Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Г.Пасько: Когда мало ума, много проблем

Дата: 07 февраля 2011 в 16:11

CA-NEWS (KG) — Наверное, нет ничего удивительного в том, что процессы в Кыргызстане привлекают внимание зарубежных, в том числе российских, журналистов. Один их них — Григорий Пасько – несколько раз побывал в нашей республике, встречался со многими коллегами, правозащитниками, политиками, политологами, бизнесменами… Одна из тем его публикаций – развитие событий вокруг Центра транзитных перевозок «Манас» и поставок авиатоплива.

Когда мало ума, много проблем
Газета «Деньги и власть», 4 февраля 2011 г.
Григорий Пасько

(Акылы аздын азабы көп)

Молодой Кыргызстан

В Бишкеке на Чуйском проспекте ко мне подошел немолодой кыргыз и спросил: «Брат, как пройти на Аламединский рынок?»

Я еще не знал, как пройти на рынок, но я уже знал, что в Бишкеке я – брат.

В это время в моей Москве группа молодых отморозков убивала своего сверстника-кыргыза. (Такая вот особенность русского национализма: чеченец убил русского, а русские в отместку убили кыргыза).

На улицах Бишкека очень много молодежи. И собираются они в центре города зачастую от безделья. По официальной статистике на октябрь 2010 года число безработных в КР достигло почти 300 тысяч. Для страны с населением 5 миллионов это очень много.

Безработица, политическая разноголосица, отсутствие четкой работы государственных институтов – все это создает благоприятную почву для разного рода волнений в народе, в том числе среди молодежи. И кто знает, сколько еще времени должно пройти, чтобы молодежь поняла: это им, а не престарелым политикам, созидать будущее Кыргызстана– одной из беднейших в Центральной Азии, раздираемой противоречиями, еще только вставшей на путь преобразований.

В те дни, что я был в Бишкеке, как раз был избран новый спикер парламента – Жогорку Кенеша, и новое правительство. Важнейшие государственные институты наконец-то появились.

Если найти способ разжигания, то и снег будет гореть

(Амалын тапсан, кар күйөт)

Конечно, впереди немало трудностей. И одна из них – определиться с выбором направления движения. Когда после апрельских событий 2010 года, приведших к свержению президента БАКИЕВА, новый лидер страны Роза ОТУНБАЕВА (далее РИО) сказала слова о дружбе с Россией, все понимали, что такие слова – дань традиции, дежурная фраза. Но когда та же РИО заикнулась о претензиях к базе ВВС США в Манасе, это уже была конкретика. Впрочем, есть аналитики, считающие, что фраза РИО могла быть не из числа дежурных политических фраз о выводе базы ВВС США вообще. Речь, как представляется, может идти о перераспределениив пользу представителей новой кыргызской власти выгодного пентагоновского контракта на поставку топлива на базу.

Сама РИО уже заявляла, что вокруг поставок топлива для Центра транзитных перевозок США «Манас» ведется большой бизнес. В своем интервью радио «Кабарлар» 7 ноября 2010 г.она сообщила, что правительство Кыргызстана выступает против нового контракта США с компанией Mina Corp., так как против данной компании генеральной прокуратурой КР возбуждены уголовные дела. По мнению РИО, средства от ЦТП не поступают в бюджет КР, а идут отдельным виртуальным компаниям, которые не принадлежат ни одной стране. Глава государства привела в пример статью в газете «Вашингтон пост», в которой журналист, проводя расследования, так и не смог выяснить, кому принадлежит эта компания. В заключение РИО сказала, что в стране создано госпредприятие «Манас», которое может осуществлять поставки топлива на базу.

(Несколько комментариев по ходу этих слов. Дело в том, что их сказала не бабка на Аламединском рынке, а первое лицо государства. И еще дело в том, что на таком уровне аргументы, по идее, должны быть более взвешенными и уж, во всяком случае, основанными не на публикациях в СМИ, а на твердых доказательствах правоохранительных органов. Ну да ладно. Раз у РИО нет других источников обвинений, попытаемся понять, что именно ей не нравится в существовании компании-поставщика топлива. Например, в части, касающейся принадлежности компании Mina Corp к какой-то стране. Нескольким журналистам без особого труда удалось сразу же узнать, что компания Mina Corp зарегистрирована в Гибралтаре, и что такая регистрация никаким законом не запрещена).

