Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Реформа на арене

Дата: 09 февраля 2011 в 14:30

В нашей стране намечается реформа цирка. Её ждали 15 лет и надеялись, что за это время не все артисты успеют разъехаться или уйти из профессии.

И что выдержит цирковое имущество, по словам министра культуры Александра Авдеева, изношенное на 80%.

Проект нового закона опубликован в Интернете, его обсуждают и обещают принять весной. Каким сегодня видят новый иркутский цирк, и какое место он занимает в жизни города? Цирк в Иркутске глазами корреспондента «АиФ в ВС».

В цирке, особенно детском, время ведёт себя странно. Кажется, вы только заговорили с собеседником, а вокруг всё мельтешит, как на ускоренной плёнке, когда день «пробегает» за двадцать секунд. Бывший артист балета, хореограф студии «Сюрприз» Сергей Драница рассказывает: ученикам трудно попасть на мастер-класс к профессиональным артистам, а ещё года четыре назад было совсем не так. За это время вокруг успевают смениться целые эры. Пёстрое, верещащее, многоголосое море колышется на сцене, стекает в пустой зал, вокруг начинают летать булавы, откуда-то выкатывается надувной баллон, с которого прыгают сальто…

Юлия Блужина, один из руководителей «Сюрприза», делится наблюдениями: какой-то «привод» в руках или ногах заставляет лучше работать мозг и ускоряет реакцию. Возможно, поэтому кажется, что «цирковых» детей в разы больше, чем на самом деле.

В разные дни их сюда приходит больше сотни. Народный цирк поражает системностью. Первые несколько лет — школа начальной подготовки: жонглирование, «мостики», шпагаты… Отбор на вторую ступень — в школу мастеров — можно не пройти и остаться во второгодниках. Двумя руководителями «Сюрприза» написано целое пособие «Путь к цирковому манежу». А из школы мастеров, откуда, кстати, «только замуж», выпускают с сольным номером и фирменным свидетельством.

Людмила Индюкова — вторая творческого танде­ма — основательница «Сюрприза». По образованию она химик-биолог. Занималась спортивной гимнастикой, а потом ушла в цирк «ради искусства». Вспоминает, как были куплены первые костюмы: вместе убирали подвалы, чтобы на заработок купить белые майки. Их перешивали в купальники, затягивали узлами и варили в кастрюлях с краской. Это было 25 лет назад, ещё до всех кризисов, в том числе и цирковых.

— Цирк перспективен, — говорят педагоги. После разговоров о 15-летнем кризисе звучит удивительно. — Потому что он даёт возможность самовыразиться. Здесь ты в центре внимания, видно каждое движение. Ну и каждая ошибка, естественно. Это вам не танцы: посмотрите, я во втором ряду, третий слева.

…Среди успешных выпускников «Сюрприза» — Татьяна Клява и Наталья Бояркина. Их пригласили в Росгосцирк, к братьям Шатировым. Наталья готовит сольный номер и планирует с мужем-артистом переехать в Германию. Cкорее это исключение из правил: тех, кто после цирковой студии пошёл в менеджеры, всё-таки больше.

— Иногда выпускники подвозят меня на машине. Говорят: ты же артистка, надо выступать. Будут шуба, машина, квартира… Спрашиваю в таких случаях: а кто бы тогда тебя учил? — улыбается Юлия. Она очень много и хорошо говорит о педагогах, об учениках, сожалея, что звание учителя стало оскорблением. Вспоминает цирковую студию для глухонемых детей в украинском Закарпатье, где работала несколько лет назад.

«АиФ в ВС»: — Было трудно?

— Не то чтобы. По-другому просто… Другие дети. Они от нас отличаются. Мы с вами сейчас смеемся, кажется, что всё нормально. А у меня, быть может, в семье горе. Знаете, те дети… Они бы это сразу на входе «поймали», кожей почувствовали. С ними нельзя соврать, эмоционально очень трудно. Зато они умеют работать до синяков, до изнеможения.

...На репетиции не нужно носить костюмы, делать грим и постоянно улыбаться. Поэтому здесь можно разглядеть лица. Подсмотреть, как артист говорит сам с собой.

На арене иркутского цирка готовится к премьере гастролирующая труппа. Цирк Тиграна Акопяна — в пятёрке лучших среди пятидесяти коллективов Росгосцирка. Тигран — потомственный артист, на арене и за кулисами провёл 30 лет. В молодости был ассистентом Игоря Кио, в середине восьмидесятых учился в Московском цирковом и участвовал в известном на весь Союз номере воздушных гимнастов «Интеркосмос». У него — золотой приз Всемирного фестиваля циркового искусства в Москве и орден «серебряного орла» ООН. При этом нет звания ни заслуженного, ни народного. Его можно получить в балете, кино, на эстраде — где угодно, но не в цирке.

«АиФ в ВС»: — Тигран, в чём кризис российского цирка, на ваш взгляд?

