Прогнозной схеме определены основные меры по регулированию внутренней миграции исходя из общегосударственных интересов и приоритетов.
Пятое. Совершенствование межбюджетных отношений и внедрение единых стандартов оказания базовых социальных услуг
C повышением мобильности населения, изменением его возрастной структуры, размеров домохозяйств, традиционного образа жизни изменяется и потребность в гарантированных государством социальных услугах, а также экономическая эффективность различных форм их оказания.
Планирование социальной политики в таких условиях требует использования подробных данных о составе населения, его доходной обеспеченности, половозрастном составе и так далее, причем эти данные должны быть представлены в подробной территориальной (картографической) привязке, поскольку выбор оптимальной формы предоставления тех или иных услуг зависит, в том числе и от дистанционной доступности поставщиков услуг для населения или потребителей услуг.
Для повышения эффективности реализации законодательно закрепленных гарантий населению необходимо разработать новый механизм межбюджетных отношений, сочетающий стимулирование экономического роста территорий и обеспечение достаточного уровня финансирования гарантированного набора бюджетных услуг установленного качества населению страны.
В этой связи, в Прогнозной схеме выработаны предложения по:
совершенствованию методики распределения трансфертов общего характера;
совершенствованию планирования текущих расходов местных бюджетов;
переходу к единым стандартам оказания гарантированных государством социальных услуг.
Дальнейшие шаги Министерства по реализации Прогнозной схемы:
Будет проведена инвентаризация всех населенных пунктов (СНП, города) на предмет перспективности их развития. Поскольку без анализа перспективности населенных пунктов государство будет продолжать не эффективно, по инерции тратить бюджетные средства на поддержание жизнедеятельности бесперспективных поселений.
Будут разработаны программы развития четырех агломераций (Астанинской, Алматинской, Шымкентской, Актюбинской).
Будут разработаны и внедрены стандарты оказания базовых социальных услуг, усовершенствована система межбюджетных отношений. В этих целях будет проработан вопрос разработки бюджетной программы «Развитие регионов», которая должна обеспечить финансовую поддержку регионов для рациональной пространственной организации экономического потенциала и расселения населения.
Будут разработаны новые гибкие инструменты экономического стимулирования отстающих регионов (государственные субсидии, региональные налоговые льготы, специальные экономические регионы)
Будет проработан вопрос внедрения механизма ГЧП в регионах.
Поскольку Прогнозная схема – это периодически обновляемый и актуализируемый документ, то работа над ним будет проводиться министерством на постоянной основе.
Спасибо за внимание!

----

Премьер РК поручил главе Минэкономразвития подготовить план административного реформирования на 2011 год
АСТАНА. 4 февраля. КАЗИНФОРМ /Канат Кульшманов/

Премьер-Министр РК Карим Масимов поручил министру экономического развития и торговли Жанар Айтжановой подготовить план административного реформирования на 2011 год. Такое поручение глава Правительства дал на заседании коллегии ведомства в пятницу в Астане.
К. Масимов напомнил, что Президентом очень четко определены направления административной реформы, в частности, совершенствование государственного планирования; бюджетирование, ориентированное на результат; повышение качества госуслуг; реформа госслужбы; эффективное управление госсектором экономики; мониторинг результатов деятельности госорганов и госсектора экономики.
По мнению главы Кабмина, к этим вопросам надо вернуться с учетом накопленного опыта.
В этой связи, К. Масимов поручил главе ведомства в двухнедельный срок представить очень четкий план на 2011 год по продолжению работ по каждому из направлений административной реформы.

-----

Масимов поручил МЭРТ разработать план дальнейшей адмреформы в Казахстане
АСТАНА, 4 фев – ИА Новости-Казахстан