Однако вернемся к базе ВВС США. Американская база, как известно, действует в Кыргызстане с 2001 года. Она размещается на территории международного аэропорта «Манас» и используется для поддержки коалиционных сил в Афганистане. В начале 2009 года кыргызские власти уже заявляли о намерении выдворить ее из страны. Однако позднее было решено, что база с несколько измененным статусом все же останется на прежнем месте. Новая цена вопроса – $60 млн. в год в виде арендной платы в казну Кыргызстана. (Сегодня это, между прочим, 10% всего бюджета страны).

Вполне возможно, что в новые времена новое правительство КР заявит новые претензии на новую арендную плату. Или, во всяком случае, начнутся новые витки интриг и спекуляций на этой теме.

Не случайно и то, что едва избранный парламентом премьер-министр Алмазбек АТАМБАЕВ тотчас вынужден был сделать заявление по базе. 17 декабря 2010 года на заседании Жогорку Кенеша он, отвечая на вопросы депутатов, сказал: ««США великая страна, и мы не будем портить отношения с ней. Я думаю, соответствующие комитеты парламента рассмотрят этот вопрос (по поводу введения акцизного налога на реактивное топливо – прим. Г.П.) и дадут свое заключение. Шашкой махать нельзя».

Ему тут же возразили политики из оппозиционных партий: дескать, не решит правительство, будем решать парламентом.

В своей речи Атамбаев сказал и такую фразу: в этом вопросе есть подводные «мины».

Разумеется, все и сразу поняли намек: уже долгое время в некоторых кругах Кыргызстана муссируется вопрос о том, что компания Mina Corp, зарегистрированная в Гибралтаре и поставляющая реактивное топливо на базу ВВС США в Манасе, была связана коррупционными нитями с семьей экс-президента БАКИЕВА, в частности, с его сыном Максимом. Слухи ходят такие, что представители Mina Corp чуть ли не чемоданами носили деньги в семейный клан.

Поскольку слухи исходили, в том числе, и от главы ВП Отунбаевой, то неудивительно, что конгресс США вынужден был провести спецрасследование по этому вопросу. В результате было объявлено, что никаких следов коррупции не найдено. Более того, Пентагон заключил новый контракт на поставку топлива именно с Mina Corp. Контракт был заключен по результатам тендера, проводимого Агентством по тыловому обеспечению Минобороны США. Подкомитет национальной безопасности и иностранных дел Комитета палаты представителей по надзору и правительственной реформе Конгресса США отметил в заявлении, распространенном в связи с заключением контракта с Mina: «Министерство обороны уделило серьезное внимание повышению прозрачности при заключении контрактов по Манасу. Подписание сегодняшнего контракта, после проведения открытого конкурентного конкурса, является важным шагом вперед».

В свою очередь Mina Corp и ее аффилированная компания Red Star приветствовали заключение Подкомитета о том, что он «не обнаружил каких-либо достоверных доказательств в поддержку утверждения, что семья БАКИЕВА или его аффилированные лица владели материальными благами или получали материальную выгоду от топливных подрядчиков».

Посол США в КР Татьяна ГФЕЛЛЕР во время выступления на кыргызском гос-ТВ 11 ноября 2010 года заявила: «Расследование, которое провели в США, закончено, и оно не обнаружило никаких доказательств в поддержку такого рода утверждений».

Конечно, в столь нестабильной обстановке, какова сейчас в Кыргызстане, это вовсе не означает, что вопрос решен окончательно. Лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек ТЕКЕБАЕВ в конце прошлого года заявил, что парламент может и должен вернуться к обсуждению соглашения, согласно которому база ВВС освобождена от уплаты акцизного налога на топливо. По мнению Текебаева и его коллег, из-за освобождения от налога страна теряет ежегодно дополнительные $30 млн. Текебаев даже заявил, что парламент может денонсировать соглашение с американской стороной.

