Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Страна Буратин

Дата: 08 февраля 2011 в 04:10

Сегодня о финансовой грамотности не говорит только немой. Но, несмотря на обилие информации, многочисленные предупреждения в прессе, бездну литературы на прилавках книжных магазинов и негативный личный опыт миллионов россиян, страна все равно остается краем непуганых буратин. Это обсуждали в Совете Федерации, где на минувшей неделе прошло первое всероссийское совещание «Актуальные проблемы потребителей на рынке финансовых услуг».

Грамотные стали!

Дискуссии долго не получалось, потому что многие ораторы единодушно соглашались друг с другом во мнении: сегодня финансовая организация и ее клиент находятся в разных весовых категориях. Как можно сравнить потребителя, пусть даже с высшим образованием, и монстра-корпорацию, где премиальные большого штата сотрудников напрямую зависят от того, поставит ли доверчивый клиент свою подпись под договором? Но стоит лишь клиенту заикнуться о том, что он кое-что понимает и потребовать изменить условия договора, ему тут же указывают на дверь, мол, грамотные стали в типовых договорах блох ловить!

Руководитель департамента по защите прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков подтвердил: кризис научил многих россиян не только разбирать мелкий почерк кредитных договоров, но и жаловаться. К примеру, если в 2008 году в его учреждение поступило всего 2 тысячи жалоб на банки, то по итогам 2010 года их число достигло 20 тысяч. Резко возросшее количество жалоб эксперт считает индикатором финансовой грамотности населения и положительной динамикой.

Хотя, положа руку на сердце, что уж тут положительного, кроме прибавившейся бумажной работы чиновникам, которая стоит больших денег налогоплательщикам, да осознания того, что среднестатистический россиянин начинает пить боржоми уже когда печень отстегнулась? Цифры удручают: сегодня бессмысленно отписаться по жалобе, к примеру, обманутого вкладчика, стоит 8 тыс. рублей. При этом не реально помочь, а только «на конверты» потратить.

Если сделать анализ по регионам, то выясняется крайне неравномерное «поумнение» россиян. К примеру, в Рязанской, Мурманской, Тульской областях количество обращений граждан в Роспотребнадзор по поводу финансовых услуг увеличилось в разы. Есть местности, где на 100 тысяч населения всего 14 обращений, а в Красноярске этот показатель достигает 385. Эксперт уверен: многие россияне всерьез осознали себя потребителями финансовых услуг и готовы за свои права рвать банки в судах, как шимпанзе газеты.

Однако в судах подобные дела проходят не очень блестяще для потребителей. Все дело в том, что в законе о защите прав потребителей, которым, как правило, пользуются недовольные клиенты банков, ничего не сказано о финансовых услугах. Там в основном про бытовую технику и сроки ее ремонта и про некачественные пельмени и другие просроченные продукты. И хотя это один из самых «народных» законов демократической России, одним упоминанием всуе которого можно напугать многих мелких предпринимателей, относительно обид на банки он никак «не заводится». Правоприменительная практика судов клиентов с банкирами складывается из того, что судьи считают: раз договор был подписан, значит, его надо выполнять, а незнание законов не аргумент и не освобождает от сокрушительного удара по потребительскому карману и чувству собственного достоинства. И на каждые 50 исков граждан к банкам выносится всего 20 положительных для недовольных клиентов решений.

Тем не менее, есть удачные прецеденты. К примеру, сейчас в судах рассматриваются в массовом порядке дела по возврату клиентам незаконно удержанных банками комиссий за ведение ссудного счета. «Между тем, мы еще в 2007 году предупреждали банки, что данная схема незаконна», — заявил чиновник из Роспотребнадзора. И посетовал на то, что из-за некоей правовой коллизии его учреждению невозможно включить банки в план проверок. Зато есть возможность проверять по жалобам граждан внепланово – в прошлом году чиновники Роспотребнадзора стучались в банки 8756 раз. Насколько удачно – эксперт об этом умолчал.

Шрифт крупнее!

«Адвокатом дьявола» — всех банков — выступил президент Ассоциации региональных банков России и депутат Госдумы Анатолий Аксаков. Он заявил, что от того, что когда во время суда между банком и заемщиком все симпатии на стороне несчастного и слабого потребителя, явственно несет популизмом. И некоторые политики пользуются этим, нагнетая истерию и буквально шантажируя кредитные организации. К примеру, организовывают пикеты у банковского крыльца, чтобы испортить имидж.

«В законодательстве нужно прописывать ответственность обеих сторон по договору. У нас же можно наплевать на договор. Также нужен закон о потребительском кредите, где необходимо скрупулезно прописать все взаимоотношения между банком и заемщиком. Большими буквами на первой странице договора», — заявил Аксаков.

Только сдается, что многим россиянам больших букв все же будет недостаточно. Многие удивляются, как тому же Олегу Тинькову в разгар кризиса удалось прокредитовать почти миллион россиян в дальних деревнях по почте? Да просто там читать не умеют и вряд ли научатся с нашей-то реформой образовательной системы.