Премьер-министр Казахстана Карим Масимов в пятницу поручил министерству экономического развития и торговли разработать план проведения дальнейшей административной реформы в стране.
«Я даю вам двухнедельный срок для того, чтобы вы представили очень четкий план на 2011 год по продолжению работ по каждому из направлений административной реформы», – сказал Масимов на коллегии МЭРТ.
«Мы плотно этим занялись, конечно, в кризисный период вопрос «ручного управления» экономикой оказался эффективным, но в посткризисный период продолжение административной реформы – это необходимость», – добавил он.
Премьер напомнил, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев четыре года назад «очень четко определил направления административной реформы, и правительство подтвердило их».
«Первое – это совершенствование государственных органов, бюджетирование ориентированное на результат, повышение качества государственных услуг, реформа государственной службы, эффективное управление государственным сектором экономики и мониторинг результатов деятельности государственных органов и государственного сектора экономики – к этим вопросам мы должны еще раз, с учетом того опыта и положительного и негативного, который мы за это время заработали – мы должны вернуться», – уточнил он.
Помимо этого, глава правительства отметил, что одним из ключевых вопросов деятельности МЭРТ является продолжение структурных институциональных реформ. «Это задача неблагодарная, это не так видимо, это такая работа, за которую получают «шишки» или бьют по голове, но без которой движение вперед невозможно. Поэтому ключевой вопрос – это устойчивое поступательное развитие страны и продолжение структурных институциональных реформ, нам еще очень много надо сделать для того, чтобы мы были конкурентоспособны и устойчиво продвигаться вперед», – отметил он.
«Основным же показателем оценки деятельности вашего министерства является наше продвижение в клуб 50 наиболее конкурентоспособных государств», – продолжил Масимов, обращаясь к главе МЭРТ Жанар Айтжановой. Он напомнил, что эта задача разбита между министерствами и ведомствами республики, а МЭРТ должно координировать всю эту деятельность.
«Вы должны бить в колокола, где у нас что не так продвигается», – отметил глава правительства.
Помимо этого, к задачам МЭРТ Масимов отнес «вопросы эффективного администрирования и поддержки казахстанского предпринимательства» в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. «Развитие предпринимательства – это важнейший блок работы вашего министерства, в прошлом году по поручению президента была принята программа «Дорожная карта бизнеса 2020», есть плюсы, есть минусы. 2010 год был пилотный – с этого года программа должна заработать», – сказал он.
«Я думаю, что в понедельник-вторник мы окончательное решение примем, как эту программу можно будет сделать более эффективной», – добавил Масимов.
По его мнению, в прошлом году МЭРТ была проведена хорошая работа по улучшению бизнес-среды. «Мы достаточно продвинулись по показателю легкость ведения бизнеса, но нам нужно двигаться дальше, глава государства поставил перед нами задачу по сокращению операционных издержек бизнеса. Это важное направление работы и здесь должны быть задействованы все государственные органы», – заключил он.

-----

Справка к коллегии
«Об основных результатах работы МЭРТ в 2010 году и приоритетных задачах на 2011 год»

Основные итоги деятельности Министерства экономического развития и торговли (далее – Министерство) в 2010 году осуществляются в соответствии со Стратегическим планом:
По первому стратегическому направлению Повышение конкурентоспособности и модернизация экономики.
В целях обеспечения увеличения казахстанской экономики к 2020 году более чем на треть в реальном выражении по отношению к уровню 2009 года достижение целевых индикаторов выглядит следующим образом:
1. ИФО ВВП в 2010 году – 107,0% по итогам 2010 года;
2. Рост объема инвестиций в основной капитал в 2010 году – 102,9% – по итогам года составил 99,5%;
3. Улучшение показателей по рейтингу Всемирного Банка «Легкость ведения бизнеса» («Doing Business») к 2020 году в 2010 году – 63 место в рейтинге – по итогам года – 59 место;
4. Размер теневой экономики в 2010 году – не выше 20 % – по итогам года данные АС будут представлены в III квартале 2011 года.
В рамках Задачи 1.1. Обеспечение ежегодного реального роста ВВП по показателю ИФО несырьевого сектора (при плане на 2010 год – 105,1% к 2009 году) по итогам года – 106,4 %.

