Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Мифы казахской истории

Дата: 09 февраля 2011 в 11:50

Мифы
казахской истории



Алексей
Гончаров, свободный журналист, блогер. Шымкент, 2010 год.


08.02.2011


 


В свое время Бисмарк заявил: «Если вы хотите обосновать свои
территориальные претензии к соседям, хорошо заплатите историкам». Разного рода
исторические мифы и впрямь выдумывать очень легко: достаточно зацепиться за
какой-нибудь нюанс.


Так мой приятель в университете
как-то на скучной лекции по политэкономии написал трактат о родстве чукчей и
древних египтян, зацепившись за сходство форм пирамиды и чума. Но всё это
хорошо в шутку. Но когда молодое государство начинает открывать для себя
собственную историю заново и пользуется при этом мифами и легендами – это
чревато.


Чревато тем, что в собственном
самообольщении мы просто утрачиваем чувство меры и становимся посмешищем в
глазах соседей. Так в свое время посмешищем стал Советский Союз, когда после войны
партия дала историкам задание сделать русских самым гениальным народом в мире.
Именно тогда появилась ехидная фразочка: «Россия – родина слонов, а болгарский
слон – лучший друг русского слона». И ведь многие в это до сих пор верят.


Теперь оборотимся на себя
нынешних.


Древний и прекрасный город
Туркестан не нуждается, на мой взгляд, в липовой рекламе – это действительно
жемчужина архитектуры и духовная столица казахов и тюрков. Но как режет слух,
когда на всех официальных уровнях его называют «второй Меккой». Мало того что
Мекка у мусульман одна, к тому же любому образованному человеку известно, что
второй по значимости для мусульман город – Медина, с гробницей пророка, а
третий – Иерусалим.


Поговоришь на эту тему с любым
чиновником, он соглашается, а выходит на трибуну и вновь говорит, что Туркестан
– вторая Мекка. Казахстанцы уже привыкли, а иностранцы только ахают…


При подготовке к юбилею в том же
Туркестане произошла сенсация: ученые обнаружили костяк знаменитого хана Аблая.
Причем, перелопатив кучу документов и свидетельств, доказали, что это именно
он. Не воспользоваться этим было нельзя. Облик хана восстановили в лаборатории
Герасимова. Вот она долгожданная возможность узнать, как он выглядел.


И кое-кто узнал. Поскольку
реального Аблай-хана можно увидеть только в специальной монографии, изданной на
казахском языке и маленьким тиражом. Но для подавляющей массы населения
продолжает тиражироваться вымышленный портрет, очень далекий от оригинала.


Когда я попробовал заявить об
этом на конгрессе журналистов в Туркестане, кое-кто из старших коллег зашикал.
Не понравилось. Что ж, миф всегда прекраснее реальности. Но нельзя же его
путать с подлинной историей.


Между тем то же самое в
Казахстане и с тиражированием облика великого поэта Махамбета Утемисова.


Вот еще одна сказочка. Еще в
начале 1990-х было заявлено, что на великом курултае казахов на холме Ордабасы
собрались бии Толе, Казыбек и Айтеке, представлявшие три жуза. Тогда о курултае
было известно очень мало. Стараниями ученых его подлинная история начала
проясняться позже, когда выяснилось, что Младший жуз на курултае Айтеке-би
представлять не мог, поскольку умер за несколько лет до этого события. Однако
клише осталось. И сейчас для историков правда – одна, а для не связанных с этой
наукой казахстанцев – другая.


Обратимся к древнему Отрару.
Сейчас стало модным на самом высоком уровне говорить о знаменитой Отрарской
библиотеке. Но все попытки исследователя понять, откуда пошли эти разговоры,
обречены на провал, поскольку ни один средневековый историк о ней не упоминает.
Спору нет, в большом культурном городе, да еще на Великом шелковом пути книг
было не мало. Но с чего это мы решили, что Отрарская библиотека была не меньше
Александрийской. Или если этого не было, то значение Отрара в мировой истории
станет меньше?


Исторические мифы живучи. В
России, например, только сейчас решились сказать, что на Куликовом поле, где
установлен памятник в честь знаменитой битвы, ее никогда не было. Просто некий
помещик, владевший этими землями в начале 19-го века, нашел там пару
наконечников стрел и сообщил всем, что битва состоялась именно здесь.


Мифы большие тянут за собой мифы
помельче, и вот уже в романе Саурбека Бакбергенова «Смерть Темирлана» мы
читаем, что родился этот исторический деятель в… Туркестане. И всю свою
молодость провел неподалеку в горах Казыгурта. Роман, кстати, издан тиражом в
50 тысяч экземпляров и стоит копейки, а серьезные монографии и до пяти тысяч
экземпляров не дотягивают и стоят не меньше тысячи тенге. И читать их не так
увлекательно.


Романиста упрекнуть не в чем, он
имеет право на вымысел, но не пора ли Казахстану подумать о том, что бы издать
нормальную историю страны, свободную от нелепых домыслов и доступную массовому
читателю…


Пока же сделать вывод о том, как
формируется историческое самосознание народа, совсем не сложно.


Несколько десятков лет прошло с
тех пор, как гениальный Толкиен создал свою историю Средиземья. Для миллионов
людей во всем мире этот выдуманный мир стал едва ли не реальностью. Недавно
одна знакомая прямо у меня спросила: «Так что, хоббиты и вправду были?»


Красивая сказка никому не во
вред. Но стоит ли подменять сказками историю огромной страны?..


 



Сайт Радио «Азаттык» — Казахская Служба радио «Свобода»

По сообщению сайта Meta · новости дня