Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Песочный человек приведет Люцифера

Дата: 07 февраля 2011 в 17:00

Песочный человек приведет Люцифера

К началу нового десятилетия стало, наконец, возможно хоть как-то говорить о российском рынке комиксов – в конце прошлого года он перестал зависеть от кинопремьер и сформировал относительное разнообразие. «Парк культуры» оценил достигнутые за годы результаты, подвел итоги прошлого года и попробовал заглянуть в будущее российских версий графических романов.

Еще несколько лет назад серьезный разговор о комиксах в России был бы просто невозможен – попросту за их отсутствием. Ценители привозили из поездок западные издания, кинокритики честно объясняли, что чуть не треть заметных фильмов в прокате – это экранизации графических романов, даже проходили фестивали художников-энтузиастов, но отношение читающей публики оставалось почти неизменным: нечто из гетто «подростковых книжек с картинками».

Постепенно ситуация стала меняться. Комиксы начали замечать критики, графические романы отвоевывают места в книжных магазинах, а посетители этих магазинов – все олее внимательно приглядываются к этому особому медиуму, существующему на стыке текста и изображения. Привыкать к его языку непривычно, но интересно. Чтобы описать провинциальный быт, Флобер мог потратить страниц десять на подсвечники и мебель в доме господина Бовари.

Будь Флобер комиксистом, у него была бы на это пара страниц, на которых к тому же еще что-то должно было бы происходить.

В подобных условиях комиксы легко воспринять как эдакий сборник литературных анекдотов с картинками: низкий жанр, который в лучшем случае может чуть развлечь. Во многом виной этому самые массовые комиксы – адаптированные для широкой публики они зачастую не блещут глубиной. Но судить по ним весь формат – такая же натяжка, как ругать романы Салмана Рушди или Джонатана Франзена за существование Дарьи Донцовой или Пауло Коэльо.

При этом надо отметить, что отсутствие спроса в России, как и читательского навыка, относилось лишь к взрослым комиксам. А вот с детскими проблем не было еще в 1990-х, их читатели постепенно подрастали – и к концу 2000-х ситуация начала меняться. В прошлом году в России произошел целый ряд принципиальных событий на рынке комиксов, которые могут изменить весь облик этой индустрии. Потому в данном обзоре мы попытались охватить нынешнее состояние ключевых течений современных комиксов в России и перспективы их развития.

Артхаус

По-настоящему важных немейнстримовых комиксов в 2010-м вышло не очень много, но тем не менее, этот год вполне можно считать переломным. Раньше серьезные комиксы и графические романы выпускали только при наличии «локомотива» из фильма – так произошло и с «Хранителями», и с «Городом Грехов», и даже с подзабытыми комиксами французского классика Энки Билала, по которым были сняты «Бессмертные: Война миров». Да и занимались этим книгоиздательские мейджоры, в первую очередь АСТ, для которых это была лишь очередная строка между детективами и пособиями по здоровому образу жизни.

Но к 2010 году комиксы практически полностью были отданы на откуп специализированным издательствам, что не замедлило сказаться на их ассортименте и качестве.

Так, «Comix-Art» удался главный релиз года – «Песочный человек», созданный еще в 1989-м молодым тогда писателем Нилом Гейманом. За спиной у Геймана еще не было «Американских богов», сценариев к «Звездной Пыли» и «Коралине» – о нем вообще мало кто знал за пределами комикс-тусовки. Но вместе с «Песочным Человеком» к нему пришла слава и звание главного постмодерниста в мире комиксов. Конечно, первым деконструкцию туда привнес великий безумец Алан Мур, разобравший по косточкам само понятие героя в «Хранителях». Вкрадчивый сказочник Гейман не так радикален – и за счет этого добился массовой популярности. Его «Песочный Человек» – это путешествие по мировой культуре, где в одном ряду оказываются античные мифы, Шекспир, Роберт Бернс и сами комиксы.

Понимая, что неподготовленный читатель рискует просто утонуть в бесконечных геймановских аллюзиях, «Comix-Art» снабдили «Песочного Человека» обширными комментариями в духе литпамятников. По сути, в России появилось первое академическое издание комиксов.

