Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Вложения в сферу образования являются самыми беспроигрышными инвестициями

Дата: 08 февраля 2011 в 10:50 Категория: Новости экономики

Вложения в сферу образования являются самыми беспроигрышными инвестициями

Вложения в сферу образования являются самыми беспроигрышными инвестициями

 

Чтобы стать еще одним «азиатским драконом», необходимо вкладывать большие средства в человеческий капитал – образование, науку, здравоохранение.

 В свое время страны, сделавшие фантастический рывок в экономике и технологиях, не поскупились инвестировать в эту область, притом что лишних денег у них тогда не было. Казахстан с первых лет независимости занимается инвестированием в знания. И сегодня мы уже получили первые всходы в лице нескольких бывших болашаковцев, занявших серьезные посты на госслужбе. Работают на дальнюю перспективу и начинания, обозначенные главой государства в «Стратегии-2020», где сказано, что высшим приоритетом долгосрочной стратегии развития страны определяется именно развитие человеческих ресурсов. И в нынешнем послании президента народу Казахстана обозначено: «Мы обязаны обеспечить новый уровень развития университетского образования и науки».

За последние 10 лет ВВП страны вырос более чем на 700 процентов, а по отношению к 1991 году в 1,6 раза. По классификации Всемирного банка наша страна входит в группу государств «верхней категории среднего дохода» наряду с Польшей, Россией, Болгарией. Нас ждут новые рубежи, и поэтому повышению интеллектуального потенциала нации уделяется особое внимание.

В «Стратегии-2020» говорится, что высшим приоритетом долгосрочной стратегии развития страны определяется именно развитие человеческих ресурсов. Конечно, достижения на этом пути немалые уже сейчас. Так, ООН в 2009 году включила Казахстан в категорию стран с высоким уровнем человеческого потенциала, подняв нас на 66-е место среди 169 государств.

Но для достижения новых рубежей этого недостаточно. «Когда взращиваешь урожай на один год, лучше всего взрастить зерно. Когда взращиваешь урожай на 10 лет, лучше всего взрастить дерево. Когда взращиваешь урожай на всю жизнь, лучше всего взрастить человека». С легкой руки легендарного реформатора Куан Ли Ю это высказывание древнекитайского императора Гуанцзи стало чрезвычайно популярным в мире. Обычно к нему прибегают для иллюстрации важности инвестирования в человеческий капитал.

 

Образование – лучшее вложение денег

 

На самом деле призыв вкладывать средства в человеческий капитал основан в первую очередь на соображениях экономических. Давно известно, что доллар, вложенный в науку и образование, дает экономический эффект в несколько раз больший, чем эквивалентные инвестиции в производство или торговлю. Зарубежными учеными было изучено, сколько валового внутреннего продукта (ВВП) производят работники трех образовательных групп, имеющих суммарное образование 10,5, 12,5 и 14,5 лет. Установлено, что третья группа производит более 50 процентов ВВП! Подобные исследования в России показали, что работники с образованием в 14,5 лет, которые составляют 24 процента от общего числа трудоспособного населения, производят 56 процентов прибавочной стоимости. А по оценкам эффективности обучения в компании Motorola, каждый доллар, вложенный в образование, приносит ей 33 доллара прибыли.

Правда, человеческий капитал в силу своей природы в масштабах страны окупается медленнее, чем производственный или торговый, – за 12–20 лет.

Но зато стратегически это единственно правильный путь современного развития. Можно купить лучшее в мире оборудование и лучшие технологии, нанять за рубежом лучших топ-менеджеров и за короткое время получить ощутимый экономический эффект. Но если большая часть населения страны по своему уровню образованности и профессиональным навыкам останется на прежнем уровне, то успех будет временным и кардинально место этого народа в мировом разделении труда не изменится.

Об этом говорит и весь опыт человечества. Анализируя успехи так называемых азиатских драконов, мы видим, что одним из главных факторов процветания этих стран явилось вкладывание больших средств в человеческий капитал – образование, науку, здравоохранение. Эти инвестиции, к примеру в той же Южной Корее, достигли невиданных доселе в мировой практике размеров. При этом надо учесть, что у развивающихся стран лишних денег тогда не было.

И все же среди всех этих стран особняком стоит сингапурский опыт – здесь впервые был осознанно применен на государственном уровне системный подход к управлению человеческим капиталом. Западные СМИ часто ехидно называли Сингапур государством-нянькой, потому что он поставил цель – совершенствовать свой народ культурно и нравственно. И ведь под руководством Ли Куан Ю государство этого добилось. По большинству социально-экономических показателей, в том числе и по доходам на душу населения, Сингапур уверенно входит в первую пятерку стран мира!