В ответ на это новый премьер АТАМБАЕВ сообщил, что когда летом временное правительство поднимало вопрос о введении акциза на топливо, самолеты международных авиалиний начали делать заправку в других странах.

Из бесед с многочисленными экспертами вырисовалась следующая картина. В Кыргызстане в некоторых кругах, пришедших к власти, появилось желание присосаться к топливной трубе и поставлять топливо при помощи другой, своей, компании вместо Mina Corp, заполучив выгодный контракт с Пентагоном. В связи с этим уже создана госкорпорация — «Топливно-заправочный комплекс «Манас». И уже появился посредник между ней и основным поставщиком топлива из России – компания Mega Oil.

Иными словами, новая администрация, несмотря на заверения избавиться от посредников, действует проверенными способами. С той лишь разницей, что профессионализм и компетентность Mina Corp проверены всеми деловыми партнерами и 8-летним сроком работы, а опыт Mega oil никому не известен. (По ставшей мне доступной информации, в настоящее время представитель Пентагона изучает все возможности, которыми располагает ГП ТЗК «Манас». Сможет ли госпредприятие претендовать хотя бы на 20% от общего количества постав к для нужд базы ВВС – это еще вопрос).

Будущее поставок топлива на базу ВВС США снова находится в стадии обсуждения. Снова ведутся переговоры между различными ведомствами. Снова встал вопрос об увеличении зависимости военной компании в Афганистане от российских поставок топлива.

Каждый тянет золу к своей лепешке

(Ар ким оз көмөчүно күл тартат)

По мнению зам. руководителя общественно-патриотического движения «Калыс» Таласа АКЫЛБЕКОВА, РИО предложили такую схему: заключается контракт между ЗАО «ГазпромнефтьАэро» и кыргызским ОсОО «Mega Oil» на поставку второму авиатоплива на условиях FCA ст. Комбинатской (продажа на станции завода) по цене $670 за одну тонну.В свою очередь, «Mega Oil» продает это топливо ГП ТЗК «Манас» уже на условиях DAF ст. Луговой (продажа на границе) по цене $850 за тонну. Стоимость услуг перевозки по территории РФ и Казахстана составил ~$90. А $90 «Мега Ойл» оставило себе. Спрашивается: почему ГП ТЗК «Манас» покупает у какой-то «Mega Oil» топливо по завышенной цене, в то время как бьющая себя в грудь новая власть обещала исключить всех посредников?

Может, АКЫЛБЕКОВ ошибся или наговаривает на уважаемых бизнесменов? Заглянем в некоторые документы. Из Приложения № 14 к «Контракту № 08/А/0007/6 от 29.04.2008 г.» 19 августа 2010 года: «ЗАО «Газпромнефть-Аэро», именуемое в дальнейшем «Продавец»,…с одной стороны и ОсОО «Mega Oil» («Мега Ойл»), именуемое в дальнейшем «Покупатель»… с другой, заключили настоящее Приложение к Контракту… Продавец обязуется поставить товар – топливо для реактивных двигателей ТС-1 в Киргизию на условиях FCA ст. Комбинатская…по цене $670 за тонну…».

Из дополнительного соглашения № 2 к Договору купли-продажи нефтепродуктов № 10-08-05 от 5 августа 2010 года между ОсОО «Мега ойл» и ГП «Топливно-заправочный комплекс «Манас» от 20 сентября 2010 года: «Мега ойл», именуемое Продавец, и… ГП «Манас»,…Покупатель,…договорились о нижеследующем…Цены на нефтепродукты (далее «товар») составляют: топливо марки ТС-1, условия поставки DAF Луговая, цена $890 за тонну».

Получается, что, прав в своих выводах зам. руководителя общественно-патриотического движения «Калыс»?

К слову: ГП «Топливно-заправочный комплекс Манас» возглавляет Марат МАЛАТАЕВ. В СМИ пишут, что до этого он был заместителем директора по оптовым продажам компании «Газпромнефть-Азия», а еще раньше – вторым секретарем посольства в Лондоне – в то время, когда послом там была РИО.

