Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Проблемные вопросы реализации государственной программы поддержки предпринимателей «Дорожная карта бизнеса-2020»

Дата: 11 февраля 2011 в 07:20 Категория: Новости политики

www.atameken-kz.com, 10 февраля

Тезисы к выступлению на заседании контрольной комиссии НДП «Нур Отан», 9 февраля 2011

Текущие результаты Дорожной карты бизнеса (ДКБ): подано заявок – 729, одобрено 250 заявок на сумму 109 млрд.тенге, подписаны договора на субсидирование – 162. По направлениям:
1) новые проекты: подано заявок – 299, одобрено – 157, одобренных договоров – 103;
2) оздоровление – 389 – 65 – 42,
3) экспортоориентированные производства – 41 – 28 – 17.
Прошу обратить внимание, что по самому актуальному направлению (оздоровление предприятий), где поступило наибольшее число заявок, мы имеем самый низкий уровень реализации заявок (только 11%). Тогда как по новым проектам этот показатель составляет 34%, а по экспортоориентированным производствам – 41%.
Основные претензии предпринимателей по программе:
1. Длительные сроки рассмотрения документов:
— в банках (от 3-4 до 6-8 месяцев, рекордсмен – Алматинский филиал АТФ-банка, рассматривающий один из проектов уже более 8 месяцев).
При этом в случае отрицательного решения, банки стараются письменно не отвечать, в основном отказывают устно. В результате принятие официального решения затягивается не неопределенные сроки, все это время предприниматели остаются в неведении: искать ли им другие решения, либо надеяться на Дорожную карту.
— аналогичная ситуация в региональных координационных советах при областных акиматах (РКС).
2. Длительные сроки согласования договоров субсидирования по уже одобренным проектам между банками и фондом «Даму»
Поступают сигналы, что рассмотрение дел в ряде инстанций сознательно затягивается в связи с требованиями «откатов», называются различные цифры в процентах. К сожалению, предприниматели не рискуют при этом указывать конкретные данные. Можно лишь отметить, что речь идет о нескольких региональных РКС.
Поэтому считаем необходимым в очередной раз поставить вопрос об исключении передаточных «звеньев» программы в виде РКС, либо о наделении РКС правом принятия окончательного решения в пределах лимита средств.
Есть и компромиссный вариант: создать апелляционную инстанцию для рассмотрения претензий предприятий по необоснованным отказам либо превышении установленных сроков рассмотрения заявок соответствующими органами (РКС, банками, фондом «Даму»). Эту функцию можно возложить либо на рабочую группу по ДКБ при Министерстве экономического развития и торговли, либо на Комиссию по контролю за эффективным использованием государственных средств при НДП «Нур Отан».
В противном случае возникает проблема в том, что не обладая правом принятия окончательного решения, РКС тем не менее, способны задерживать (и задерживают) прохождение проектов, что отрицательно сказывается на доверии к программе.
3. Все чаще идут данные о требованиях банков по дополнительным залогам, в том числе в рамках оздоровления, что было прямо запрещено правилами программы. Примеры:
— АТФ-банк, Алматинская обл, Ескельдинский р-н – ТОО «Прима-Т» (производство бумаги) – отказано во включении в программу без дополнительного залога.
— Сбербанк России – Караталский р-н Алматинской обл. – ТОО «Литейно-механический завод» – рассматривалось 6 месяцев, устно отказано из-за отсутствия доп.гарантий
4. В том случае, если доп.гарантии находятся – банки пытаются пересмотреть условия программы.
Так, ТОО «Коксу», после предоставления дополнительного гарантийного обязательства Талдыкорганский филиал Народного банка предложил начислять на часть кредита в рамках оздоровления 16,5% вместо положенных по программе 12%.
В дступе к 3-му направлению программы – поддержка экспортоориентированных производств – отказано, хотя компания поставляет свою продукцию в ряд зарубежных стран. При этом, предприятие просит кредит в сумме 1,3 млн.долл, а в этом же банке имущество этого предприятия заложено, и оценено филиалом банка в 8,3 млн.долл.
5. Как уже отметил депутат Мажилиса К.Идрисов, во многих областях наблюдается хроническое недоосвоение средств по данной программе. Объяснения МЭРТ и фонда «Даму» здесь вряд ли корректны, поскольку несмотря на все бюджетные термины, эти деньги до предпринимателей не дошли.
При этом, госорганы в регионах часто ссылаются на недостаточную активность предпринимателей. И действительно, из-за того, что предприниматели не могут пробиться через бюрократические процедуры, они порой даже не подают заявки на участие в программе.
Но имеют место и искусственные барьеры, когда предпринимателям, при наличии заинтересованности, проектов и активности, все же не удается дойти до стадии внесения. В частности, это происходит, когда госорганы, вместо того, чтобы помогать бизнесу, начинают препятствовать оформлению в собственность земельных участков и прав на имущество, без чего невозможно ни планирование бизнеса, ни оформление заявок.
Президент Н.Назарбаев, выступая на вручении премии «Алтын сапа» в декабре прошлого года, обратил внимание госорганов, чтобы они не занимали позицию наблюдателей и контролеров. «Некоторые думают, что ваша задача только проверять, а как выживать бизнесу – это его дело. Это неправильно. Проблемы предпринимателей – это и ваши проблемы и ваша ответственность» – сказал Президент.
А на деле, например, в Сарысуском районе Жамбылской области, как сообщают предприниматели, аким района всячески препятствует исполнению вступившего в законную силу решения суда о передаче ИП Абдрахманову земельного участка для начала его коммерческого использования и вхождения в программу «Дорожная карта бизнеса».
В г.Кокшетау Акмолинской области городской акимат уже третий год под надуманными предлогами отказывает предпринимателю Алиакпарову Р. В разрешении на строительство коммерческого объекта на принадлежащем бизнесмену участке, несмотря на то, что все рекомендации градостроительного совета были исполнены. Совет собирался уже 5 раз (!) и каждый раз придумывает все новые предложения по мере исполнения предыдущих.
По этим случаям «Атамекен» обратился к акимам областей г-ну К.Бозумбаеву и г-ну С.Дьяченко, и мы надеемся на защиту законных прав предпринимателей.
