Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Ницшеанцы и толстовцы // На 61-м Берлинском кинофестивале

Дата: 09 февраля 2011 в 09:33 Категория: Новости культуры

Завтра премьерой фильма братьев Коэн «Железная хватка» (см. рецензию в завтрашнем номере) откроется 61-й Берлинский кинофестиваль. В конкурсе Россию представит фильм Александра Миндадзе «В субботу». Ожиданиями от Берлинале делится АНДРЕЙ ПЛАХОВ. Хотя уже который сезон ясно, что мировое кино пребывает не в лучшей фазе, фестивальные кураторы и программисты всеми силами пытаются создать обратное впечатление. Они ловко монтируют новые фильмы с ретроспективными, искусство с политикой, а интеллектуальные упражнения — с развлечениями. Поэтому, во всяком случае на первый взгляд, программа 61-го Берлинале выглядит не лишенной привлекательности. Тот, кому вовсе неинтересно современное кино, имеет теоретическую возможность провести весь фестиваль в одном из залов, где крутят полную ретроспективу Ингмара Бергмана. Поскольку великий швед наснимал за свою жизнь несколько десятков картин и еще ко многим другим написал сценарии, показывать есть что. Вместе с покойным классиком честь «умирающего», как полагают некоторые, авторского кино защитят живые. Венгр Бела Тарр участвует в Берлинале фильмом «Туринская лошадь», снятым по мотивам потрясения, пережитого Фридрихом Ницше в столице Пьемонта. Философ, уже накопивший к тому времени достаточно выводов о природе зла, стал свидетелем избиения извозчиком старой больной лошади, не вынес этого зрелища и потерял рассудок. Бела Тарр, тоже не обошедший в своем творчестве экстримы человеческой натуры и к тому же известный крайней художественной радикальностью, объявил этот фильм «последним» — примерно по тем же причинам, по которым после Турина прекратил сознательную мыслительную деятельность Ницше. Смерть кино предрекали после холокоста и Хиросимы, а потом еще много раз, но пока в прогнозах ошиблись. Внесшие весомый вклад в обсуждение этой темы немецкие ветераны Вернер Херцог и Вим Вендерс представят два опуса, снятые в жанре non-fiction и в технике 3D. «Пина» Вима Вендерса — портрет Пины Бауш, «Пещеры забытых снов» Вернера Херцога рассказывают о наскальных рисунках каменного века. В обоих случаях искусство становится материалом для новых художественных «наслоений», а виртуальные технологии получают неожиданное применение — для целей создания интеллектуальных аттракционов, чем уже давно, и небезуспешно занимается Питер Гринуэй. Опыт Херцога интересен еще и тем, что перебрасывает мост от архаичных мифов к страданиям романтической «немецкой души» (вспомним того же Ницше и героев-ницшеанцев раннего Херцога). В свое время режиссер записал знаменитый диалог со своим иранским коллегой Мохсеном Махмалбафом о фундаментальном различии западных и восточных культур. Вопрос обрел новую актуальность в свете репрессий, которым тегеранский режим подверг Джафара Панахи. В поддержку брошенного за решетку режиссера в Берлине покажут его фильм «Офсайд», пять лет назад выигравший здесь «Серебряного медведя». В рамках акции солидарности пройдет и премьера «Пещер забытых снов»; кроме того, Джафар Панахи символически войдет в жюри Берлинского фестиваля — как в прошлом году столь же символически занимал пустой стул в жюри Каннского. Реально же возглавит команду арбитров Изабелла Росселлини, а самой сильной фигурой в ней станет Гай Мэддин: знаменитая актриса и фотомодель, в последние годы сотрудничающая с этим канадским визионером, явно ввела его для укрепления своих позиций. Крайне трудно сказать, что может стать приоритетным для этого жюри, но скорее всего победят традиционные ценности Берлинале: гуманизм, политкорректность, разведка новых территорий. Среди фильмов, которые будут претендовать на «Золотого медведя», «Кориолан»: Райф Файнс выбрал для своего режиссерского дебюта не самую легкую пьесу Шекспира и решительно перенес ее в координаты современного жанрового кино. В конкурсе Берлинале участвуют также независимые американские фильмы «Будущее» Миранды Джулай, актрисы, певицы, писательницы, а теперь и кинорежиссера, и «Предельное требование». Посвященный не самой увлекательной теме финансового кризиса, этот фильм режиссера Джей Си Чендора может зато обеспечить Берлинскому фестивалю целую когорту играющих в нем звезд — Кевина Спейси, Деми Мур и Джереми Айронса. Российское кино вот уже второй год подряд после продолжительной паузы штурмует конкурс Берлинале. В прошлом году здешнее жюри возглавлял Вернер Херцог, а одним из триумфаторов стал Алексей Попогребский с фильмом «Как я провел этим летом». В этом году конкурсантом будет Александр Миндадзе — маститый сценарист, обретший вторую молодость в качестве режиссера. «В субботу» — его вторая картина — субъективное эхо чернобыльской катастрофы, увиденной глазами молодого партработника, который не знает, спасать ли всех людей, оказавшихся в зараженной зоне, либо только себя и близких, либо вообще молчать о «страшном секрете», который он случайно узнал. Главное в этом замысле — констатация некоторых неизбывных национальных особенностей русского характера, хотя и действующего на территории Украины. В отличие от Миндадзе свои размышления о пути России и ее народонаселения Александр Зельдович поместил не в прошлое, а в будущее, в 2020 год. Написав сценарий вместе с Владимиром Сорокиным, он снял футурологический кинороман «Мишень». В нем речь идет о китаизации российского пространства, об эксплуатации природных недр, поисках вечной молодости и божественной истины, а сюжет в гротескном виде интерпретирует «Анну Каренину». Хотя картина будет показана не в конкурсе, а в секции «Панорама», можно полагать, что она не пройдет незамеченной, а «толстовцы» (к которым здесь причисляют Сорокина) бросят печатку «ницшеанцам». Чрезвычайно любопытно будет также пронаблюдать, какое место в философском сюжете фестиваля займет «Ходорковский» — документальный фильм немца Кирилла Туши, задуманный несколько лет назад на том самом кинофестивале в Ханты-Мансийске, где Джафар Панахи был (не символическим, а реальным) членом жюри.

По сообщению сайта Коммерсантъ