У лжи ноги коротки

(Арам айтып, максатка жетпейт)

Говорят, что мотором обвинений в адрес Mina Corp стал бывший генпрокурор КР Азимбек БЕКНАЗАРОВ (далее БАА). Тот самый, который сказал однажды фразу: «Все ушли критиковать и не вернулись». Тот самый, про которого новый премьер АТАМБАЕВ сказал «Азимбек Арнаркулович сначала «брякнет» что-нибудь, а потом думает над тем, что сказал».

После того, как 20 декабря 2010 года юристы Mina Corp обнародовали и прокомментировали свой пресс-релиз с оценкой противоправных действий генпрокуратуры в отношении Mina Corp, на одном из местных телеканалов дали слово и г-ну БАА. Мое впечатление: лучше б не давали. Потому что невольно вспомнились слова премьера Атамбаева. Азимбек Арнакулович снова что-то брякнул (другое слово подобрать, действительно, трудно) насчет коррупционных схем, снова не приведя ни одного конкретного факта.

Повторюсь: я нигде ни разу не увидел изложения КОНКРЕТНЫХ фактов, свидетельствующих о том, что Mina Corp нарушила какие-либо законы. Может, она их и нарушила – мне об этом не известно. Могу даже представить себе картину (подобное я видел в фильмах), как один из руководителей Mina Corp везет на джипе чемодан, набитый деньгами, и затем торжественно вручает его сыну экс-президента.

Слова РИО и БАА о предполагаемой вине Mina Corp хороши именно для таких фильмов. Может быть, хороши они и для политиков. Но они плохи для предъявления конкретных обвинений в рамках уголовного дела. Как говорится, слухи к делу не пришьешь. Хотя при ближайшем рассмотрении (было бы желание их рассмотреть) несостоятельными оказываются и слухи. Возьмем для примера слух о том, что Mina Corp при БАКИЕВЕ была освобождена от уплаты акцизного налога. Во-первых, не при Бакиеве, а еще при Акаеве. Во-вторых, освобождение было прописано в соглашении 2-х сторон – правительств КР и США, а, значит, это было не какое-то купленное льготное освобождение, а выполнение соглашения.

Обвинения в посредничестве просто смешны. Наверное, именно поэтому, создавая ГП ТЗК «Манас», новые власти не сумели обойтись без Mega Oil. Тем более, что и посредничество – в рамках закона и двустороннего соглашения. И еще: если бы американцы посчитали нужным и возможным поставлять топливо напрямую из России (например, из Омского НПЗ), то уж наверняка смогли бы обойтись без посредников. Но ведь почему-то же они не обошлись! Может, все дело в том, что не могли обойтись? Ведь тогда поставки топлива целиком зависели бы от России и ее Газпрома. А это уже вопрос государственной безопасности для США.

(К слову, когда у Mina Corp возникли определенные проблемы с поставками топлива из России, то на поставках топлива на базу это не отразилось: топливо закупалось по другим каналам в других странах. Иначе говоря, поставки были диверсифицированными. Mina Corp подтвердила свою репутацию надежного поставщика. Вот для этих целей и нужен посредник. Надежный посредник. И такой, чья работа по поставкам топлива не будет зависеть от амбиций и заявлений политиков, от капризов госдеятелей и прочих спекуляций).

На крикливую бабу посмотрим, когда она дочь будет выдавать замуж

(Чыкылдаган катынды кыз бергенде көрөрбүз)

В одной из местных газет я прочитал слова директора правовой клиники «Адилет» Чолпон ДЖАКУПОВОЙ: «У ВП была возможность здесь и сейчас продемонстрировать, чем оно отличается от власти Бакиева. Что эти люди не будут гнобить других, как это делал Бакиев, что не будут без суда и следствия забирать собственность…А сейчас ведь происходит то же самое. Какая разница между политикой, которую проводил Бакиев, отбирая собственность без суда и следствия, и тем, что делается новой властью под видом национализации»?

Разница есть: новая власть обещает и следствие, и суд. Вот и в отношении Mina Corp, вроде бы, проводит следствие. Надо полагать, и до суда дело дойдет. (Если, конечно, дело окажется в пределах юрисдикции Кыргызстана). И надо полагать, есть независимые суды и судьи?