6. Даже в случае выполнения всех процедур нарушаются права и интересы предпринимателей. В Карагандинской области по вине Жезказганского филиала Альянс-банка ИП Н.Калмагамбетову не были своевременно перечислены средства по кредитной линии.
Это привело к простою оборудования и соответственно к просрочке по платежам. Затем этот же филиал банка на этом основании останавливает кредитную линию и накладывает взыскание на оборудование, хотя в залоге поданному кредиту находится не оборудование, а недвижимое имущество предпринимателя.
При этом местная прокуратура отказала предпринимателю в помощи, и рекомендовала судится с банком в гражданском порядке. Хотя по закону о прокуратуре, защита законных интересов предпринимателей является одной из основных задач этого госоргана, и мы знаем массу примеров, когда Генеральный прокурор решительно защищает МСБ. А его подчиненные почему-то не считают это своей обязанностью.
7. В то же время, есть случаи неэффективного, а возможно и нецелевого распоряжения средствами программы. Если по оздоровлению и новым проектам мы имеем место с волокитой, то по такому инструменты, как сервисная поддержка бизнеса – напротив, вопросы вызывает какое-то странно быстрое освоение выделенных средств без реального эффекта для предпринимателей.
Как следует из представленного материала, в Западно-Казахстанской области в середине октября проводится тендер на 50 млн. по сервисной поддержке предпринимателей. А через два месяца исполнитель уже отчитывается о полном исполнении. При этом:
— значительная часть средств потрачена на аренду офиса, транспорта и т.д.;
— часть средств была списана на тренинги для сельских предпринимателей, которые в действительности проведены в рамках программы «Бизнес-советник», финансируемой фондом «Даму», а следовательно, списание средств по этой статье является сомнительным;
— сам исполнитель работы не проводил, а нанимал субподрядчиков, содержание работы которых вообще осталось неизвестным.
Какая часть из выделенных 50 млн. в действительности пошла на оказание услуг бизнесу? – осталось невыясненным.
Как видите, исполнитель оправдывается, что трата денег на аренду офисов и оргтехники – это тоже помощь бизнесу. При таком подходе и средства, которые кто-то просто пустил в личный доход можно рассматривать как «сервисную поддержку» предпринимателям.
Примечательно, что и здесь все контролирующие органы, куда обращались предприниматели по этому поводу, сочли ситуацию совершенно правильной и законной.
На предыдущем заседании контрольной комиссии Нур Отана я уже обращал внимание, что на большинство сигналов «Атамекена» местные контрольные органы отвечают отписками, что все хорошо, все замечательно. А потом все удивляются, почему в больницах не хватает этажа, или дорога сделана наполовину и заканчивается в степи.
7.1. В Алматинской области аналогичный тендер по оказанию сервисных услуг предпринимателям выиграла не профильная организация, а недропользователь, у которого оказание консультационных услуг предпринимателям даже не входит в перечень уставных видов деятельности.
Этот список по данному инструменту можно продолжать.
Поэтому мы предлагаем пересмотреть подходы к сервисной поддержке, т.к. в нынешнем виде она превращается в канал для списания средств, а предпринимателям от нее эффект весьма сомнительный. В частности, по сервисным услугам надо вообще запретить привлечение субподрядчиков. Исполнитель должен быть в состоянии самостоятельно помогать предпринимателям готовить документы для включения в ДКБ, разрабатывать бизнес-планы, вести налоговую и бухгалтерскую отчетность и т.д. Если он этого не может то превращается в самого обычного посредника.
Вариант: отдать эту функцию фонду «Даму», т.к. при управлении программами одним оператором схемы «двойного зачета» провести труднее.
8. Включение дополнительных направлений ДКБ: сетевая торговля? На ЕКС мы обсуждали необходимость поддержки капиталовложений в торговлю, как инфраструктуру производства, обеспечивающую доведение товаров отечественных предприятий до конечного потребителя. И непонятно как получилось, что решили поддержать сетевую торговлю в целом. При таком подходе, торговые предприятия могут направить гос.средства на финансирование своих оборотных операций.
Но ведь отечественные производители в 90% случаев предоставляют свои товары торговле на условиях консигнации! Оборотка для торговли нужна только при закупе импортных товаров. То есть, есть риск вместо поддержки отечественного производства опять поддержать чужих производителей и чужие экономики.
Предлагаем в торговле адресно поддерживать только прозрачные и администрируемые вложения: строительство торговых центров, магазинов, инфраструктуры и т.д., и категорически запретить фиансировать оборотные средства торгового сектора.
9. Вопросы финансового оздоровления: в программу ДКБ не попали предприятия, кредитовавшиеся по линии Банка развития Казахстана. А это – лучшие системообразующие компании, без которых нескольких перерабатывающих отраслей просто не существует: Ютекс, Меланж, Казакстан кагазы, Раббер рицайклин. Эту тему Атамекен озвучивал и весной прошлого года на заседании нашей комиссии, но ситуация не решена до сих пор. Хотя давалось пороучение, например, по компании «Меланж» провести оздоровление в течение 10 дней. Прошел год, а воз и ныне там.
Ни одно из предприятий БРК не прошло процедуру оздоровления, а это серьезный риск подорвать целые отрасли обрабатывающей промышленности. Предполагалось, что они пойдут по другой программе оздоровления по линии Минфина, но и включение туда находится под вопросом.
Хотя по объемам задолженности некоторые из этих компаний уже могли бы пройти процедуру оздоровления в рамках ДКБ.
Предлагаю разрешить предприятиям БРК вхождение в программу Дорожная карта бизнеса.
В своем выступлении я сосредоточился на критике реализации программы. В то же время считаю крайне важным отметить, что в целом Дорожная карта бизнеса-2020, инициированная Главой государства в прошлогоднем Послании, а также ход ее исполнения правительством, государственными органами и банками, безусловно, имеют позитивный эффект для всей экономики. В этой связи выражаю признательность всем структурам, участвующим в ее реализации.
2010 год был пилотным для Дорожной карты бизнеса, с этого года начинается полнокровная работа. Желаю всем нам, и прежде всего отечественным предпринимателям, успехов на этом пути.