О тенденциях развития экономики
По предварительной оценке Валовой внутренний продукт (ВВП) за 2010 год по сравнению с 2009 годом возрос на 7,0%.
Росту экономики Казахстана в 2010 году способствовали:
1) благоприятная внешняя конъюнктура на мировых рынках энергоресурсов и металлов;
2) антикризисная программа государства;
3) меры по формированию основы для посткризисного индустриально-инновационного развития.
В 2010 году впервые отмечен столь значительный разрыв в темпах роста горнодобывающей и обрабатывающей промышленности в пользу обработки. В 2010 году производство в обрабатывающем секторе увеличилось на 18,4%, что почти в три с половиной раза превышает темпы роста в горнодобывающей промышленности (5,3 %). Окончательные итоги еще подводятся и по оценке доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП выросла с 10,9 % в 2009 году до 11,7% в январе-ноябре 2010 года.
Начавшиеся изменения в структуре экономики являются первым результатом реализации Государственной программы по формированному индустриально-инновационному развитию.
За прошлый год введено в эксплуатацию 152 индустриальных проекта Карты индустриализации на сумму более 800 млрд. тенге.
Реализация инвестиционных проектов обеспечивала поддержание инвестиционной активности в экономике. В 2010 году удалось замедлить темпы снижения инвестиций в основной капитал, объем которых по итогам года сложился практически на уровне 2009 года (99,5 % к 2009 году). В целом в экономику за год было вложено 4,8 трлн.тенге инвестиций. При этом 45,9 % общего объема инвестиций осуществлено за счет собственных средств предприятий.
Благоприятная ценовая конъюнктура на мировых сырьевых рынках, расширение рынка сбыта в результате таможенного союза и рост производства в промышленности способствовали увеличению внешнеторгового оборота.
За 2010 год экспорт товаров увеличился на 32,5 % к уровню 2009 года и составил 57,2 млрд. долларов США. Импорт составил 24 млрд. долларов США и снизился на 15,4 %. Сальдо торгового баланса составило 33,2 млрд. долларов США, что в 2,2 раза превышает уровень 2009 года.
С использованием базы данных Системы мониторинга процессов происходящих в стране и мире (далее – Система) на постоянной основе осуществляется мониторинг текущей экономической ситуации в Казахстане и мире. Система предназначена для мониторинга и проведения анализа показателей по секторам экономики: внешний мир, государственный, денежно-кредитный, финансовый и реальный сектора. Также отслеживаются показатели рынка труда и социальной сферы. Проводится ежедневный мониторинг валютного рынка и мировых цен на стратегические товары, что позволяет проводить оперативную оценку внешних рисков и угроз.
Расширен инструментарий визуализации информационных ресурсов. Визуализированы диаграммы и отслеживаются показатели.
Система функционирует как самостоятельный Web-сайт, сбор информации в ней осуществляется в режиме «on-line» из клиентских мест, установленных в государственных органах и национальных компаниях, акиматах областей и городах Астана и Алматы.
Также, на постоянной основе проводится анализ социально-экономического развития Республики Казахстан, в том числе анализ инфляционных процессов в Республике Казахстан, а также анализ состояния развития мировой экономики и товарных рынков.

О привлечении внешней помощи
В этом направлении Министерством также ведется активная работа:
1. Привлечена техническая помощь Европейского Союза (ЕС) на сумму 25 млн. евро по проектам «Местное развитие» и «Реформа госуправления»;
2. Казахстан присоединился к Евразийской программе экономического развития ОЭСР;
3. Фондом Шейха Халифа Бен Заид Аль Нахаяна предоставлен грант на сумму 33 530 000 долл. США;
4. Правительство Японии предоставляет Казахстану грант (безвозмездная финансовая помощь на сумму не более 10 млн. долларов. США) на установку солнечной панели на базе нового университета «Университет Назарбаева»;
5. Подписано Дополнительное соглашение к Меморандуму о взаимопонимании между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки по Казахстанско-Американской программе по экономическому развитию (ПЭР) от 5 мая 2006 года на трехлетний период на сумму 13,5 млн. долл. США. Из них за счет РК 9 млн. долл. США и за счет ЮСАИД 4,5 млн. долл. США;
6. Подписана Программа совместных экономических исследований (ПСЭИ) на сумму 2 081 189 долл. США;
7. Привлечены гранты Программы Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) на сумму 13 369 698 долл. США на сферы: социальной защиты лиц с ограниченными возможностями, развития малого и среднего бизнеса, реформы государственного сектора;
8. АБР предоставлено льготное финансирование для АО «ФРП «Даму» под государственную гарантию в размере 500 млн. долларов США в виде нескольких траншей в течение 3-х лет (2010-2012 гг.);
9. Республикой Корея для улучшения здоровья и благосостояния жителей региона Семей в целях реализации проекта «Улучшение онкологической помощи населению Семипалатинского региона» выделена грантовая помощь на сумму 2 млн. долл. США.
14 октября 2010 года было ратифицировано Рамочное Соглашение между Республикой Казахстан и Европейским Инвестиционным Банком, регулирующего деятельность Европейского Инвестиционного Банка в Республике Казахстан.
В условиях сокращения внешних источников финансирования экономики ратификация вышеназванного соглашения позволит нашей стране в перспективе привлечь долгосрочные и выгодные кредитные ресурсы, в первую очередь, в инфраструктурные проекты, а также в сферу энергетики.

О Национальном фонде Республики Казахстан
2 апреля 2010 года принята Концепция формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан (далее – Концепция), которой предусматривается усиление сберегательной направленности Национального фонда (далее – Фонд) и фиксирование гарантированного трансферта в республиканский бюджет в абсолютном значении в размере 8 млрд. долларов США взамен действующего гарантированного трансферта, лимитированного на уровне одной третьей части от активов Фонда.
При реализации данных подходов по прогнозным данным активы Национального фонда Республики Казахстан к 2020 году возрастут до 90 млрд. долларов США, что составит не менее 30% к ВВП.
В целях предотвращения замещения средств Фонда правительственным заимствованием введены некоторые ограничения:
· ежегодные расходы на обслуживание правительственного долга не должны превышать ежегодный условный фиксированный инвестиционный доход Фонда в 4,5 %;
· расходы на обслуживание и погашение правительственного долга в среднем за десятилетний период не должны превышать 15 % от поступлений в бюджет, включающий трансферт из Фонда.
В целом реализация Концепции позволит способствовать дальнейшему поддержанию активного накопления Фонда, стабильности республиканского бюджета, диверсификации экономики и перераспределению нефтяных доходов между поколениями.
8 апреля 2010 года принят Закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2010 – 2012 годы».
Законом предусмотрено утверждение размера гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет на 2010 – 2012 годы в размере 1 200 млрд. тенге.
Кроме того, 30 ноября 2010 года принят Закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2010 – 2012 годы», который также предусматривает утверждение размера гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан бюджет на 2010 – 2012 годы в размере 1200 млрд. тенге.
Необходимо отметить, что в соответствии с Концепцией, гарантированный трансферт в республиканский бюджет был зафиксирован в абсолютном значении на уровне 8 млрд. долларов США.