Хорошо бы так, но вот мнение другого уважаемого человека – генпрокурора КР Кубатбека БАЙБОЛОВА, изложенное им в интервью газете «Дело №…» 15.12.2010 г.: «Нужно признать: природа наших судов после апрельской перетряски изменилась в худшую сторону. Стремясь обеспечить независимость судов, мы сделали их независимыми от совести, чести и законов. Они теперь творят, что хотят».

Думаю, на эти упреки генпрокурора сами судьи могли бы ответить тем же: в прокуратуре творят, что хотят. К слову, многие эксперты в беседах со мной отмечали и низкое качество следственной работы в республике.

И как, скажите, во всей этой обстановке юристы компании Mina Corp и других компаний смогут надеяться на честное и непредвзятое отношение к ним со стороны следствия и суда?

Голова петуха-крикуна слетает раньше

(Мурун кыйкырган короздун башы кетет)

Все журналисты, писавшие на тему поставок топлива на базу Манас силами компании Mina Corp, отмечали тот факт, что компания эта слишком уж таинственная, и поэтому непонятно, на каком основании именно эту компанию выбрал Пентагон своим поставщиком. Между тем в Кыргызстане хорошо известно, что компании Mina Corp и Red Star занимались поставками топлива гражданскому аэропорту в Кыргызстане еще до того, как аэропорт «Манас» начал использоваться как база ВВС США. До 2001 г. они торговали топливом в КР и Центральной Азии и имели деловые отношения с аэропортом «Манас». Репутация надежных партнеров выдержала проверку работой во многих уголках мира – Либерия, Джибути, Афганистан, Ирак…Таким образом, вполне естественно, что они стали претендентами на получение контракта Пентагона. А получив его, они оказались настолько надежными, что Пентагон и дальше продолжал отдавать им предпочтение.

Не выдерживает критики и упрек в том, что бизнесмены громко не кричали всем и каждому о своем бизнесе. «Держаться незаметно, — сказал в одном из интервью один из руководителей компании Mina Corp, — это ключ к успеху в странах, где к США относятся враждебно».

Мне, к примеру, понятно желание руководителей компании Mina Corp держаться в тени: таким образом, они наверняка хотели дистанцироваться в том числе и от коррупции. Мой знакомый российский бизнесмен так говорил мне: «Я не высвечиваюсь, потому что заметят – сразу сожрут». Многие бизнесмены в странах с нестабильным политическим устройством знают: чем меньше в неспокойные времена чей-то успешный бизнес мелькает перед глазами, тем больше шансов выжить и не быть проглоченным или уничтоженным. Если мало знают – не сразу найдут. Некоторые считали, что Mina Corp связана с ЦРУ. Мнение, конечно, абсурдное, но руководители Mina Corp не спешили развеять его: оно казалось им полезным; оно являлось своего рода сигналом некоторым силам – руки прочь. Они так выживали и притом успешно. Журналисты стали писать, что все выглядит странно. На самом деле они не скрывались, а просто дистанцировались. Это логично. Возможно, переборщили, но не более того.

«У компаний Mina Corp и Red Star практически отсутствует видимая инфраструктура, которая обычно свойственна предприятиям, управляющим бизнесом в миллиарды долларов», – говорится в одной из публикаций «Вашингтон Пост».

Я был на некоторых инфраструктурных участках Mina Corp (парк желдорцистерн, нефтебаза и т.п.) и могу отметить: очень даже видимая инфраструктура у компании и ее подрядчиков. Если посмотреть на эти объекты, то можно понять, что утверждение уважаемой «Вашингтон пост» насчет тотальной таинственности не более, чем слова. Именно на этих и других подобных производственных участках и сосредоточена значительная часть рабочей силы компании и ее подрядчиков – до 500 человек. Для Кыргызстана с его безработицей это, между прочим, уже созданные рабочие места.

3 ноября 2010 года член Палаты представителей Джон ТИРНИ, демократ из Массачусетса и действующий председатель Подкомиссии по вопросам национальной безопасности и иностранных дел США, заявил о том, что его группа не нашла «никаких заслуживающих доверия доказательств, подтверждающих утверждения о том, что семья Бакиева или их партнеры владели или получали финансовую выгоду от топливных подрядчиков или субподрядчиков».