Уникальность этой страны, по мнению экспертов, заключается в том, что она приобретала устойчивость за счет последовательного развития человеческого капитала. Да, страна перенимала новые западные технологии и производства, но при этом параллельно совершенствовалась культурно и нравственно, сохранив свои лучшие национальные традиции. Очевидно, что такой подход очень близок идеям главы нашего государства, который с первого дня независимости выбрал собственный путь развития: рыночная экономика, но и высокая социальная защищенность, заимствование передовых технологий и приоритет традиционных культурно-нравственных ценностей.

В своем бестселлере «Сингапурская история: из «третьего мира» – в «первый» Ли Куан Ю признается: «Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять очевидную вещь: талантливые люди являются наиболее ценным достоянием страны».

Отвечая на вопрос о причинах успеха (его задал президент Франции Жискар д’Эстен), Ли Куан Ю сказал: «Во-первых, согласие и стабильность в обществе; во-вторых, заложенные в культуру населения стремление к достижению поставленных целей, трудолюбие и бережливость наших людей, которые всегда откладывали «на черный день» и для инвестиций в будущие поколения; в-третьих, глубокое уважение к образованию и знаниям».

Этим ответом он тогда сильно удивил весь мир: а где же цифры о количестве машин и телевизоров на душу населения, упоминания о великих изобретениях сингапурцев? Главная причина нашего успеха – это наши люди, в сущности, ответил отец нации.

 

Птенцы, ставшие орлами

 

В далеком 1993 году, когда тяжелые экономические последствия распада Союза начали сказываться в полной мере, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев принял историческое решение обучать талантливую отечественную молодежь в лучших вузах мира. С тех пор первые «птенцы Назарбаева», как их в шутку тогда называли, уже успели на родине опериться и вырасти в настоящих орлов. А всего с 1994 по 2010 год включительно стипендиатами программы «Болашак» уже стали 7 356 человек.

Как и многие прорывные вещи, впервые предложенные президентом, эта идея была поначалу воспринята с большим скепсисом по ряду причин. На первом месте стояли тяжелые времена. Тут я хотел бы сделать небольшое отступление: значительная часть населения всегда и в любой стране нередко принимает нововведения в штыки только потому, что это требует финансирования.

На самом деле если следовать этому критерию – «подождать до лучших времен», – то они никогда не наступят.

На одной из встреч с болашаковцами Нурсултан Абишевич сказал: «Это великая услада для моего сердца. Все, что мы делаем, это для будущего Казахстана. Несмотря ни на что, в 1993 году я принял решение направлять молодежь в лучшие университеты мира. И не ошибся. Сегодня вы представляете самую образованную часть нашей молодежи. На ваше поколение ляжет груз ответственности развития, вы уже должны доказывать народу, что готовы».

Болашаковцы сегодня все более активно включаются во все сферы жизнедеятельности государства. Именно трансферт знаний является одним из главных направлений, разрабатываемых ассоциацией. Так, в рамках акции «Болашак» — за качественное образование!» выпускники программы ведут на общественных началах преподавание в вузах.

Их успехи – наглядное свидетельство того, что в нашей стране можно добиться карьерного успеха благодаря своему таланту, эрудиции, целеустремленности, а не связям и происхождению.

И этот живой дух инноваций, творчества, целеустремленности, честной конкурентной борьбы они привносят и в коллективы, в которых работают. Благодаря своим интеллектуальным данным многие выпускники программы занимают серьезные посты на госслужбе, в глобальных международных организациях, частных фирмах и национальных компаниях.

Это, к примеру, Габидулла Абдрахимов – руководитель канцелярии премьер-министра РК; Куандык Бишимбаев – вице-министр экономического развития и торговли; Арын Орсариев – ректор Академии госслужбы при президенте РК; Асель Нусупова – вице-министр труда и соцзащиты; Болат Берсебаев – председатель комитета информации и архивов Минсвязи и информации.

«Каждый выпускник, чувствуя ответственность за предоставленное право обучаться за рубежом на государственные средства, обязан какую-то часть своего труда, своей энергии отдать на благо страны», – считает Болат Берсебаев.

«Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране мира», – сказал Нурсултан Назарбаев.

Стипендиат программы Бауржан Касымбергебаев, ныне директор представительства Московской финансово-промышленной академии в Казахстане, считает, что важным шагом было решение об интеграции в европейскую систему образования, когда в 1998 году была ратифицирована Лиссабонская конвенция (Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе) и Казахстан присоединился к болонскому процессу.

