Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Почему в стране ежегодно принимаются «потолочные» прожиточные минимумы?

Дата: 09 февраля 2011 в 10:40

Почему в стране ежегодно принимаются «потолочные» прожиточные минимумы?

Красиво выживать не запретишь!

 

Выполнимо ли поручение премьер-министра Карима МАСИМОВА решить в ближайшие пять лет проблему самозанятого населения? Почему в стране ежегодно принимаются «потолочные» прожиточные минимумы? Кто ставит палки в колеса независимым профсоюзам? На эти и другие вопросы читателей отвечает генеральный секретарь Конфедерации труда Казахстана, председатель профсоюза работников транспорта и автомобильных дорог РК Мурат МАШКЕНОВ (на снимке).

Багила ТОРГАЕВА, Тараз:

В Казахстане повышаются размеры зарплаты сотрудникам бюджетной сферы. А на многих частных предприятиях работодатели предпочитают платить сотрудникам мизерные деньги ради экономии расходов, забывая о том, что постоянно растут цены. Почему бы не обязать всех работодателей страны — а не только государство — индексировать оплату труда хотя бы в привязке к уровню инфляции?

— Статья 124 Трудового кодекса предоставляет работодателю право (а не обязанность) индексировать зарплату коллектива. Когда принимался Трудовой кодекс, профсоюзные лидеры, участвовавшие в его обсуждении, вопрос об индексации поднимали, но правительство и депутаты, видимо, понадеялись на «сознательность» работодателей, обязав их только лишь платить не меньше установленной в стране минимальной зарплаты. И так как в этом году она составляет всего 15 тысяч 999 тенге, то соблюдать эту норму закона по силам любому боссу. А поскольку в негосударственном секторе сегодня трудится большинство из 8 млн. экономически активного населения, постольку эти люди оказываются в более ущербном положении, нежели бюджетники. Тысячи долларов, увы, получают не все работники коммерческой сферы. Доходы рядового сотрудника частной конторы не слишком впечатляют. Так что единственный выход — добиться внесения изменений в несовершенный Трудовой кодекс, на чем активисты профсоюзного движения постоянно настаивают.

Вопрос редакции газеты «Время»:

3 февраля на коллегии в Минтруда и соцзащиты премьер-министр Карим МАСИМОВ заявил: через 5 лет благодаря новой гос-программе занятости населения решатся проблемы 1,5 миллиона неработающих казахстанцев. Какие у вас прогнозы на сей счет?

— К категории самозанятого населения сегодня по официальной статистике относится 2,7 млн. трудоспособного населения. Цифра, конечно, огромная. Понятно, что на трудоустройство почти 16 процентов всего населения страны нужны огромные деньги. К тому же на существующих производственных площадях разместить столько людей нереально. Если к 2014 году, как это было заявлено правительством, удастся реализовать более 100 программ экономического развития, то, возможно, часть самозанятых обретет работу. Но оптимизма государственных мужей я не разделяю: своими силами Казахстан вряд ли способен обеспечить прорыв в развитии промышленности, а экономический климат для привлечения инвесторов в стране в последнее время не слишком благоприятный.

Гость, вопрос с сайта газеты «Время»:

Почему у нас в стране существует негласный запрет на создание независимых профсоюзных организаций? Почему департаменты юстиции «заворачивают» учредительные документы и навязчиво предлагают присоединяться к существующим профсоюзам?

— Ни о каком «негласном запрете» я не слышал. Однако в конце прошлого года меня приглашали лидеры создаваемого профсоюза работников промышленности, сферы услуг и бюджетной сферы — известные протестные активисты Есенбек УКТЕШБАЕВ и Айнур КУРМАНОВ. Хотя документы на регистрацию профсоюза они подали еще в начале декабря прошлого года, департамент юстиции Алматы до сих пор не принял никакого решения, а ведь по закону обязан был сделать это в течение 10 рабочих дней. Я не могу утверждать на 100 процентов, что затягивание процесса регистрации связано с личностями лидеров профсоюза, но других объяснений не нахожу.

Евгений САМСОНОВ, Алматы:

В декабре прошлого года в нашем городе заработал муниципальный автобусный парк, однако большинство самых востребованных пассажирами маршрутов по-прежнему остается за частниками. Не создают ли власти города видимость наведения порядка в пассажирских перевозках?

— Создание муниципального автобусного парка непременно будет иметь положительный результат, несмотря на то, что во всем мире этот вид государственной услуги является убыточным и дотируется из бюджета. Во-первых, государственный перевозчик предоставляет услуги не на бывших в употреблении автобусах, которые уже давно не в лучшей форме, а закупает на эти цели новый транспорт. Пока это только 50 современных автобусов, но в общей сложности городские маршруты будет обеспечивать 300 единиц новой техники. Второй плюс муниципальных перевозчиков в том, что они, получая субсидии от местных исполнительных органов, не заинтересованы в погоне за прибылью. Этого я бы не сказал о частниках, которые реагируют на любые изменения на рынке исключительно повышением тарифов. Общественный транспорт — дорогое и тяжело окупаемое удовольствие. Поэтому акимату стоило бы задуматься о дотировании не только муниципального автобусного парка, но и частных перевозчиков. А еще администрации города не мешало бы исполнять законодательство о транспорте, по которому в тендерных комиссиях по распределению маршрутов должны принимать участие представители профсоюза. В противном случае будет продолжаться тендерная агония, в которой победителями выходят почему-то конторы с двумя столами и факсом за душой, а затем маршруты уже за большие деньги перепродаются реальным паркам. Отсюда бардак и с ценообразованием, и плачевное состояние сферы общественного транспорта.

Гость, вопрос с сайта газеты «Время»:

Давно хотел узнать: кто у нас рассчитывает прожиточный минимум? Какие продукты входят в эту корзину? Включены ли туда коммунальные платежи?

— Расчет прожиточного минимума производится на основании приказов Минтруда № 307/1-п и Агентства по статистике № 194, изданных в декабре 2005 года и согласованных с Министерством здравоохранения. Этими приказами утверждена методика расчетов, которая при ближайшем знакомстве с ней вызывает раздражение. 60 процентов прожиточного минимума (который в январе 2010 года был равен 14 тысячам 644 тенге) составляет продовольственная корзина из 43 продуктов питания, выбранных непонятно кем и как. Остальные 40 процентов — расходы на непродовольственные товары и услуги. А теперь представьте, может ли человек выжить, потратив на еду около 9 тысяч тенге в месяц? Вряд ли найдется уникум, которому оставшихся пяти тысяч достаточно на одежду, обувь, лекарства и оплату коммунальных услуг. На бумаге в прожиточный минимум включено все — даже расходы на «культурно-массовые мероприятия». Но на деле сто долларов в месяц с большой натяжкой покрывают даже двухнедельные затраты на еду. Я пытался разобраться в этой лукавой методике, но понял одно: составляют прожиточный минимум люди, явно не испытавшие его на собственной шкуре. А ведь Казахстан присоединился к Всеобщей декларации прав человека, статья 25 которой дает каждому человеку право на достойный уровень жизни, куда включено всё — от еды до оплаты общественного транспорта.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz