Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Парламентский альбом

Дата: 10 февраля 2011 в 13:30 Категория: Новости культуры

Юлиана Жихорь
Передел дел
Парламентарии восхищаются достижениями Казахстана. И требуют развиваться дальше в экономически выгодном русле

«Сегодня мы одна из наиболее динамично развивающихся стран мира. Мы решаем проблемы безработицы, повысили пенсии, заработную плату, в нашу страну инвестируют огромные капиталы, мы проводим мероприятия мировых масштабов, о нас узнает мир и с нами начинает считаться мировое сообщество», — выразил общее мнение депутатов парламента и не только мажилисмен Ирак Елекеев. Но, по его мнению, мы могли бы развиваться еще лучше, если бы вся казахстанская нефть была в казахстанских руках.
По его подсчетам, суммарная доля Казахстана в договорах о разделе продукции в проектах по добыче углеводородов в разы меньше, чем доля иностранных компаний. И это «несправедливо». «Да, действительно, в 1991-1995 годах мы были вынуждены подписать кабальные для нас контракты, так как время диктовало жесткие условия. Но сегодня уже другие времена, и Казахстан правомочен диктовать иностранным компаниям свои условия, направленные на увеличение доли Казахстана в соглашениях по разделу продукции», — заявил депутат.
Мажилисмен приводит в пример политику латиноамериканских стран, направленную на доминирование государственных интересов и национальных компаний в нефтяном бизнесе, «вплоть до национализации месторождений». Ему импонирует также пример Норвегии и Китая, реализацией проектов в нефтяной отрасли которых занимается исключительно нацкомпания. «А чем мы хуже Норвегии или Китая?» — вопросил Елекеев. И потребовал от премьера провести «полный анализ контрактов, заключенных в 1991-1997 годах, направленный на пересмотр доли Казахстана в соглашениях о разделе продукции». А заодно ужесточить экологический и налоговый контроль за иностранными компаниями от нефтянки, наказывая их за нарушения «самыми жестокими мерами». Одновременно с этим депутат предлагает «активно выкупать» у иностранных инвесторов доли в месторождениях, отказываясь в будущем от схемы СРП, создав «более удобную форму, основанную на паритетных началах».
Тем временем другой депутат — Танирберген Бердонгаров — выступает против некоего СП, де-факто созданного доминантами рынка сотой связи и установленных им чрезмерно высоких тарифов на свои услуги. «Пользуясь своим доминирующим положением, они определили цену за звонок на мобильный их абонента почти в 18 тенге за минуту (Это и есть цена за интерконнект.), — сообщил депутат в своем запросе на имя министра связи и информации. — Эта ставка не рассчитывается государственным органом и была достигнута в ходе взаимного сговора. Таких цен интерконекта в соседних государствах нет».
Законы конкуренции в казахстанской сотовой сети не работают только по одной причине: «Потому что для «К’села» и «Билайна» понижение издавна установившихся тарифов — это урон объемам их экстраприбыли. А «Пасворд», «Далаком» или «Нео» никогда не смогут дать тариф ниже цены, навязанной монополистами за общение с их абонентами». «Если здесь не вмешается уполномоченный орган по защите конкуренции, то сложившаяся ситуация еще долго будет опустошать кошельки наших граждан», — делает вывод депутат. И опровергает возможные доводы, что дешевле — не выгодно.
Бердонгаров предлагает с помощью антимонопольного законодательства снизить ставку на интерконект монополистов не на 40 процентов в течение 4 лет, а на 75, «доведя его до общемировых показателей и уровня цен, реально существующих в Казахстане между другими казахстанскими операторами».
Пока одни депутаты просят вмешаться, другие просят посмотреть решения прошлых лет. Хотя бы в части регулирования частного бизнеса. За 20 лет в стране накопилось 19 тысяч актов Кабмина, 3200 актов центральных и 9800 актов местных госорганов. Всего же юридическую силу имеют 32 тысячи подзаконных актов. Принятые в разные годы, они в то время, может, и отвечали нуждам страны и требованиям действующего законодательства, но сейчас некоторые из них противоречат вышестоящим документам. Другие утратили значимость, третьи создают поле для коррупции при отсутствии условий для конкуренции. В общем, делает вывод депутат Жакып Асанов, требуется провести «неформальную ревизию».

Астана

По сообщению сайта Новое поколение