Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Цены на бензин убивают водителей

Дата: 08 февраля 2011 в 07:20

Обычно зимой у нас топливо не дорожает или дорожает незначительно. Однако на этот раз с ценниками на автозаправках творится что-то неописуемое. С начала зимы литр бензина подорожал в среднем более чем на рубль, а солярка – чуть ли не на 5 рублей. В последние недели рост цен ускорился; по данным Росстата, за январь топливо поднялось в цене на 3,3%, причем наиболее дешевые сорта – сильнее всего: Аи-80 – на 7%. А ведь за весь прошлый год бензин поднялся в цене всего на 6,5%.

В конце января в Москве состоялся круглый стол представителей деловых кругов и отраслевых экспертов, которые обсуждали ситуацию на топливном рынке. Выяснилось, что в сложившихся условиях бензин и солярка просто не могли не подорожать и что рост цен будет продолжаться.

Главным виновником этого было названо российское правительство, волею которого были повышены акцизы на топливо – с 1 января на рубль за литр. Причем за более дешевые сорта бензина отчисления теперь стали выше, чем за высококачественные (чтобы стимулировать НПЗ к переходу на выпуск более экологически чистого топлива), и из-за этого они почти перестали отличаться по цене. Кроме того, с 1 января на 20-30% выросли отчисления с фонда оплаты труда, и топливные компании, естественно, стараются переложить это новое бремя на потребителей. Увеличить цены на топливо правительству «помогли» естественные монополии: более чем на 10% выросли тарифы на электроэнергию и газ, а также на прокачку нефтепродуктов по трубопроводам и доставку по железной дороге.

Второй важной причиной подорожания топлива является рост мировых цен на нефть. В последних числах января, напомним, мартовские фьючерсы перевалили за отметку в $100 за баррель. И хотя российскому рынку, по идее, от этого не должно быть ни жарко, ни холодно (мы ведь экспортируем, а не импортируем нефть, а всю сверхприбыль от ее экспорта экспроприирует государство), российские нефтяные компании используют рост мировых цен как хороший повод изменить ценники на автозаправках.

Напомним также, что 1 января 2010 г. был введен в действие техрегламент, согласно которому топливо в России должно соответствовать стандарту «Евро-3». Однако далеко не все НПЗ готовы производить топливо такого качества, следовательно, создается угроза его нехватки, что тоже влечет подорожание бензина и солярки. И, кстати, независимо от технических стандартов российское производство серьезно отстает от западного. По свидетельству главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, наши НПЗ из одной тонны нефти способны получить около 200 л бензина, тогда как американские – 500 литров. Впрочем, к дефициту топлива на внутреннем рынке это до сих пор не приводило.

На топливные цены повлияла даже погода. В Европе, где зима выдалась достаточно холодной, наблюдается повышенный спрос на солярку. А поскольку Россия является ее основным поставщиком для Евросоюза, наши компании поспешили заработать на европейских холодах. В нашей стране, соответственно, солярки стало мало, что сказалось на цене. Да тут еще и акцизы выросли. В общем, как подсчитала Федеральная антимонопольная служба, за последние месяцы дизтопливо подорожало в полтора раза. Оно и невооруженным глазом заметно: ДТ сравнялось в цене с Аи-95.

Кстати, по мнению ФАС, во всей этой истории сильно попахивает картельным сговором производителей. «Если увидим нарушения антимонопольного законодательства, то инициируем третью волну дел против нефтяных компаний за завышение цен», – пригрозил руководитель ФАС Игорь Артемьев. Правда, на цены это едва ли повлияет, как не повлияли и две предшествующие «волны», которые антимонопольщики погнали в 2008 и в 2009 годах. Нефтяные компании ни цены не снизили, ни миллиардных штрафов не заплатили и до сих пор судятся с ФАС.

Впрочем, если разобраться, поведение цен на российском топливном рынке зависит от нефтяных компаний всего процентов на 40, поскольку фискальная нагрузка на их бизнес достигает 60%. (Для сравнения: в США – порядка 20%.) Значит, государство, как ни крути, в большей степени ответственно за повышение цен, и ведь оно повысило акцизы.

По мнению большинства экспертов, карательные меры ФАС не смогут изменить тенденцию повышения цен на топливо. Оно будет дорожать и в этом году (ориентировочно на 10%, то есть, почти на 3 рубля за литр), и в следующем. Снижение транспортного налога отнюдь не компенсирует такой рост цен. Даже если бы налог вовсе отменили, как это предполагалось изначально, автомобилисты оказались бы в проигрыше (особенно те, кто ездит много). Фактически же получилось, что они отныне платят «дорожные сборы» дважды: один раз именно как налог на транспортное средство, второй – заправляясь бензином (или соляркой), в цену которого включен акциз, предназначенный (по идее) для пополнения дорожного фонда.

В итоге, в стране растет число автолюбителей, все реже садящихся за руль. Согласно опросу, проведенному осенью прошлого года исследовательским центром портала Superjob.ru, 5% автовладельцев уже практически перестали пользоваться личным транспортом из-за высоких цен на топливо. Каждый четвертый из оставшихся «в седле» готов поставить своего «железного коня» в стойло, если цена на бензин превысит психологический рубеж в 30 рублей за литр; еще 15% сдадутся на рубеже в 40 рублей. У этой тенденции есть, пожалуй, только один плюс: московские пробки рассосутся сами собой. Воздух станет чище, а машина вновь превратится в средство передвижения. Правда, для многих – слишком роскошное.

По сообщению сайта YTRO.ru