-----

Союз «Атамекен» предлагает создать апелляционную инстанцию для рассмотрения претензий предприятий по необоснованным отказам в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020».

Пресс-служба Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен», 10 февраля

Союз «Атамекен» предлагает создать апелляционную инстанцию для рассмотрения претензий предприятий по необоснованным отказам, либо случаям превышения установленных сроков рассмотрения заявок в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020» – об этом заявил председатель правления НЭП Азат Перуашев в ходе заседания контрольной комиссии НДП «Нур Отан» под председательством руководителя комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК Гульжаны Карагусовой.
Как сообщил А.Перуашев, при всем безусловно позитивном эффекте программы «Дорожная карта бизнеса», у предпринимателей имеются существенные замечания по ее реализации. Прежде всего, эти претензии связаны с длительными сроками рассмотрения заявок в региональных координационных советах (РКС) и банках. Несмотря на четко установленные программой требования, заявки предприятий нередко рассматриваются 3-4 и более месяцев, имеются примеры, когда предприниматели ждут ответа до 6 и даже 8 месяцев.
В этой связи Азат Перуашев в очередной раз поставил вопрос об исключении передаточных «звеньев» программы в виде РКС, либо о наделении РКС правом принятия окончательного решения в пределах лимита средств. Относительно апелляционной инстанции председатель правления НЭП предложил возложить эту функцию на рабочую группу Министерства экономического развития и торговли, либо на Контрольную комиссию при НДП «Нур Отан».
«В противном случае возникает проблема в том, что не обладая правом принятия окончательного решения, РКС тем не менее, способны задерживать (и задерживают) прохождение проектов, что отрицательно сказывается на доверии к программе» – подчеркнул он.
Азат Перуашев также обратил внимание Комиссии на то, что по самому актуальному направлению Дорожной карты (оздоровление предприятий), где поступило наибольшее число заявок (389 из 729 по всей программе), получен самый низкий уровень реализации (только 11%). Тогда как по другим, менее востребованным направлениям этот показатель превышает 40%.
В числе прочих замечаний было отмечено, что по сведениям Союза «Атамекен», местные филиалы банков порой требуют от бизнесменов дополнительные залоги или гарантии под оздоровление прежних кредитов, что запрещено правилами Дорожной карты. Был приведен пример, когда один из банков предложил предприятию в рамках оздоровления на часть кредита начислять прежнюю ставку в 16,5%, когда Дорожной картой для этого направления предусмотрена ставка не выше 12%.
В качестве факторов, сдерживающих реализацию программы, глава «Атамекена» также назвал нарушение имущественных и иных законных прав предпринимателей местными органами власти и привел конкретные примеры из Жамбылской, Акмолинской и Карагандинской областей.
Все приведенные руководством Национальной экономической палаты факты взяты на контроль Комиссией НДП «Нур Отан».

По сообщению сайта Nomad.su