Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Итоги контроля эффективности управления госактивами в СП «Байтерек», НК «Казахстан Гарыш Сапары» и «Национальный центр космических исследований и технологий»

Дата: 10 февраля 2011 в 07:23 Категория: Новости науки

Выписка из постановления №33 от 21 октября 2010 года «Об итогах контроля эффективности управления государственными активами и использования средств республиканского бюджета в акционерных обществах «Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств», «Совместное Казахстанско-Российское предприятие «Байтерек», «Национальная компания «Казакстан Гарыш Сапары» и «Национальный центр космических исследований и технологий» Национального космического агентства Республики Казахстан»

1. Отметить низкую эффективность управления государственными активами и использования средств республиканского бюджета акционерными обществами «Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств», «СП Байтерек», «Национальная компания «Казакстан Гарыш Сапары» и «Национальный центр космических исследований и технологий».
2. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан утвердить четкие показатели и критерии премирования работников акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству.
3. Национальному космическому агентству РК до 20 декабря 2010 года принять необходимые меры по:
1) привлечению к ответственности должностных лиц, не обеспечивших эффективности в вопросах управления государственными активами и использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию космических программ и проектов, создание и внедрение высокоэффективных космических технологий;
2) инициированию внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты Республики Казахстан в части осуществления страхования космических рисков в международных страховых компаниях;
3) приведению административных расходов подведомственных акционерных обществ в соответствие с требованиями постановления Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года №145 «Об определении механизма проведения мониторинга административных расходов государственных предприятий, акционерных обществ, контрольные пакеты которых принадлежат государству, и товариществ с ограниченной ответственностью, размеры государственных долей участия, в которых позволяют государству определять решения общего собрания участия, с целью их оптимизации»;
4) созданию службы внутреннего аудита в акционерном обществе «Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств»;
5) использованию по назначению трех заглубленных сооружений общей стоимостью 127,9 млн. тенге;
6) восстановлению и взысканию в двухмесячный срок штрафных санкций, а также излишне уплаченных средств согласно приложению.

* * *

Заключение по итогам контроля эффективности управления государственными активами в акционерных обществах «Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств», «СП Байтерек», «Национальная компания «Казахстан Гарыш Сапары» и «Национальный центр космических исследований и технологий» Национального космического агентства Республики Казахстан (основные положения)

Цель контроля
Проверка эффективности управления государственными активами и использования средств республиканского бюджета в акционерных обществах «Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств», «Совместное Казахстанско-Российское предприятие «Байтерек», «Национальная компания «Казахстан Гарыш Сапары» и «Национальный центр космических исследований и технологий» Национального космического агентства Республики Казахстан

Предмет контроля
Государственные активы и средства республиканского бюджета

Период, охваченный контролем
2007–2009 годы

В ходе контроля установлено:
1. По итогам контроля признаны недостаточная эффективность управления государственными активами и отсутствие должного контроля и мониторинга за использованием бюджетных средств, выделенных из республиканского бюджета акционерным обществам «Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств», «СП Байтерек», «Национальная компания «Казахстан Гарыш Сапары» и «Национальный центр космических исследований и технологий».

