Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Потерявшийся спутник подвела навигация

Дата: 08 февраля 2011 в 12:50

Созданная для расследования инцидента комиссия проверила различные версии происшедшего, включая нехватку топлива, а также малый «пробег» двигателя, который перед запуском аппарата на орбиту отработал всего раз вместо положенных двух. После того, как эти предположения не подтвердились, нарекания экспертов сконцентрировались вокруг системы управления разгонного блока.

«Сам двигатель разгонного блока отработал в штатном режиме. Картину омрачает то, что работал он не в том направлении, в котором требовалось, работал до последнего, пока в баках не кончилось топливо», — заявил газете источник в ракетно-космической отрасли. По словам специалиста, именно эта аппаратура подводила разработчиков во время испытаний в конце 2010 года.

Мнение другого эксперта подтверждает гипотезу о том, что системе управления не удалось верно сориентировать разгонный блок. По его утверждению, орбитальная система приступает к развертыванию и стабилизации на орбите только после того, как разгонный блок полностью отработает свою программу, а система управления выдаст команду на отделение спутника.

Основные вопросы у специалистов вызывает командный прибор КИ45-7, разработанный в московском Научно-исследовательском институте прикладной механики им. В. И. Кузнецова (НИИ ПМ). Предназначение устройства заключается в измерении параметров движения ракеты-носителя и передаче этих параметров в систему управления.

Роскосмос никак не комментирует экспертные заявления, ссылаясь на отсутствие полномочий обсуждать программы, которые находятся в ведении министерства обороны. В Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, в состав которого входит НИИ ПМ, также воздержались от комментариев до окончания работы комиссии.

Напомним, запуск ракеты-носителя «Рокот» с космическим аппаратом «Гео-ИК-2» был осуществлен первого февраля с космодрома Плесецк. Затем связь с аппаратом была потеряна — он не вышел в зону радиовидимости с территории России. Вскоре спутник обнаружили американские специалисты и выяснилось, что «Гео-ИК-2» находится на эллиптической орбите, а не на запланированной круговой.

Позже российским военным удалось наладить связь с аппаратом, однако спутник так и не удалось вывести на расчетную орбиту. Для возвращения аппарата на заданный курс не хватит топлива, что делает невозможным использование орбитальной станции по назначению. Вместе с тем, спутник находится в рабочем состоянии, и с его помощью возможно провести ряд испытаний.

«Гео-ИК-2» был одним из двух аппаратов, которые, по ожиданиям разработчиков, могли остановленную после распада СССР геодезическую программу. Спутники должны были собирать для военных данные о гравитационном поле Земли, заниматься построением высокоточной геодезической сети, дистанционно зондировать планету и следить за ледовой обстановкой.

Ранее большинство экспертов высказали предположение о том, что наиболее вероятной причиной неудачного запуска стала неправильная работа разгонного блока «Бриз-КМ» — устройства, предназначенного для перевода космического аппарата с опорной на целевую орбиту. Сбой в блоке «Бриз-КМ» стал в 2005 г. причиной аварии ракеты «Рокот», которая должна была вывести на орбиту европейский научный спутник Cryosat.

По сообщению сайта YTRO.ru