Вторая ударная новинка– «Черная Дыра» Чарльза Бернса. Можно только снять шляпу перед смельчаками из «Фабрики Комиксов», не побоявшимися выпустить на рынок продукт, у которого не было никакой дополнительной рекламы вроде фильма или звучной фамилии автора. «Черная Дыра» – один из ключевых американских инди-комиксов конца 1990-х, психоделическая версия «Сумерек». Только страх перед взрослой жизнью передан не с помощью вампиров-метросексуалов, а через мрачную черно-белую историю передающейся половым путем мутации, «подростковой чумы».

Поскольку отечественным комиксам, даже жанровым, пока сложно конкурировать с Marvel-машиной, их лучше тоже отнести к артхаусу. Здесь центр силы явно находится в Санкт-Петербурге, где базируются издательства «Бумкнига» и «Комильфо». Они ответственны за издание «Стервы» Андрея Ткаленко и Елены Воронович и «Азарта» от трио авторов Пантелеев-Мамедов-Сурженко.

Осваивают питерцы и самобытный европейский рынок, выпустив антологии предельно странных финских комиксов «Sarjakuva» и ироничных французских «Оврагов» Жерара Филиппа.

Перспективы неформатных комиксов в России кажутся скорее позитивными, хотя и не без своих сложностей. Например, у «Песочного Человека» в 2011-м, вероятно, выйдет всего один, максимум два новых тома: у Comix-Art довольно ограниченные человеческие ресурсы. При этом те же люди еще и готовят в печать «Люцифера» – своеобразное ответвление (spin-off) «Песочного Человека» о повелителе Ада, которому надоела его работа, он прикрыл преисподнюю и отправился на Землю открывать ночной клуб. Остальные издательства пока стараются не говорить о своей программе публикаций, но очевидно, что те же «Бумкнига» с «Комильфо» не обойдутся в новом году без свежих релизов.

Супергероика

Как это ни странно, самый влиятельный и массовый жанр англоязычных комиксов однобоко представлен на нашем рынке. Издательство «Комикс», уже десять лет выпускающее продукцию Marvel, только в этом году углубленно занялось книжным форматом, который в России ассоциируется с «серьезной» литературой. Благодаря этому «Комиксу» удалось выбраться за пределы ларьков «Союзпечати» и обосноваться в серьезных книжных магазинах. Больше всего в этом помогло издание комикса «1602» работы все того же Нила Геймана – элегантный этюд на тему супергероев в антураже XVII века. Эволюцию роли комикса в современном книжном бизнесе можно было наблюдать на примере одного центрального московского магазина – в начале осени «1602» там лежал где-то на нижней полке в разделе «Юмор», а к январю перекочевал на отдельный стенд, посвященный комиксам. Там же, кстати, появилась и вторая большая новинка от «Комикса» – «Росомаха: Начало» – которая, к счастью, имеет мало общего с одноименным фильмом.

На фоне засилья Marvel особенно печально выглядит полное отсутствие на российском рынке их главных конкурентов, DC Comics, то есть Супермена, Бэтмена, Зеленого Фонаря и прочих.

Примечательно, что еще в середине 2000-х права на DC Comics купило издательство «Прайм Еврознак». Выпустив несколько комиксов о Женщине Кошке (тогда как раз выходил фильм) и Чудо-Женщине, оно затем растворилось в хаосе кризиса. Сейчас издательство постепенно оживает, но шансы, что массовая продукция DC выйдет на рынок, довольно призрачны. Оговоримся – «Песочный Человек» тоже выпущен DC Comics, но его купили отдельной строкой из-за фамилии автора, и к появлению регулярных комиксов о Бэтмене или Супермене он не приближает. Правда, винить в этом только наши издательства несправедливо: DC Comics давно является дочерней конторой гиганта Time Warner, договариваться с которым сложно и затратно. К счастью, Marvel в России появился еще до того, как в 2010-м издательство было поглощено корпорацией Disney, которая тоже не славится дружелюбностью и отзывчивостью.

Будущее супергеройских комиксов в нашей стране выглядят таким же ограниченным, как и их настоящее.