2. АО «Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств» (далее -Общество):
1) потеря спутника «KazSat-1» привело к оттоку денежных средств из Казахстана за аренду иностранных спутников до 34 млн. долл.США в год.
Остается не взысканной страховая сумма по космическому спутнику связи и вещания «KazSat» в сумме 7 363,3 млн. тенге.
Меры предпринятые НКА РК пока не приблизили к решению вопроса реальной оценки ущерба от потери имущества для определения реальной страховой суммы.
Предлагается рекомендовать НКА РК инициировать внесение изменений в нормативные правые акты в части осуществления страхования космических рисков в международных страховых компаниях, так как активы отечественных страховых компаний не позволяют в полной мере нести ответственность за страховые риски, даже учитывая наличие договора перестрахования, регулирующие страховую деятельность.
2) в нарушение Устава Общества не создана Служба внутреннего аудита.
Анализ состояния Аудиторских отчетов Общества, проведенных внешними аудиторами, показывает, что финансовая отчетность не в полной мере отвечает требованиям Международного стандарта финансовой отчетности;
3) не принимаются меры по взысканию дебиторской задолженности с РГП «Центр технического сопровождения и анализа в области телекоммуникации» Агентства РК по информатизации и связи на сумму 24, 5 млн.тенге;
4) доходы обеспечены от поступления вознаграждений от вложения на депозиты;
5) в нарушение требований Закона РК «О связи» у Общества отсутствует разрешение на использование радиочастотного спектра (РЧС);
6) не соблюдается требования Закона РК «О государственных закупках». В Договорах о государственном закупе товаров, работ и услуг, заключенных Обществом по ценовым предложениям поставщиков, не предусматриваются сроки фактических поставок товаров, работ и услуг;
7) на балансе имеются три заглубленных сооружения, общей стоимостью 127,9 млн.тенге, которые не используются и не приносят экономической выгоды;
8) начиная с 2006 года Общество, осуществляет работы по закреплению за Республикой Казахстан в Международном союзе электросвязи (г.Женева) – частотно-орбитального ресурса для Республики Казахстан и проводит международную координацию с Администрациями связи других стран, в том числе с владельцами спутниковых аппаратов, представляющие услуги спутниковой связи и вещания на территории Республики Казахстан.
Данная функция, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан «О связи» является функцией Администрацией связи Республики Казахстан. С марта 2010 года уполномоченным органом (Администрацией связи) в области связи является Министерство связи и информации Республики Казахстан, в связи с чем, необходимо рассмотреть вопрос о финансировании данной работы через это министерство.
9) из-за переноса срока запуска спутника «KazSat-2» с 2009 года на декабрь 2010 года и по другим причинам не освоено 2 098,8 млн. тенге, из них возвращен в бюджет государства 661,4 млн. тенге. Остальная сумма бюджетных средств в сумме 1 437,4 млн. тенге была перенесена на следующий год.

3. АО «СП «Байтерек»:
1) анализ выполнения Годовых рабочих программ по реализации проекта «Создание на космодроме «Байконур» КРК «Байтерек» за 2007-2009 годов показал, что в 2007 году из 11 мероприятий Программы исполнено 9 (80%), в 2008 году соответственно 10 и 7 (70%), в 2009 году 12 и 9 (75%);
2) в Годовой рабочей программе планирование расходов на выполняемые работы по проекту создание космического ракетного комплекса «Байтерек» за 2008 и 2009 годы производилось общей суммой, остаточным методом, без указания лимита финансирования по видам производимых работ. Отсутствие точного бюджетирования и ожидаемых расходов по видам производимых работ, затрудняет анализ использования средств;
Всего по кредитному договору сумма 12 579,4 млн.тенге, фактически освоено кредита 5 731, 6 млн.тенге, оставшаяся сумма 6 847,8 млн. тенге находится на счете БРК и на момент проверки не используется.
3) несвоевременное решение вопроса субаренды пл.250 УКСС Роскосмосом и с администрацией г. Байконур отдельных вопросов (о выделении земли под строительство жилых зданий, переговоры с потенциальными субподрядчиками, разработке Генерального плана, технических заданий, обследовании площадки 250 УКСС, а также задержка прохождения технической документации в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю Российской Федерации) привело к не исполнению утвержденных мероприятий. При данном положении дел можно прогнозировать, что в 2010 году реальных работ на площадке не будет.
Изначально принятое решение о строительстве стартового комплекса на ПУ №40 площадки 200 было профинансировано на сумму 1 424,4 млн. тенге. В последующем строительные работы перенесены на площадку 250 УКСС.
4) Обществом за 2007-2009 годы год получен убыток на общую сумму 1 055,6 млн. тенге;
5) административные расходы Общества за 2007-2009 годы значительно возросли. Если в 2007 году административные расходы составили в сумме 306 млн. тенге, то в 2009 году – 648,5 млн.тенге , в том числе по оплате труда соответственно 185,1 млн. тенге и 403,0 млн. тенге. При отсутствии доходов по основной деятельности за три года выплачено различных премий в сумме 140,8 млн.тенге, в т.ч. руководящему составу – 31,0 млн. тенге. Также выявлено, что АО СКРП «Байтерек» за счет собственных средств компании своим сотрудникам арендует 4 квартиры на сумму 16 0 млн. тенге.
6) в нарушение распоряжения Президента Республики Казахстан № 289 30.12.08 «О мерах по сокращению административных расходов в центральных и местных государственных органах, холдингах, национальных компаниях, социально-предпринимательских корпорациях, в соответствии с которым в целях усиления режима экономии бюджетных средств и смягчения влияния на экономику Республики Казахстан мирового финансового кризиса приобретено автотранспортное средство на сумму 7, 6 млн. тенге. Также не взыскана неустойка за срыв поставки срока 190,0 тыс. тенге.
7) в 2007 году по бухгалтерскому учету на административные расходы отнесены затраты по демонтажу оборудования на объекте «Байтерек» в сумме 46, 2 млн.тенге и в 2009 году маркетинговые услуги – 9, 0 млн.тенге. При этом все понесенные затраты на незавершенное строительство космического ракетного комплекса «Байтерек» неправильно отражены по учету. Также не производится раздельный учет по не основной прочей деятельности (по учету доходов и себестоимости, административных расходов).
8) за несвоевременные выполнение работ не взыскана договорная неустойка с ФГУП «31 ПТИ СС МО РФ» (Россия) на сумму 1 435 148 росс, рублей (7,0 млн. тенге);
9) в 5 договорах закупа товаров на общую сумму 1 472, 0 тыс. тенге не указана цена договора, вместо этого указывается стоимость отдельных позиций товаров, работ, услуг в приложениях к договору;
10) по договору купли-продажи СП «Байтерек» приобрело в собственность право на долю в ТОО «Научно-технический центр «Казахстанские космические технологии» в размере 10 %, что в денежном выражении составляет 600,0 тыс. тенге, которые оплачены 29 июня 2009 года;
11) заключен договор с ТОО «ТЦ «Кадар» от 4 августа 2008года № Б-77/08 на проведение работ по созданию корпоративной информационной сети системы телекоммуникационного обеспечения на общую сумму 50,5 млн. тенге и дополнительными соглашениями продлены сроки исполнения с июля 2009 года до 31 мая 2010 года. Однако на дату проведения контроля отсутствуют подтверждающие документы исполнения данной работы, срок исполнения которых истек, либо продлен;
12) в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года №234-111 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и поправок МСФО за проверяемый период изменения и дополнения в учетную политику Общества не вносились;
13) в 2007-2008 годы в нарушение ст. 92 Налогового кодекса РК отнесены на вычеты расходы на сумму 1 402,7 тыс. тенге, не связанные с осуществлением деятельности налогоплательщика. Также в нарушение статьи 236 Налогового кодекса РК по полученным услугам и приобретенной продукции отнесен в зачет НДС в сумме 176,5 тыс. тенге.
14) по выполненным работам по обследованию сооружений, инженерных сетей и коммуникаций на КРК «Байтерек» на общую сумму 93, 5 млн.тенге (21, 9 млн. росс. рублей), согласно договора № З-ОД/51200 от 06.04.2006 г. необходимо сдать дополнительные Декларации по НДС и Декларацию о совокупном годовом доходе за 2008 год.
15) АО «СП «Байтерек» без решения Совета директоров о заключении крупной сделки перечислило ТОО «Маныз» аванс в размере 41, 8 млн. тенге, однако затем было подписано дополнительное соглашение №1 к договору, по которому данный договор аннулирован. В итоге ТОО «Маныз» сумма возвращено 20 марта 2009 года путем взаимозачета.

4. АО «Национальный центр космических исследований и технологий»:
1) по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2007 год получен убыток на сумму 10, 3 млн. тенге, прибыль: в 2008 году – 57,5 млн. тенге и в 2009 году – 8,8 млн. тенге;
2) протокольным решением Совета директоров Общества, оплачено пособие на оздоровление в размере двух должностных окладов Президенту Жантаеву Ж.Ш. в размере 1,0 млн.тенге и вице-президенту Исмаил Е.Е. – в размере 600,0 тыс. тенге, которые в планах финансово-хозяйственной деятельности не предусмотрены
3) удельный вес расходов на оплату труда административного персонала в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличился 3,7 раза.
4) за аренду помещения под административные нужды за май 2009 года оплачены ТОО «Институт сейсмологии» за весь месяц, хотя договор заключен и арендует с 29 мая 2009 года. Переплата арендной платы составила 433, 3 тыс. тенге.
5) в нарушение Закона «Об акционерных обществах» и Устава президенту Жантаеву Ж.Ш. в декабре 2008 года при установленном должностном окладе 500 000 тенге, начислена заработная плата 525 000 тенге или переплачена 25 000 тенге. Система премирования и иного вознаграждения, в части раскрытия информации о размерах выплат, органом государственного управления не установлена. В 2007-2009 годах руководителям Жантаеву Ж.Ш. и Спивак Л.Ф. выплачены премии, надбавки и доплаты на общую сумму 10, 1 млн. тенге;
6) у АО «НЦКИТ» отсутствует лицензия на занятие космической деятельностью;
7) при изучении тендерной документации, приобретенных Обществом автомашин, установлено, что они не приобретались как спецавтомашины, и не соответствуют понятию «спецмашина». Всего были приобретены 4 автомашины на общую сумму 17,8 млн. тенге;
8) имеются факты принятия к зачету командировочных расходов не корректно оформленных при согласовании с уполномоченным органом на сумму 2, 2 млн. тенге;

5. АО «Национальная компания «Казакстан Гарыш Сапары»:
1) по результатам финансово-хозяйственной деятельности в течение 2008 – 2009 годах допущены убытки в сумме 1 084,0 млн. тенге;
2) по проектам создание космической системы дистанционного зондирования земли Республики Казахстан, сборочно-испытательского комплекса космических аппаратов и наземной инфраструктуры системы высокоточной спутниковой навигации не получены положительные заключения экономической экспертизы Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан;
При этом в 2007-2009 годах из 16 089,6 млн. тенге выделенных из бюджета, освоены всего лишь 4 990,0 млн. тенге, не использованы средства, выделенные по проекту космической системы дистанционного зондирования земли (11 099,6 млн. тенге);
3) административные расходы в 2009 году по сравнению с 2007 годом возросли в 1,5 раза, и составили 728,3 млн. тенге, а размер выплаты премии соответственно 5,2 раза и 114,6 млн. тенге. Наряду с этим, растут расходы и на служебные командировки. Общая сумма расходов на служебные командировки в пределах и за пределами республики за 2007-2009 годы составили 141,0 млн. тенге, из которых значительная часть составляют зарубежные командировки руководителей;
4) лимит положенности служебных автомобилей превышен на 2 единицы. На приобретение двух автомашин израсходовано 10, 8 млн.тенге и на их содержание за 2007-2009 годы затрачено в сумме 2, 5 млн.тенге.
5) имеются случаи нарушения законодательства по осуществлению закупа без применения норм законодательства.
6) несмотря на укомплектованность штата юридического отдела, сторонним организациям на оказание юридических услуг оплачено в сумме 2,9 млн. тенге;
7) заключен договор с ТОО «0М.KZ» на сумму 4, 0 млн. тенге, не предусмотренные в годовом плане государственных закупок;
8) утвержденная учетная политика в Компании не соответствует требованиям и не разработан рабочий план счетов.

Член Счетного комитета Торехан Косжанов, «Бюллетень Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета», 2010, IV квартал

По сообщению сайта Nomad.su