Ведь простым людям вдобавок к увеличенному шрифту еще бы перевести кредитный договор с птичьего юридического на нормальный русский мат, чтобы всем все было понятно. Мол, если ты, дубина стоеросовая, оформляешь кредитную карту для того, чтобы тут же засунуть в банкомат и снять сотню на пиво, то тебе это пиво обойдется по цене элитного коньяка. Потому что льготный период гашения долга без процентов возможен только при безналичном расчете картой в магазине, а много ли в твоем улусе магазинов, оборудованных платежными терминалами? Примерно так.

Финансовая грамотность от преподавателя-банкира – это, как правило, игра в одни ворота, причем, против клиента. Но и на старуху бывает проруха. К примеру, в самом начале кризиса некоторые банки проводили в регионах бесплатные курсы по финансовой грамотности для всех желающих. И вдалбливали в головы россиян простую мысль, что жить от аванса до зарплаты – все равно что ездить непристегнутым по дороге, где за каждым кустом притаился инспектор ГИБДД. Что нужна, мол, подушка финансовой безопасности, равная трем зарплатам на каждого члена семьи. Мало ли что случится? Вот кризис, например, сопровождающийся потерей работы, уходом в отпуск без содержания и необходимостью платить десять кредитов.

А теперь банкиры жалуются на то, что испуганный народ натаскал им на депозиты больше 10 трлн. рублей, фактически изъяв эти деньги из экономических процессов и превратив в банковский пассив. И эта даже уже не подушка, а целая перина финансовой безопасности всей страны готова если не удушить банковскую систему, то уж по крайней мере обеспечивает ей тревожные сны и кошмары.

Задачка про яблоки

Между тем, управляющий федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров Евгений Ковров считает, что россияне хотят и готовы инвестировать свои средства: об этом говорят толпы обманутых вкладчиков. Другое дело, что еще не выросло поколение, которое относится к государству не иждивенчески. «Финансовое просвещение должно стать частью школьной программы и войти в образовательный стандарт», — уверен эксперт.

С ним согласился и председатель совета ФинПотребСоюза Игорь Костиков. По его мнению, нужно продвигать не пропаганду финансовых инструментов для инвестирования, а обучать людей элементарному ведению семейного бюджета.

То, что финансовое поведение во многом зависит от родительского воспитания – это факт. Есть люди, считающие своим долгом не только не промотать наследство, но и приумножить, чтобы было что оставить детям. А есть те, чья любимая присказка «Не жили богато, не икс начинать!» Между тем, даже не стоит изобретать новые велосипеды и тратить бюджетные деньги на составление специального учебника по финансовой грамотности. Этих учебников в русской материальной культуре уже навалом, начиная с детских сказок.

Тот же «Золотой ключик или приключения Буратино» — чем не книга об обманутом вкладчике финансовой пирамиды? А сказка о банкире попе и коллекторе его Балде про сбор недоимок за три года с самих чертей? А история про золотой пузырь, не выдержавший мышиной возни, с финальными слезами старика и старухи? Ну а задачи про цены и товары есть в каждом математическом учебнике начальных классов.

Костиков считает, что главная проблема на самом деле даже не в финансовой грамотности, а в элементарном доверии. Мол, как можно доверять финансовой организации, которая уже единожды обманула? Да легко! Посмотрите на Сбербанк. У нас почти вся страна ходит в буратинах, который не отдаст некту яблока, хоть он дерись, но непременно зароет свои монеты, чтобы вечно зеленело это дерево, которое уже несколько раз оставляло садовников без урожая.

Мнения свелись к следующему: россиянам бы еще пару-тройку законов для полного счастья, тогда они совсем умными станут… На что депутат Павел Медведев в очередной раз достал свою газету с объявлением о привлечении вкладов под 83% годовых, которой он гневно потрясает на всех публичных мероприятиях, посвященных финансовым вопросам и сказал, что хватит уж мучить людей новыми законами, особенно такими, которые не только не защищают их, но и провоцируют на новые финансовые ошибки.

«Закон о долевом строительстве – де факто это финансовый закон, который, по сути, разрешает не банкам принимать депозиты у населения, совершенно бесконтрольно. Закон о кредитной кооперации стал немножко лучше, но тоже провоцирует жуликов. Закон о микрофинансовых организациях – также фактически разрешает принимать депозиты у населения, и хотя номинально в нем есть ограничения, но реально в самом законе предлагается способ их обойти. Закон о платежных агентах — да за него проклянут депутатов, потому что мелкие предприниматели перейдут на виртуальные расчеты и уйдут от налогов», — бушевал депутат.

Очень забавно получилось в итоге с законом о банкротстве физических лиц. Столько шуму было: обсуждали, всей стране рассказали, спорили, смогут ли россияне обмануть банки и уйти от своих обязательств по долгам… А на деле оказалось, что даже в планах такого закона пока нет и работа по его разработке не ведется и номера не присвоено. Так и с финансовой грамотностью по школьным учебникам – поговорили и разошлись. И останется российскому школьнику в недалеком будущем только физкультура, мол, сила есть – ума не надо, и ОБЖ, чтобы ссадины от физкультуры лечить. А за всю остальную науку надо платить. И самая красная цена – собственные ошибки.

По сообщению сайта Банкир.ру

Читайте также