Очевидно, что Marvel будет процветать и развиваться, разбавляя базовые комиксы экзотикой. Например, на русском появится «Дардевил» (он же Сорвиголова из одноименного фильма с Беном Аффлеком), написанный режиссером Кевином Смитом, и продолжится серия про Людей Икс от режиссера «Светлячка» и «Миссии Серенити» Джоса Уэдона. А вот надежды на масштабное издание DC Comics пока мало. И дело даже не столько в Бэтмене или Супермене, сколько в продукции дочерних компаний DC, издательств Vertigo и Wildstorm. В их каталоге – с десяток лучших современных комиксов, которые пока остаются вне поля зрения наших издательств.

И отдельный анекдот сейчас происходит с комиксом Walking Dead, послужившим основой для одноименного сериала.

Его издатель – небольшая и вполне сговорчивая американская компания Image Comics. Вот только первыми подсуетились одесские любители, занимавшиеся самопальными переводами. Теперь они задумали издать настоящую книжку, и, по их собственным словам, уже близки к подписанию договора с Image Comics. Хорошая новость состоит в том, что это проложит еще одну тропу на рынок для независимых издательств. Плохая – одесские любители пока даже не очень представляют себе, как комиксы реализовывать. В Москву, например, их собирались присылать с проводниками поездов.

Манга

Преданные поклонники манги наверняка рассердятся за включение их в один текст с западными изданиями, но на деле манга – лишь один из видов комиксов. В нынешнем виде манга появилась только после Второй мировой, когда обосновавшиеся в Японии американские солдаты не только стали законодателями моды, но и принесли с собой любимые комиксы. Конечно, с тех пор манга развивалась свои особым путем, восприняв местные традиции повествования и рисунка, но в ее основе – те же принципы, что и в западных комиксах.

С мангой дела в России обстоят лучше всего. Ее славе поспособствовала и общая мода на все японское, и популярность аниме, которое чаще всего базируется именно на манге. К тому же договориться с японскими издателями, озабоченными серьезными падениями продаж на родине, оказалось гораздо легче, чем с сытыми американцами. На сегодня в России издана уже пара сотен разных наименований, и каждый месяц этот список расширяется.

Ассортимент варьируется от героики до порнографии, причем и в крупных магазинах они зачастую лежат на полках недалеко друг от друга – книготорговцам лень разбираться, что именно они выкладывают в разделе «манга».

Тем не менее, и тут в 2010-м произошли серьезные подвижки: достаточно сказать, что издательство «Истари Комикс» выпустило первую полностью отечественную коммерческую мангу, «Скунс и Оцелот». Работа творческого дуэта Богдан-Хатчетт, конечно, пока вряд ли может претендовать на мировую славу, но это, безусловно, важный скачок не только для скунса с оцелотом, но и для российской манга-сцены.

Перспективы манги в России пока выглядят самыми радужными из всех направлений, представленных в обзоре. Специализированные издательства, широкий ассортимент, преданная база поклонников, сговорчивые лицензиары, прирученные магазины – российская манга очевидно станет первым массовым видом комиксов, доступных в нашей стране.

Подводя итог

Из-за традиционной отечественной секретности оценить увеличение рынка комиксов в абсолютных цифрах невозможно. Тиражи большинства комиксов остаются в пределах трех-пяти тысяч, но если пять лет назад не распродавалось и это, то сегодня найти на русском «Хранителей» (выпущенных в 2009 году) уже невозможно: все раскупили. О росте рынка говорит и появление все новых специализированных издательств, живущих за счет выпуска комиксов. Последнее добавление – «XL-пресс», которое после покупки питерским интернет-магазином комиксов переориентировалось на издание манги. Специализированные магазины открываются и в Москве, а крупные игроки вроде «Библио-Глобуса» и «Москвы» создают небольшие отделы комиксов.

Правда, все они сталкиваются с одной и той же проблемой: ассортимент комиксов на русском пока все же довольно ограничен, а их поклонники требуют все большего разнообразия.

Из-за этого можно надеяться, что в ближайшее время рынок комиксов будет прогрессировать или, как минимум, не сдаст позиций по сравнению с прошедшим годом. Ну а непредсказуемость в лицензировании и тяга к максимально общим фразам при описании своих планов может принести и какие-то приятные сюрпризы.

По сообщению сайта Газета.ru