Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Без подмазок

Дата: 10 февраля 2011 в 10:30

Без подмазок

 

Казахстанские живописцы в массе своей к живому, про которое надо писать, подходят выборочно — для них живо лишь то, что живо расходится по клиентам, а не лежит годами в складской пыли. Горы, речки, жайляу, кони... И вечный той. Оразбек Есенбаев таких работ тоже не чурается — а то живо писец наступит, — но он же делает и актуальные работы на темы, которые его волнуют. А волнует художника очень многое: от казахской бездеятельности до сложной творческой судьбы отечественного парламента.

Есенбаев — деятельный мастер. Преподает в академии моды «Сымбат», там же параллельно открыл бесплатный кружок для всех желающих. Участники курсов уже провели две выставки внутри академии — и если поначалу занятия посещали пять студентов, то сейчас их уже 25.

Сам Оразбек-ага тоже участвовал в разных экспозициях и собирается весной, если найдутся спонсоры, открыть «персоналку». Не факт, правда, что на нее попадут некоторые из его особо острых работ — слишком они интригующие для весны. Особенно 2011-го.

— Мне хочется как-то помогать собственному народу, — говорит Есенбаев. — С политической точки зрения этого сделать не могу — я не политик. С финансовой тоже — я не олигарх. Но я художник и могу своими картинами как обращать народ к прекрасному, приучать к культуре, так и заострять внимание земляков на разных ошибках.

Под «ошибками» художник понимает, например, отсутствие гражданского самосознания у большинства своих соотечественников. Есенбаев посвятил этой теме работу, на которой изобразил типичного казахстанца, мирно лежащего на кровати под крышей дома своего.

— За окном проходят выборы, Олимпиада идет или еще что-то, а ему все равно, — поясняет художник. — Ни о чем его голова не болит, и ни в чем он не хочет участвовать, потому что думает, что ничего не сможет изменить. Лежит, ест китайскую лапшу и курит американские сигареты. К сожалению, это образ жизни многих казахстанцев.

К чему приводит такой образ жизни, можно проследить по другой картине Есенбаева, где крутой джип большого чиновника проносится мимо простого человека, забрызгав того грязью с головы до ног, а гражданин ничего не может сделать, кроме как выругаться. Это, по мысли автора, экстраполяция всей общественной ситуации: народ ничего не может сделать с властью, и ему остается только материть ее.

С тем, кто виноват, кажется, понятно. А что делать? На этот непростой вопрос Оразбек-ага дает ответ в картине «Аяз би»:

— Однажды хан позвал всех своих 40 визирей, дал им 40 гусей и сказал: «Ощипайте их, но не убивайте. Откормите, а потом приведите обратно». Визири не знали, что делать — ведь ощипанные гуси умрут, — и обратились к мудрецу Аяз би. Тот позвал визирей к себе, накормил их, а одежду сжег. Потом отвел 40 жирных голых визирей обратно — «Вот твои умные советники». После этого хан сделал Аяз би своим помощником.

— А почему у визирей на груди следы от современных галстуков?

— Это ведь наш парламент! У меня одна мечта есть — чтобы пришел такой вот Аяз би и растряс наших толстых депутатов. Они же вообще о народе не думают! Отрастили животы и сидят, президента хвалят.

Кстати, Аяз би потом сам стал ханом. А став правителем, поставил старый сапог у своей новой юрты, чтобы всегда помнить, откуда он вышел. У нас ведь быстро это забывают: чуть разбогател, должность получил — и крышу сносит.

Подобных холстов у Есенбаева много.

Вот, например, «Геморрой» — о человеке, который сидит на унитазе, тужится и никак не может выдавить из себя раба.

Или триптих «Мне по...» — про индифферентность населения.

Есть даже холст, посвященный некоему абстрактному правителю, который хотел стать бессмертным  и править вечно. Сказочный сюжет, в общем.

Подобного рода картины, естественно, не продаются — но это тот случай, когда искусство творится без оглядки на карман:

— Никто не купит мои работы сейчас. Но, может быть, в будущем они найдут свое место в музее и кто-то захочет их посмотреть. Хотя, признаться, я уже устал писать про наши недостатки — бьешься, как о стену, а толку нет. Надо, наверное, с бОльшим оптимизмом на жизнь смотреть.

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz

Читайте также