Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Секрет «тигра» Словакии

Дата: 10 февраля 2011 в 01:03 Категория: Новости стран мира

В Актобе побывал чрезвычайный и полномочный посол Словацкой Республики в Казахстане и Кыргызстане Душан Подгорски. Он рассказал об экономическом чуде Словакии.

– После прихода к власти оппозиции в 1993 году, мы провели 8 реформ: медицинского страхования, пенсионную, административную, банковскую и другие, – рассказывает чрезвычайный и полномочный посол Словацкой Республики в Казахстане и Кыргызстане Душан Подгорски. – В 90-х годах нас называли «реформенным тигром Европы» и даже мира. Мы тогда внедрили единый налог на все – зарплату, прибыль и так далее в размере 19%. Раньше кроме бухгалтера ни один человек не знал, как и какой налог исчислять. После реформы сложные бухгалтерские операции ушли в прошлое. Пенсионная реформа заключается в том, что пенсионеры могут работать и получать пенсию. На пенсию мы выходим в 63 года. Это общий возраст как для женщин, так и для мужчин. Но мы собираемся сдвинуть его до 65 лет, потому как средняя продолжительность жизни в Словакии составляет 67 лет.

– Какие цели власти Словакии ставили, когда проводили реформы?

– Повышение жизненного уровня населения и уменьшение безработицы. Сегодня у нас 1-е место в мире по производству автомашин на 1 тысячу жителей. У нас собирают автомашины такие концерны, как Volkswagen, Peugeot, Citroen, Hyundai-Kia и другие. В год мы выпускаем по 1 миллиону автомашин на 5 миллионов населения страны и экспортируем их в Европу. Промышленность развита в стране неравномерно. В столице Словакии Братиславе ВВП на уровне Лондона, а в восточной Словакии ВВП ниже, чем в Болгарии. У нас построили заводы производители бытовой техники Samsung, Panasonic, Siemens. Только в компании Siemens трудоустроено 74 тысячи словаков. Кроме того, мы занимаемся производством мебели и паркета. В 2005 году между нашими странами товарооборот составил $40 миллионов. В прошлом году он вырос до $1 миллиарда 380 миллионов.

– Как вы решаете проблему безработицы?

– В 1993 году средний уровень безработицы у нас составлял 28%. Были регионы, где уровень безработицы доходил до 100%. Мы занялись привлечением инвесторов и реформировали образование. Сегодня у нас среднее образование получают 13 лет. Высшее образование в Словакии бесплатное. После 5 лет получают образование бакалавра и лишь в 29 лет заканчивают магистратуру. Только к 30 годам человек приходит работать на производство. Увеличив время образования, мы решили вопрос безработицы молодых кадров и получили большую заинтересованность молодежи в хорошем образовании. Должен сказать, что у наших университетов очень строгая аккредитация. Многие вузы не выдержали строгой аккредитации и закрылись. Учебные заведения получают из бюджета столько денег, сколько нужно для обучения имеющихся студентов. Сегодня уровень безработицы составляет 12,7%. У нас высокая подготовка не только специалистов с высшим образованием. Одно время у нас рассыпались ПТУ, но сейчас отдельные предприятия создают промышленно-технические училища, которые готовят для них кадры.

– Налажено ли у вас сотрудничество между вузами и заводами?

– Компания Hyundai-Kia находится в одном городе с техническим университетом. Учебное заведение готовит специалистов транспортной промышленности. Между Hyundai-Kia и университетом действует договор о приеме на работу выпускников университета. Такого же подхода придерживается университет в г. Кошице, который готовит специалистов для металлургического комбината, приватизированного американской компанией. Многие наши студенты после окончания университета работают за рубежом. Компании покупают их для себя, а после направляют за границу. Так, наши инженеры трудятся в Казахстане и других странах СНГ от компании Siemens. Могу сказать на примере своего сына, который заканчивал машиностроительный факультет в Братиславе. С 4 курса университета он работал по дипломному проекту в компании Volkswagen. Теперь он главный инженер фирмы Nissan для Центральной Европы. Отвечает за все замечания заказчиков Центральной Европы, решает все технические неполадки Nissan. Должен сказать, что наши вузы активно сотрудничают по обмену студентами и профессорами с рядом казахстанских университетов. В результате казахстанские граждане могут получить диплом Евросоюза.  

– Почему ведущие международные инвесторы пришли в Словакию?

– Есть негласный закон: зарубежные инвесторы появляются там, куда ведут хорошие дороги и действуют международные аэропорты. В Братиславе находится 7 международных аэропортов. Мы строим дороги, которые позволяют двигаться со скоростью 120 км/ч. Мы дали инвесторам бесплатно привязку к электросети и землю. У нас 64% электроэнергии производится на базе атомной электростанции. 25% – на базе гидроэлектростанции на реке Дунай и 10% – на базе ТЭЦ. Кроме того, по сравнению с другими странами Европы у нас дешевая рабочая сила. В Австрии средняя зарплата в 10 раз выше, чем у нас. В Германии – в 15 раз выше. В Словакии средний размер зарплаты $786. Причем на эти деньги можно неплохо жить. Семейный человек в состоянии оплачивать все расходы и раз в год путешествовать по Европе.

– Как вы оцениваете перспективы Казахстана?

– Вы богатая страна ни неф­тью или углем, а молодой генерацией. У вас невероятно красивая и талантливая молодежь. Я вам завидую не из-за угля и нефти, а из-за молодежи. Я преподаю в четырех вузах Казахстана и удивляюсь, насколько студенты тянутся к знаниям.   

По сообщению сайта Газета "Диапазон"