Пресс-секретарь компании Джон ЛАФ сказал: «Ни один из членов семьи Бакиева, в том числе Максим, никогда не владел, не контролировал и не имел никакой причастности к компаниям Mina Corp или Red Star», — сказал он.

Что на пол упало, то сиротское

(Жергетүшкөн – жетимдики)

Кыргызстан, наверное, единственная страна в мире, на территории которой находятся сразу две базы: американская и российская.

Противники базы непременно выдвигают аргумент: $60 млн. в год, которые американцы платят Кыргызстану, это мало. На самом деле, скорей всего, сумма в итоге получается больше, потому что есть еще непрямые выплаты; благотворительные взносы и т.п. Помимо этого, США оказывают Киргизии экономическую помощь объемом в $110 млн. При этом почему-то никто не вспоминает о том, что за свою базу в Канте Россия вообще не платит ни гроша «живых» денег. Постоянные спекуляции и двойные стандарты, по мнению аналитиков, могут привести к тому, что США передислоцируют свою базу на территории более сговорчивых республик, например, в Таджикистан или Узбекистан. И тогда Кыргызстан останется с амбициями и без денег.

Кстати, о $60 млн. По мнению моего собеседника, редактора бишкекской газеты, ему так и не удалось отыскать официальных сообщений правительства КР о расходовании этих средств. Если Текебаев и другие призывают ввести акцизный налог на топливо и дополнительно поиметь с американцев еще $30 млн., то почему бы для начала не узнать, куда именно деваются уже выплачиваемые $60 млн.?

Вопрос кажется вполне уместным. Особенно, если учесть, что дефицит бюджета Кыргызстана составляет почти $700 млн., а внешний долг — $ 2 млрд.(в 2011он, по оценкам финансовых аналитиков, составит $3 млрд.).

У потерянного ножа золотая рукоять

(Жоголгон бычактын сабы алтын)

2 декабря 2010 года госсекретарь США Хиллари КЛИНТОН посетила Кыргызстан. На пресс-конференции она выразила уверенность в том, что положение в КР станет более стабильным, если союзникам удастся создать мирное общество в Афганистане. РИО заявила, что вопрос о сохранении на территории КР ЦТП США будет прерогативой нового киргизского правительства. Кыргызский президент подчеркнула особую роль базы Манас в борьбе против терроризма, выразив опасения, что терроризм может и пересечь границы Афганистана.

Понятно и другое: пока будет база в Кыргызстане, до тех пор США выгодно иметь проверенного и надежного поставщика – такого, как Mina Corp. Да, схема поставок должна стать прозрачной для всех. И я что-то не слышал, чтобы представители Mina Corp хоть как-то возражали против этого.

Конечно, интриги вокруг базы еще будут плестись. Во-первых, некоторые политические партии в Кыргызстане закрытие американского транзитного центра «Манас» сделали основным пунктом своей предвыборной кампании.

Во-вторых, в нестабильный и переходный период в любой стране, не только в современном Кыргызстане, у свежеиспеченных правителей непременно появляется желание «найти виновных во всем». Проще говоря, козлов отпущения. А под шумок этой «борьбы» — перераспределить чей-то бизнес в свою пользу. Похоже, компания Mina Corp попала именно в такой процесс.

В-третьих, некоторые наблюдатели наверняка ошибаются, если полагают, что российская энергетическая дипломатия не распространяется и на Кыргызстан. На западе этого не понимают, думают, что такой подход Россия осуществляет только в отношении Украины и Беларуси, частично – Туркменистана. Но ведь и в Кыргызстане мало кто задумывается, что теми же рычагами Россия может играть и у них.

В-четвертых, не стоит сбрасывать со счетов и южного соседа Кыргызстана – Китай. У него тоже есть свое мнение относительно наличия базы США в Кыргызстане, в частности, и роли США в регионе, в целом.

Но какие бы интриги ни плелись, надо помнить, что причиной появления базы в Манасе стали события в Афганистане. Пока там не установится вменяемая власть, самолеты в Манасе будут нужны всем – и Кыргызстану, и России, и США.

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба