Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

За нефтепродукты взялись системно // Они так дороги, что проще их поменьше производить

Дата: 11 февраля 2011 в 07:21 Категория: Новости экономики

Война правительства с нефтяными компаниями, обострившаяся 9 января на совещании в Санкт-Петербурге, продолжилась вчера на президиуме правительства. Премьер-министр Владимир Путин согласился с идеями «усовершенствовать» организацию биржевых торгов нефтепродуктами, поручение готовить соответствующие предложения было дано Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и вице-премьеру Игорю Сечину. Фактически премьер одобрил пакет «биржевых» поправок ФАС к закону «О защите конкуренции» и благословил новую серию обсуждения «формулы» предельных цен на нефтепродукты в зависимости от цен на нефть. Вчера на заседании президиума правительства Владимир Путин вновь вернулся к теме высоких цен на нефтепродукты. Накануне премьер уже отрегулировал внутренние цены на дизельное топливо в ручном режиме (см. текст на стр. 11), теперь настал черед системных мер. Выслушав доклад заместителя главы Федеральной антимонопольной службы Андрея Цыганова, премьер-министр согласился с выводами ФАС о необходимости усовершенствования действующего механизма торговли нефтепродуктами на российских биржах. «Нужны более четкие правила, которые устранят те недостатки, которые выявлены нами при осуществлении биржевой торговли»,— заявил на заседании Андрей Цыганов. Заместитель главы ФАС также уточнил, что служба намерена контролировать цены не только на нефтепродукты, но и на нефть: «Речь идет о привязке цены на отдельные виды нефтепродуктов и на нефть сырую к ценам мирового рынка с учетом равнодоходности экспорта их с территории РФ и поставки на внутренний рынок». Премьер-министр согласился с утверждением ФАС о том, что сегодняшний порядок организации торгов привел не к снижению цен, а к их росту до максимально высокой планки, чтобы обеспечить работу сбытовым организациям по более высоким ценам. По итогам обсуждения Владимир Путин поручил проконтролировать подготовку соответствующих предложений вице-премьеру Игорю Сечину. Публичная поддержка, которую оказал премьер предложениям ФАС, фактически означает предоставление антимонопольной службе карт-бланша на радикальную правку закона «О защите конкуренции», а также на новую атаку на нефтяные компании, резко повысившие цены на авиакеросин и дизельное топливо в конце прошлого года. После того как летом 2010 года правительство рекомендовало ФАС пойти на мировую с нефтяниками и снизить оборотные штрафы, служба решила не объявлять о «третьей волне» антимонопольных дел до получения отмашки из Белого дома. Столкнувшись с тем, что в конце прошлого года биржевые цены на нефтепродукты, которые традиционно являлись для ФАС индикатором конкурентных цен, превысили контрактные, служба радикально переработала и «третий пакет» поправок к антимонопольному законодательству, а также предложила вернуться к обсуждению «формулы цены» — внутренней конкурентной цены на основе netback (см. «Ъ» от 7 февраля). Поправки ужесточают требования к организации биржевых торгов — биржевая цена будет признаваться ФАС конкурентной только при соблюдении ряда условий. Ведомство намерено получить право устанавливать минимальную долю продаваемой на бирже продукции для каждого монополиста, а также минимальное количество участников торгов. Участвующий в торгах монополист обязан предоставить бирже список аффилированных лиц в порядке, также установленном ФАС. Чтобы исключить адресные сделки, торги должны быть анонимными — участники торгов не должны раскрывать себя до совершения сделки. Предусматривается также установление стартовой цены на основе netback (мировая цена без пошлин и транспортных расходов). Даже при соблюдении всех этих условий ФАС добивается сохранения за собой права при определении монопольно высокой цены «учитывать» биржевые и внебиржевые индикаторы на мировых площадках. «Я не знаю, какую нефть ФАС собирается продавать на бирже. Цена на всю нефть, которая идет на этот квазирынок, и так образуется по формуле на основе netback»,— заявил «Ъ» директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков, напомнив, что в России не осталось независимых НПЗ и не стало «давальцев», которые еще недавно формировали свободный рынок нефти. Внутренние цены на нефть сегодня и так формируются по принципу netback, и никаких иных биржевых цен на нефть тут не может быть — по его словам, если цены на российской бирже будут отличаться от netback, то на российскую биржу немедленно придут спекулянты с NYMEX и ICE. Что же касается биржевых торгов нефтепродуктов, то ФАС предлагала много инструментов, в том числе ежедневное установление стартовой цены, рассчитанной на основе netback, а также приостановку торгов, если цены выходят из некоего определенного заранее коридора. Еще один вариант доступен и сейчас, но не зафиксирован законодательно — в случае выхода цен за установленную ФАС отметку нефтяников ждут проверки. Если служба добьется прохождения подобных поправок, то все будет зависеть от интервала допустимых отклонений биржевых цен, который ФАС согласует. Если речь будет идти об уже обнародованном ведомством уровне — 1,5%, то это будет равноценно прямому ценовому регулированию. В нефтяных компаниях «Ъ» подтвердили, что не смогут добиться рентабельности поставок на внутренний рынок, если премия не будет превышать 1,5% netback. Не исключено, что санкционированная премьером активность ФАС может стать инструментом реализации принципов, заложенных в стратегию развития нефтяной отрасли до 2020 года, одобренной премьером на совещании в Самаре в конце прошлого года. Стратегия констатирует, что в долгосрочной перспективе для российского бюджета гораздо выгоднее экспортировать сырую нефть, нежели продукты нефтепереработки. Повышением экспортных пошлин на нефтепродукты предлагается сделать экспорт нефтепродуктов нерентабельным, что приведет к закрытию части мощностей экспортно ориентированных НПЗ. Предполагается, что в идеале они должны покрывать лишь потребности внутреннего рынка — то есть сократиться почти вдвое. Вероятно, активность ФАС в перспективе сделает рентабельным импорт дешевых нефтепродуктов, например из Белоруссии. С подобной проблемой российские нефтяники уже столкнулись на Украине — импорт нефтепродуктов из Белоруссии привел к остановке двух украинских НПЗ, принадлежащих российским нефтяным компаниям.

По сообщению сайта Коммерсантъ