Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Возвращение медиаолигархов

Дата: 09 февраля 2011 в 23:30 Категория: Новости культуры

Возвращение медиаолигархов

В сделке по продаже пакета акций Первого канала трудно увидеть коммерческий смысл, зато она имеет парадоксальный эффект: появление настоящей медиаимперии.

Продажа четверти акций ОАО «Первый канал» «Национальной медиа группе» Юрия Ковальчука – это не бизнес. Роман Абрамовичп получил $150 млн за актив (эту неофициальную и пока единственную оценку приводит «Коммерсант»), который в целом даже в посткризисный 2010 год принес, как считают специалисты, более $700 млн. Однако нет никаких оснований считать, что член кооператива «Озеро» Ковальчук отнял у Абрамовича дело его жизни: у компаний последнего нет других серьезных медиа-активов.

Большинство экспертов считает, что Абрамович был скорее «депозитарием», а не бенефициаром коммерческой прибыли Первого.

Что касается денег, которые заплатила НМГ, то их размер вряд ли стоит пытаться оценивать из каких-то «рыночных» соображений, несмотря на действительно приносимую каналом выручку.

В завершившейся сделке с чисто коммерческой точки зрения можно было бы углядеть один смысл – консолидация рекламоносителей в руках одной бизнес-группы. Эта группа, с крупными долями в телеканале РЕН, Пятом канале, газете «Известия», ИД «Ньюс-Медиа», а также контролирующая через управляющие компании каналы НТВ, ТНТ и радио «Эхо Москвы», стала крупнейшей вертикально ориентированной медиаимперией и в этом качестве может выстраивать единую линию поведения во всех нишах СМИ. Однако считать рекламный рынок полем битвы между свободными частниками несколько наивно. Вряд ли итогом этого перераспределения собственности будет пересмотр договоренностей с крупными рекламными агентствами.

Может быть, новые владельцы крупного пакета акций захотят что-то поменять в менеджменте главной кнопки страны? И на это мало похоже. Как раз наоборот – менеджмент Первого уже участвует в переформатировании давно принадлежащего НМГ Пятого канала. И если изменения в нем произойдут, это будет связано не с составом акционеров, а с решениями Кремля.

Политического смысла – ведь у нас на носу новый выборный цикл – тут тоже нет. Первый канал явно не нуждается в подсказках для проведения правильной редакционной политики.

При этом в долгосрочной перспективе эффективность собираемых группой Ковальчука медийных активов будет только падать. И генерация прибыли через годы станет работать лучше в интернете и нишевых цифровых каналах вещания, и эффект телезомбирования, вероятно, со временем начнет уменьшаться. Но пока на руках у хозяев России имеется дорогостоящий громоздкий механизм федеральных каналов, и его можно сделать чуть-чуть более удобным в обращении.

Итак, выглядящая коммерческой (и зарегистрированная как таковая) сделка, касающаяся стратегического предприятия и мощного пропагандистского инструмента, фактически совершается просто для того, чтобы было немного комфортнее рулить. Так сказать, «принцип одного окна» в действии.

И здесь налицо один парадоксальный эффект. Не далее, как в 2005 году тогдашний президент и нынешний премьер Путин гордился избавлением российских СМИ от властвовавшей в 90-е годы «олигархической цензуры».

Тогда речь шла о медиа-магнатах Борисе Березовском (бывшем акционере Первого канала и владельце ИД «Коммерсантъ») и создателе НТВ Владимире Гусинском. Если верить, что бенефициары НМГ — господа Ковальчук, Тимченко и прочие – не «друзья Путина», а самые что ни на есть независимые капиталисты, то получается, что у нас есть новые олигархи, причем покруче всяких прошлых.

По сообщению сайта Газета.ru