— К нам перестали приходить зрители. Недавно познакомился с парнем, строителем. Он мне говорит: «Сто лет в цирке не был». Оказалось, в последний раз — года в четыре. Раньше об артистах цирка рассказывали с экрана — это же огромный труд! Теперь их место полностью заняла эстрада. И даже передача «Цирк со звёздами» — единственная за много лет — не о цирке, а о «звёздах». Вы не замечали, что стали нормой очереди на цирковом крыльце? Если нет денег, чтобы сходить в цирк всей семьёй, родители приводят детей, а сами гуляют или ждут на крылечке.

Тигран перечисляет потерянные за эти 15 лет жанры. Будь на свете цирковая Красная книга, туда бы занесли акробатов на роликах, акробатов-прыгунов, музыкантов… Вспоминает, что на постсоветском пространстве почти не осталось многих династий, которые насчитывали по пять поколений.

Периодически руководитель трупы прерывает наше интервью и уходит ассистировать своим артистам. У него ухоженные звери. Тигран говорит, когда деньги есть, грех не кормить. И соглашается, что многих зрителей распугали девяностые, когда голодали все цирковые — и двуногие, и четвероногие.

Несколько лет назад цирк Тиграна Акопяна уже был в Иркутске, тогда артисты бесплатно выступали на областном фестивале для детей из цирковых кружков. Сегодня пригласили на представление нескольких ребят оттуда. Тигран говорит, половина артистов приходит в российские цирки из таких студий. Столько же — из спорта. Есть цирковое училище, но оно одно на всю страну, и оттуда чаще уезжают работать за рубеж.

Из спорта пришла и Джульетта — омичка Анна Жукова. А её муж Илья — цирковой, или «опилочный», ребёнок. Формально он из Ростова-на-Дону, на деле — из тех, чья родина — Россия. «Ромео и Джульетта» под самым куполом — один из «гвоздей» программы Тиграна. И первым «шекспировский номер» несколько лет назад увидел Иркутск.

Временно Джульетта-Анна в программе не участвует: ждёт ребёнка. По стране она ездит с тринадцати лет. Половина жизни прошла в пути и в цирковых общежитиях. Почти каждый день, а иногда по несколько раз она висит без страховки на восемнадцатиметровой высоте, держась только за руки мужа. И по закону она защищена гораздо меньше, чем артисты балета, к которым и собираются приравнять циркачей.

Она говорит, что будет в цирке ещё долго. Воздушные гимнас­ты уходят на пенсию после 15 лет работы, остальные артисты — после 20. «На деле почти все остаются, — говорит Анна, — как можно уйти из цирка?».

— После представления часто спрашивают: вы умираете в конце? Да ни один артист не хочет, чтобы умирал его герой! А в цирке люди суеверные, здесь не переходят дорогу артисту, идущему на арену, не щёлкают на манеже семечки… И умирать, даже понарошку, не хочется. В нашем номере ангелы хотят забрать Джульетту, но она возвращается на землю. Поэтому моя Джульетта не умирает, она остаётся с Ромео.

Джульетта будет жить. И совсем скоро даст начало новой «опилочной» жизни.

Каким же будет иркутский цирк после реформы? Директор учреждения Марина Путилина будущий закон комментирует осторожно. Убеждена в одном: нужно качнуть маятник — или отдать здание в собственность области, или получать деньги из Москвы. Иначе получается обидно и неуклюже — сооружению почти полвека, а ремонта не предвидится.

«АиФ в ВС»: — Говорят, что детям из цирковых коллективов стало сложнее попасть к артистам на мастер-классы.

— Всё возможно, пусть пишут официальное письмо и приходят, чтобы это было не в чьих-то личных интересах.

«АиФ в ВС»: — А можно ли привезти в Иркутск «Дю Солей»?

— Три года назад у нас был китайский цирк, а в ноябре по расписанию — монгольский, но таких знаменитостей, как «Цирк Солнца», встречать будет стыдно — в таком-то здании. Хотя есть ситуации и похуже. Во Владивостоке, например, нет общежития, и артисты живут в гримёрках...

P.S. И всё-таки оттепель началась. Например, год назад в Иркутске выступал Евгений Петров, который вернулся в Росгосцирк, отказавшись от головокружительной карьеры в Германии и Португалии. Его «колесо смерти» — один из лучших в мире номеров.

А «сюрпризовцы» всё же попали на встречу с «большими» артистами.

Цирковые представления в Иркутске дают с 1795 года. В 1868 в городе появился деревянный цирк (на фото), который вскоре сгорел. В 1964 году построили каменный цирк — первый на территории Сибири и Дальнего Востока.

За 47 лет в иркутском цирке побывало больше 5 миллионов зрителей.

Нужно ли приравнивать цирковых артистов к танцорам балета? Для чего иркутскому цирку независимость? Как провести на День города цирковую кавалькаду?

Задайте свой вопрос Алексею Шапошникову, артисту Государственного московского цирка, ученику Юрия Никулина, на нашем сайте irk.aif.ru.

По сообщению сайта Аргументы и Факты