Карта индустриализации Казахстана
Важнейшими составляющими Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы являются республиканская и региональная Карты индустриализации Казахстана на 2010-2014 годы, которые позволят государству совместно с бизнесом выработать правильные инвестиционные решения и обеспечить взаимосвязь реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны. Ведется работа по поддержке инвестиционных проектов, создаются рабочие группы по оперативному решению проблем, возникающих в процессе реализации проектов.
На сегодняшний день в Карту индустриализации Казахстана входят 294 проекта на сумму более 8 трлн. тенге. Их реализация позволит обеспечить заработком более 200 тысяч казахстанцев на период строительства. После ввода в строй новых производств будет создано 160 тысяч постоянных рабочих мест.
Крупномасштабными проектами являются:
«Строительство интегрированного газохимического комплекса», Атырауская область, Нефтехимия, 945000 млн. тенге;
«Реконструкция международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай», Межрегиональный проект, Транспортная и телекоммуникационная инфраструктура, 825100 млн. тенге;
«Строительство Бозшагольского ГОКа» Павлодарская область, Горнометаллургическая промышленность , 225000 млн. тенге;
«Расширение и реконструкция Экисбастузской ГРЭС-1» Павлодарская область, Энергетика, 216900 млн. тенге;
«Производство полимерных и композиционных материалов», г.Усть-Каменогорск, ВКО, Химическая промышленность, 1470 млн.тенге.
Самый крупный проект транспортной отрасли – международный коридор «Западная Европа – Западный Китай». В 2010 году уже проложено 415 км высококлассной автодороги. В настоящее время в работах задействовано более 30 тысяч человек.
В первом полугодии 2010 года были запущены 72 проекта стоимостью 351,1 млрд. тг. В результате ввода этих объектов создано более 10,6 тыс. временных, более 12 тыс. постоянных рабочих мест.
В отраслевом разрезе наибольшее количество проектов было запущено в АПК (20 проектов на сумму 37,5 млрд. тенге и с созданием 1857 постоянных рабочих мест), строительной индустрии (12 проектов на сумму 19,3 млрд. тенге и с созданием 1 155 постоянных рабочих мест), горнодобывающей отрасли (8 проектов на сумму 103 млрд. тенге с созданием 3 200 постоянных рабочих мест), машиностроении (8 проектов на сумму 29 млрд. тенге и с созданием 1252 постоянных рабочих мест) и металлургии (7 проектов на сумму 29 млрд. тенге и с созданием 2 796 постоянных рабочих мест).
В региональном разрезе наибольшее количество проектов было запущено в Актюбинской (12 проектов на сумму 34,5 млрд. тенге и с созданием 2 267 постоянных рабочих мест), Павлодарской (7 проектов на сумму 101 млрд. тенге и с созданием 2 946 постоянных рабочих мест), Алматинской (6 проектов на сумму 7,5 млрд. тенге с созданием 595 постоянных рабочих мест), Карагандинской (6 проектов на сумму 26,9 млрд. тенге и с созданием 490 постоянных рабочих мест) и Костанайской областях (6 проектов на сумму 12,4 млрд. тенге и с созданием 967 постоянных рабочих мест).
Во втором полугодии 2010 года были запущены 80 проектов общей стоимостью 450,7 млрд.тг. Введенные во втором полугодии объекты обеспечат дополнительно 14,8 тыс. временных и 11,2 тыс. постоянных рабочих мест.
В отраслевом разрезе наибольшее количество проектов было запущено в агропромышленном комплексе (27 проектов стоимостью 25 373 млн. тг., и с созданием 1719 постоянных рабочих мест), горнодобывающей отрасли (10 проектов на сумму 144 782 млн. тг. и с созданием 3801 постоянных рабочих мест), строительной отрасли (14 проектов на сумму 58 645 млн. тг. и с созданием 1370 постоянных рабочих мест) и нефтеперерабатывающей отрасли (9 проектов на сумму 94 461 млн.тг. и созданием 1706 постоянных рабочих мест).
Наибольшее количество введено в Актюбинской области (11 проектов на сумму 58 119 млн.тг. и созданием 2150 постоянных рабочих мест), Восточно-Казахстанской области (11 проектов на сумму 130 058 млн.тг. и созданием 1193 постоянных рабочих мест), Акмолинской области (7 проектов общей стоимостью 10 406 млн.тг. и созданием 722 постоянных рабочих мест) и Павлодарской области (9 проектов на сумму 25 442 млн. тг и созданием 322 постоянных рабочих мест).
В целом, с учетом проектов первого полугодия, в текущем году введены в эксплуатацию 152 проекта Карты индустриализации на сумму более 801,8 млрд. тенге с созданием 23 тыс. постоянных рабочих мест.
В том числе в 2010 году были введены такие объекты, как Завод по ремонту малых судов в пос. Баутино» в Мангистауской области, «Строительство элеваторного комплекса включающего мельничный комплекс, комбикормовый завод» в Мангистауской области, стоимостью 6 900 млн. тенге.
В горнодобывающей промышленности дополнительный прирост объемов производства обеспечен за счет ввода в первом полугодии золотопромышленного производства Васильковского ГОК проектной мощностью 15 тонн золота в год в Акмолинской, горнообогатительного комбината по переработке титано-циркониевых руд в Северо-Казахстанской области, производства хромитовых руд в Актюбинской области мощностью 1,3 млн. тонн руды.
В конце первого полугодия также запущена обогатительная фабрика по переработке медных и медно-цинковых руд в Актюбинской области мощностью 1,2 млн. тонн руды, предприятие по переработке железной руды в Карагандинской области.
Развитие горнорудной базы, наряду с вводом в июне текущего года второй очереди Павлодарского электролизного завода, металлопрокатного завода Соколовско-Сарбайского горно-промышленного объединения, агломерационой фабрики Аксуского завода ферросплавов открывают новые перспективы развития базовой отрасли экономики – металлургической промышленности.
Дальнейшему формированию в Казахстане транспортного машиностроения способствуют запущенные в июне проекты по сборке грузовых вагонов на базе ТОО «Таман» в Павлодарской области, модернизации вагоностроительного завода компании ЗИКСТО в Северо-Казахстанской области, производству запасных частей и сборке техники СП «КазБелАЗ» в Карагандинской области.
Вклад в рост продукции пищевой промышленности и сельского хозяйства внесли введенные в первом полугодии предприятия агропромышленного комплекса. В конце первого полугодия также запущены завод по производству молочной продукции Danonе в Алматинской области мощностью 12 тыс. тонн молочной продукции в год, тепличный и мясоперерабатывающий комплексы в Акмолинской области, молочно-товарная ферма в Костанайской области.

№Отрасль1 полугодие2 полугодиеитого1АПК и сельхозпереработка2127482Легкая промышленность2 23Машиностроение78154Металлургия и производство готовых металлических продуктов1310235Нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора69156Строительная индустрия и производство строительных материалов1214267Транспортная и телекоммуникационная инфраструктура2248Химическая и фармацевтическая промышленность4599Энергетика54910Туризм 11 ИТОГО7280152










































































































Показатели20052006200720082009Количество бирж, единиц12119109Количество сделок, единиц4 2001 8521 0576711 119Объем выносимых на торги биржевых товаров, млн.тенге73 19928 54312 06825 38394 548Оборот биржи по совершенным сделкам, млн. тенге61 76828 43012 03013 65955 120



















































































































































































































































По сообщению сайта Nomad.su