Таким образом, был начат процесс приведения отечественного образования в соответствие с европейскими стандартами. Квалификации и академические степени Казахстана теперь признаются в Европе, приняты образовательные кредиты студентов казахстанских вузов в зарубежных университетах; началась реализация программ двудипломного образования. Также была обеспечена конвертируемость казахстанских дипломов о высшем образовании в еврозоне, реализовано право выпускников на трудоустройство в любой из стран – участниц болонского процесса.

С целью повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов Нурсултан Назарбаев предложил проект под названием «Триединство языков», конечной целью которого является использование населением трех языков: казахского языка – как государственного, русского языка – как языка межнационального общения, и английского языка – как языка успешной интеграции в глобальную экономику.

Важным звеном в этой цепи интеграции стало и внедрение кредитной системы обучения во всех казахстанских вузах, которая развивает самостоятельность у студентов, а также трехуровневой системы: бакалавр – магистр – доктор Phd.

По поручению президента укреплены девять национальных университетов страны, усилено их руководство. Для развития научных навыков студентов создано 15 лабораторий при университетах.

По поручению главы государства Нурсултана Назарбаева построен новый университет мирового уровня в Астане, который ставит своей целью стать вузом с сильной и современной научной инфраструктурой, направленной на проведение инновационной исследовательской деятельности. Лучшие национальные и международные исследователи приглашены в университет, где им обеспечены все необходимые условия для творческой деятельности.

Еще одно ноу-хау главы государства – создание по его инициативе интеллектуальных школ первого президента (ИШПП), которые открылись в Астане, Кокшетау и Семее. Всего же до 2012 года двадцать «школ будущего» должны появиться в каждом регионе страны. Главный акцент в них будет сделан на изучении точных и естественных наук, развитии креативного мышления. Характерной чертой ИШПП является широкое применение Интернета и современных технологий. Все они будут оснащены системой электронного обучения — e-learning. Будем надеяться, что подобные интеллектуальные школы сыграют роль локомотива в развитии всей отечественной школьной системы.

Таким образом, «казахстанцам будущего» – высококлассным специалистам, владеющим казахским, русским и английским языками, социально активным –Лидер Нации вновь открывает дорогу в будущее.

 

Задача на десятилетие

 

В январе 2010 года в ходе форума стипендиатов программы «Болашак» Нурсултан Назарбаев предложил реализовать национальный проект: «Я хочу поделиться идеей национального проекта «Интеллектуальная нация-2020», – сказал Нурсултан Абишевич. – Его главная цель – воспитание казахстанцев новой формации, превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом».

Как отметил президент страны, проект должен учитывать три потенциальных момента. «Первый момент касается инновационного развития системы образования, – отметил он. – Надо добиться того, чтобы наша молодежь умела не только получать, но и создавать новые знания. Самым ценным знанием сегодня становится креативное мышление, умение перерабатывать знания, рождать новые решения, технологии и инновации, – отметил президент. – Для этого нужны новые методики, новые формы преподавания, новые специалисты».

Вторым ключевым моментом реализации проекта должна стать информационная революция. «В этой сфере мы серьезно отстаем», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев. В частности, президент предложил создать на базе парка информационных технологий под Алматы крупный региональный университет с участием ведущих вузов, с привлечением лучших специалистов из-за рубежа.

В качестве третьего направления по реализации проекта можно отметить духовное воспитание молодежи, отметил президент. «Нужно учитывать воздействие процессов глобализации, которым мы должны противопоставить укрепление национально-культурных ценностей, нравственности молодого поколения», – заключил глава государства.

Как отметил президент, «Болашак» должен стать одним из важнейших прорывных проектов, нацеленных на формирование конкурентоспособной нации.

Так что в ближайшем будущем экономика должна стать интеллектуальной, а интеллект нации – рентабельным. Фигурально выражаясь, будущее страны лежит не в природных ресурсах, а в природных интеллектуальных ресурсах.

И во всей этой предстоящей громадной работе, которая приведет к переходу Казахстана в совершенно новое качество, неоценима роль нашего первого президента Нурсултана Назарбаева.

Иностранные эксперты обращают особое внимание на тот факт, что подавляющее большинство прорывных идей в стране, да и на международной арене принадлежат самому Нурсултану Назарбаеву. Не зря его в мировом сообществе уже давно считают одним из признанных креативных интеллектуальных лидеров современности.

Евгений Клещев, Алматы

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz