Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Московская семейственность // Сага о Туркусах в Литературном музее

Дата: 10 февраля 2011 в 10:04 Категория: Новости культуры

В Литературном музее в Трубниковском переулке открылась выставка «1-й Зачатьевский, 13. Семья Туркус». Она представляет жизнь четырех поколений московской семьи. Приобщиться к семейным ценностям пытался ГРИГОРИЙ РЕВЗИН. Семья Туркус начинается с Михаила Туркуса, архитектора, который 65 лет преподавал в Московском архитектурном институте и вырастил множество замечательных учеников (самый известный из них — Александр Бродский). Его первая жена, Наталья Ивановна Туркус, филолог, работала в Литературном музее, чем и объясняется место проведения выставки. Их дочь Ольга Туркус — архитектор и художница, вышла замуж за Игоря Пяткина, тоже архитектора и тоже профессора МАРХИ. У них родилась дочь Оксана, художник и галерист, у нее родился сын Иосиф, музыкант и тоже художник. Еще есть сын Михаила Туркуса от второго брака, ровесник Оксаны, Алексей Туркус, архитектор и мультипликатор. Весь этот разнообразный народ жил и живет на Остоженке, в 1-м Зачатьевском переулке, в доме, построенном по проекту Михаила Туркуса в 1926 году. Михаил Туркус был архитектором-конструктивистом, до начала сталинской архитектуры спроектировал несколько домов второго ряда, архитектор Игорь Пяткин прославился люстрами в здании Третьяковки в Лаврушинском переулке, все люди талантливые, все хорошо рисуют, но выставка не про это. Выставка не про то, что они сделали, а про то, как они жили, в ней главное — камерный, семейный акцент, фотографии и портреты знакомых, заходивших в этот дом на протяжении 80 лет. Из графических материалов на выставке, пожалуй, самые выразительные — рисунки Михаила Туркуса 1910-х годов, изящная мирискусническая графика с той примечательной интонацией частной жизни, которая так подкупает в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» — частное рисование, музицирование, театр и т. д. И эта графическая интонация проходит через все поколения, и в рисунках Иосифа Левитиса, достаточно необязательных с профессиональной точки зрения, присутствует тот же «бердслеевский» акцент, что у его прадеда. Особенность жанра семейных романов заключается в том, что поколения меняются, но люди в тех же комнатах чувствуют то же самое, так же реагируют, проявляют те же черты характера, и время здесь, в семье, как бы стоит, хотя вокруг бурно движется. Вероятно, нужно сказать, что в Москве было много таких семей, что это было такое специально московское ощущение жизни, процитировать что-нибудь вроде «какое, милые, у нас, тысячелетье на дворе» — ну, словом, вспомнить про частную мифологию московской жизни и посетовать, что теперь население Москвы изменилось и таких семейств в городе почти уж и нет, а вместо них все офисный планктон. И это, возможно, отчасти и правда. Но тут есть другой аспект. Михаил Туркус родился в 1891 году в селе Некоуз в Ярославской области. Его путь в Москве был довольно труден, а годы его становления, с 1918-го, когда он поступил во ВХУТЕМАС, до 1926-го, когда он построил вместе с товарищами этот кооперативный дом работников ВХУТЕМАС и ЦЕКУБУ, довольно бурными. Но к 26-му году все как-то улеглось, и новые люди — художники, писатели, революционеры, ученые, военные и т. д.— у которых позади было бурное время, безбытность и уничтоженное прошлое, принялись основывать династии. Время не то чтобы остановилось, оно время от времени бросалось на них, но кто-то выжил и в сталинские репрессии, и в войну. Бросалось — и не приносило им хорошего — хорошее уже было, они только сохраняли. Это и есть московская мифология частной жизни ХХ века — не дворянской, не купеческой, а жизни людей, выживших из революции. В субботу Леонид Парфенов прислал эсэмэску, что у него вышел фильм в серии «Моя родословная» — он восстановил историю своей семьи до прадеда своего прадеда. Мы прожили бурные 20 лет, население Москвы поменялось, кто здесь родился — тех смело, кто-то возвращался, кто-то осел. А теперь время встало и, похоже, больше не собирается приносить нам ничего интересного, только отбирать. Очень актуальная выставка — время основывать новые династии.

По сообщению сайта Коммерсантъ

Читайте также