Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Круиз в глубь веков

Дата: 07 февраля 2011 в 17:40

Величайшие корабли всех эпох — в Геленджике

Уникальные копии известнейших русских и зарубежных кораблей: первого российского линкора, испанских каравелл, легендарного корабля греческих аргонавтов и даже древнеегипетской ладьи 2 тысячелетия до нашей эры — эти и многие другие макеты создал в своей мастерской геленджичанин, бывший майор пограничных войск Анатолий Старухин.

Мастер показывает нам легендарный линкор «Божье предвидение». Самая большая в мире копия построенного в1700 году под руководством и по чертежам Петра Первого корабля с трудом умещается на столе:
— В свое время «Божье предвидение» было шедевром корабельного деревянного зодчества по своей красоте и отделке, — рассказывает Анатолий Николаевич.

— Я делал этот парусник 2 года. Склеивал, выпиливал, красил... Сколько ниток ушло на то, чтобы создать весь такелаж корабля — почти 2500 узлов, сделанных вручную...

В мастерской Анатолия Старухина прошлое оживает настолько, что огромный корабль, спусти его на воду, кажется, готов хоть сейчас отправиться в путь по морю. Кстати, каравеллы флота Христофора Колумба — «Санта Мария», «Пинта» и «Нинья» — одни из первых работ моделиста — хоть и не морем, но ушли в Испанию и стали гордостью музея порта Уэльва.

Макеты, задуманные специально к 500-летию открытия Колумбом Америки, Старухин отдал в дар испанскому королю Хуану-Карлосу 1 в 1992 году. Стоимость подарка, по подсчетам экспертов, составила в то время около 100 млн. рублей.

Уроженец Узбекистана, Анатолий Николаевич перенял свой дар от деда, который был краснодеревщиком. Самый первый макет Анатолий сделал еще в начале 1950-х гг. во время учебы в Суворовском училище. Корабль подарили сигнальщику крейсера «Варяг», а тот — ташкентскому Дворцу пионеров.

Автор работы увидел свой фрегат в Москве на ВДНХ, с подписью: «Ученик 9 класса г. Ташкента»... К моделированию он вернулся только спустя 30 с лишним лет.

Говорит, что перед тем, как сделать один из своих кораблей, неделю сидел над чертежами:
— Чтобы сотворить корабль, нужно быть немножко инженером, немножко плотником, а еще резчиком по дереву, технологом, а главное — обладать большим терпением — макеты я делаю без единого гвоздя. Научить этому, считаю, невозможно. Каждая работа индивидуальна. Самое главное — увидеть корабль в своем воображении!

Сейчас в мастерской Анатолия Старухина можно увидеть и парусник «Байкал», который в свое время исследовал все восточное побережье России, и голландский корабль «Зихан», путешествуя на котором, мореплаватель Тасман открыл остров с одноименным названием, испанскую каравеллу «Санта Мария», американский корабль, на котором отправился в круиз Марк Твен, и, конечно, «Арго» — на нем, по легенде, уходили в плавание за Золотым Руном греческие герои.

Никаких лаков и красок мастер не признает, считая, что их применение снижает ценность работы. Макеты Анатолий Старухин хранит в мастерской — помещение моделисту несколько лет назад на безвозмездной основе предоставила городская администрация.

Сейчас корабельшик работает над макетом древнеегипетской ладьи — такие пра-корабли бесшумно передвигались по Нилу еще во 2 тысячелетии до нашей эры. Когда ладья будет, то необычную коллекцию Анатолия Старухина смогут увидеть жители Краснодарского края и России.

По сообщению сайта Аргументы и Факты