Найдена причина остывания звезд

Дата: 09 февраля 2011 в 12:20

Нейтронная звезда, о которой идет речь, представляет собой останки сверхновой Кассиопеи А, взрыв которой был виден с Земли 330 лет назад. Открыли ее в 2009 г/, и оказалось, что за прошедшее с тех пор время ее яркость уменьшилась на 20%. Расчеты показали, что это соответствует охлаждению нейтронной звезды на 4%, пишет CNews.

Расчеты, согласно которым быстрое охлаждение нейтронной звезды вызывается образованием в ее центре сверхтекучей нейтронной жидкости, независимо представили две группы исследователей. Одну возглавляет Дмитрий Яковлев из петербургского Физико-технического института им. Иоффе, другую — мексиканский астрофизик Дэнни Пейдж из Национального автономного университета Мехико.

В земных условиях шансов получить сверхтекучую жидкость из нейтронов практически нет, никакой ускоритель условий для ее рождения создать не способен. В лабораториях сверхтекучую жидкость получают из атомов гелия, охлажденных до температур, близких к абсолютному нулю. Но это уже совсем другая физика.

Нейтронная звезда — это сгусток нейтронов диаметром в несколько десятков километров, имеющий массу, сходную с массой Солнца. Говоря о ее плотности, часто напоминают, что чайная ложка такого вещества весит десятки миллионов тонн. Под стать плотности и магнитное поле звезды, в триллионы раз превышающее земное.

Одна из самых крупных нейтронных звезд была обнаружена астрономами из калифорнийского Института технологий в городе Пасадена в прошлом году. Это необычная сгоревшая звезда, которая растет такими темпами, что она уже превратилась в самую большую из известных нейтронных звезд. Более того, ученые предполагают, что в ближайшие сотни тысяч лет удивительный космический объект продолжит расти и при наборе дополнительной критической массы превратится в черную дыру с бесконечно высокой плотностью и сильнейшей гравитацией.

Обнаруженный объект является очень редкой разновидностью пульсаров, то есть разновидностью быстро вращающихся нейтронных звезд, которые обладают очень сильным магнитным полем и выбрасывают большие пучки энергии. Наблюдения показывают, что нейтронная звезда B1957+20 вращается в тандеме с менее крупной звездой, которая в будущем неминуемо будет утянута гравитацией своей более массивной соседки.

По сообщению сайта YTRO.ru