Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«Затраты консорциума KPO B.V. уточняются нами в рамках договоренностей с налоговиками зарубежных стран»

Дата: 07 февраля 2011 в 07:10 Категория: Новости экономики

Астана. 4 февраля. КазТАГ – Ирина Нос

По данным налогового комитета министерства финансов, в целом по Казахстану годовой план за 2010 год по налогам и платежам недропользователей исполнен на 123,6%. При прогнозе Т114,5 млрд фактически поступило Т141,5 млрд, дополнительно бюджет пополнен на Т27 млрд. Глава НК Даулет Ергожин пояснил, что комитет завершает налоговые проверки недропользователей за 2006-2009 годы, в частности, в консорциуме Karachaganak Petroleum operating b.v. (KPO B.V.), поэтому бюджет может быть пополнен на суммы, указанные в актах проверок.
— Даулет Едилович, вы можете назвать сумму, которая выявляется по результатам налоговой проверки в консорциуме?
— Действительно, у налогового комитета есть определенные претензии к консорциуму KPO B.V. и его подрядным компаниям в части уплаты налогов. Сумму пока назвать не могу. Акт проверки еще не вручен налогоплательщику (KPO B.V – КазТАГ).
В настоящее время проводятся процедуры уточнения достоверности произведенных консорциумом затрат, в том числе в рамках договоренностей с налоговыми службами иностранных государств по обмену информацией.
В связи с этим, до завершения проверок невозможно представить информацию по суммам доначислений и штрафов.
— Когда налоговый комитет озвучит итоги проверки?
— Я думаю, это произойдет дней через 10-15, мы официально вручим налогоплательщику акт (проверки – КазТАГ).
— Установленная налоговым комитетом на этой стадии сумма может увеличиться или уменьшиться, например?
— Она может измениться в зависимости от полученных на наш запрос ответов, в ту или иную сторону.
— А как обстоят дела с налоговыми претензиями к компании «Тенгизшевройл»?
— Касательно ТОО «Тенгизшевройл» скажу, что проверка данного налогоплательщика еще идет, сразу за несколько налоговых периодов. По ее итогам вам будет предоставлена более подробная информация о выявленных нарушениях и доначисленных суммах налогов и штрафов.
— Но ведь существует процедура обжалования решения НК недропользователем-налогоплательщиком?...
— Да, все зависит от самого налогоплательщика, у него есть законно установленные права. Так, он имеет право обжаловать (решение НК – КазТАГ) в течение 30 календарных дней в налоговом комитете, либо в министерстве финансов. Либо может обратиться в суд Республики Казахстан (с иском – КазТАГ) о защите своих интересов. У них (недропользователей – КазТАГ) в соглашении предусмотрено, что они имеют право обращаться в арбитраж, это сугубо их решение.
— Насколько актуален, на ваш взгляд, пересмотр ранее заключенных соглашений о разделе продукции (СРП), с учетом соблюдения баланса интересов сторон. Чем завершилась проверка законности заключения ряда СРП, которую комитет проводил в 2010 году?
— Напомню, с января 2009 года в соответствии с налоговым законодательством республика гарантировала стабильность условий налогообложения в СРП, прошедших обязательную налоговую экспертизу. Однако в 2010 году глава государства поручил правительству проработать вопрос по переводу всех (недропользователей – КазТАГ) на налогообложение по действующему налоговому кодексу.
За год налоговый комитет отработал ряд предложений по возможным механизмам перевода ранее заключенных СРП на текущий налоговый режим. Установлено, что на момент заключения отдельных соглашений законодательство Казахстана не содержало требований о прохождении обязательной налоговой экспертизы. Соответственно, по таким недропользователям она отсутствует. В связи с этим нами направлены уведомления об устранении нарушений налогового законодательства и переходе на общеустановленный порядок налогообложения.
— Соблюдается ли при этом экономический баланс сторон соглашения? Кто-то что-то теряет или же приобретает?
— Первоначальный экономический баланс сторон СРП должен быть сохранен и с переводом недропользователей на общеустановленный порядок налогообложения. Правительство Казахстана рассчитывает решать такие вопросы в ходе переговоров с недропользователями.
— Исключена ли вероятность расторжения контрактов?
— Нет, такую вероятность исключать нельзя, поскольку законодательная основа для этого в Казахстане существует. Но расторжение контракта является одним из последних этапов принятия решения.
— Поскольку в Казахстане ведущая доля иностранных инвестиций приходится на нефтегазовый и металлургический сектора экономики, как бы вы оценили налоговый климат в республике?
— Полагаю, будет уместен развернутый ответ. Согласно международной практике, изменение мировых цен на сырье либо иные объективные причины дают повод для внесения изменений и дополнений в законодательство, регулирующее вопросы недропользования.
Под грамотным руководством президента в стране созданы все условия для инвесторов. Мы говорим: «Господа, на вас нет давления, риски снижены, инфраструктура создана, персонал подготовлен, кредитные ресурсы вы получаете дешевле, поэтому давайте восстановим баланс интересов». Согласитесь, страна должна заработать (на использовании недр инвесторами – КазТАГ) не меньше, чем она заработала в условиях 1990-х годов.
При разработке действующего в РК налогового кодекса одной из приоритетных целей был вопрос: как не ухудшить положение недропользователей, не лишить их тех ожидаемых доходов, которые они полагали получить при заключении контракта. Поэтому, подчеркну, все изменения, которые были введены на законодательном уровне в отношении недропользователей, направлены лишь на восстановление первоначального экономического баланса интересов сторон.
Несмотря на отмену стабильности налоговых режимов большинства контрактов (на недропользование – КазТАГ), фактически финансовое положение инвесторов-недропользователей с момента заключения контракта остается стабильным.
Также мне хотелось бы отметить один очень важный момент. Пытаясь решить множество принципиальных и частных вопросов правового регулирования налогообложения недропользователей, иногда забывается главное – государство, согласно Конституции, является собственником недр и вправе требовать должного поведения от своего контрагента, тем более, если речь идет о невозобновляемых ресурсах.
— Как вы оцениваете работу налогового комитета по итогам 2010 года с точки зрения налогообложения недропользователей, и какие основные цели в этом направлении в 2011 году?
— Оценку работы любого органа налоговой службы в первую очередь определяет исполнение прогнозных показателей доходной части государственного бюджета и национального фонда, а также обеспечение темпа роста таких поступлений.
В целом по республике годовой план за 2010 год по налогам и платежам недропользователей при фактическом поступлении исполнен на 123,6% (при прогнозе 114,5 миллиардов тенге фактически поступило 141,5 миллиардов), дополнительно в бюджет поступило 27 миллиардов тенге.
Темп роста по специальным платежам и налогам недропользователей по состоянию на 31 декабря 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года составил 175,1%, увеличение составило 682,4 миллиарда тенге.
Рост специальных платежей и налогов недропользователей обусловлен улучшением налогового администрирования путем камерального контроля, работой с уполномоченными органами по обмену информацией, внедрением интегрированной информационной системы «Единая государственная система управления недропользованием РК». Свою роль сыграла отмена стабильности налогового режима контрактов на недропользование, за исключением СРП и контрактов, утвержденных указом президента.
Что касается задач на 2011 год, то мы вывели во главу угла три основных фактора. Первое – обеспечение исполнения прогнозных показателей; второе – наращивание эффективности налогового администрирования; третье – улучшение качества налоговых услуг.

По сообщению сайта Nomad.su